Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 917

от 24.02.2018 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Крестовый поход детей 1212 года, или что же произошло в 1212 году на самом деле? Часть II



Лоденский анонимный хронист под 1212 годом помещает следующую запись:
"Некий мальчик Стефан, по роду занятий пастух, из деревни Клуа близ замка Вандом, утверждал, что перед ним явился Господь под видом бедного паломника и принял от него хлеб, а ему дал письмо для французского короля. Когда он пришёл сюда со своими ровесниками-пастухами, к нему сошлись из всех краёв Галлии свыше 30 000 человек. Пока он пребывал у св. Дионисия, Господь, как засвидетельствовано многими, явил через него немало доблестных деяний. Были и многие другие отроки, которые в великом множестве мест пользовались [популярностью] у народных толп, потому что считалось, что они тоже совершают деяния. К ним присоединилось множество подростков, чтобы отправиться под их водительством к святому отроку Стефану. Все они признавали его своим учителем и главой. Между тем король [Филипп II] посоветовался по поводу пришествия детей с парижскими магистратами, и по его предписанию все они [дети] вернулись восвояси. Так это детское паломничество, легко начавшись, также легко и завершилось. Однако многим казалось, что Господь через это самопроизвольное начинание невинных существ намеревался свершить в стране нечто великое и новое, но случилось совсем по-другому".
Филипп II Август (1165-1223) — король Франции с 1180 года.

Это была запись второй половины XIII века — довольно красиво, не правда ли? Но ведь ни о каком крестовом походе в этой хронике не говорится — просто по Франции прокатилось массовое брожение среди детей, которых удалось довольно легко разогнать по домам.

Через сто с лишним лет после приведённой записи аббат монастыря Сан-Бертини, известный как Иоанн Ипрский, с чистой совестью мог записать:
"В то время как по всей Франции устраивались шествия ради снискания благодати Божией для борьбы с неверными, некоему пастушку в Шартрском диоцезе пришло на ум присоединиться к такому шествию, что он и сделал. По возвращении он увидел, что овцы разоряют посевы, а когда он хотел прогнать их, овцы склонили перед ним колени, как будто прося прощения. Когда это известие дошло до народа, тот проникся к пастушку с необыкновенным уважением, и вскоре к нему без всякой подсказки или принуждения стеклись бесчисленные тысячи детей из всех частей королевства; на вопрос, куда они идут, все единодушно отвечали:
"К богу!"
Вот уже и чудеса, совершённые отроком, описываются!

Но я забежал далеко вперёд, а пока взглянем, что занёс в “Штаденские анналы” монах Альбер (?-после 1264):
"Год 1212. В это время дети без наставника, без предводителя собрались из разных городов и местностей и неугомонными толпами устремились в заморские земли, когда же у них спрашивали, куда они стремятся, те отвечали:
"В Иерусалим, обрести Святую Землю!"
Многих родители пытались запереть, да без толку, ибо, сломав засовы, они выбирались и уходили. Когда слухи об этом дошли до Папы Иннокентия III], он произнес, сокрушаясь:
"Эти дети – укор всем нам; ибо покуда мы предаемся сну, они стремятся вернуть Святую Землю".
До сих пор неизвестно, чего они достигли. Многие возвратились назад, а когда им задавали вопрос, почему они отправились в путь, отвечали, что не знают".
Исследователи считают, что данная запись занесена в анналы около 1260 года или ещё позднее, но под именем Альбера.

С другой стороны, в источнике, известном как “Chronica Andrensis”, об этих же событиях записано более кратко:
"Бесчисленное множество детей из разных городов, замков, городков и деревень собрались по собственному почину и устремились к Средиземному морю, и когда родители и прочие спрашивали у них, куда они направляются, то все вместе и каждый в отдельности единодушно отвечал:
"К Богу!"


Едем дальше. Под 1212 годом в “Кёльнской королевской хронике” говорится о нескольких значимых событиях:
"1212. В том же году, облачившись крестом, большое количество людей из Саксонии, Вестфалии, Фрисландии и разных других земель вступили войной против бегинов. Поэтому многие из страха перед этим войском, оставив города и крепости, бежали, другие милостью Божьей отреклись от своих заблуждений и были возвращены к католической вере кардиналом, посланным римским престолом. Открылись и очистились церкви, возобновлено богослужение, проведены публичные мессы для паломников. Исполнив все это, некоторые из них вернулись на родину, другие с герцогом Леопольдом Австрийским отправились дальше в Испанию сражаться с неверными...

В том же году мальчики разного возраста и положения из всей Франции и Германии облачили себя крестом и объявили, что им предназначено Богом отправиться в Иерусалим для поддержки святой земли. По их примеру множество юношей и девушек надели крест, желая пойти с ними. К ним также примкнуло несколько мошенников; всё то, что они собирали, и что ежедневно получали от верующих, они недостойным образом скрыли, и поэтому то, что случилось с собранными деньгами, осталось тайной. Один из них был схвачен в Кёльне и лишен жизни через повешение. Из-за этого многие сгоряча ушли в леса и пустоши, по причине голода и жажды. Другие, перейдя через Альпы и вступив в Италию, были разграблены и изгнаны обратно лангобардами, после чего с позором вернулись на родину".
Леопольд VI Славный (1176-1230) - герцог Штирии (1194) и Австрии (1198).

Легко видеть, что Европу в 1212 году сотрясали мощные события: борьба с бегинами, борьба за власть в Германии, борьба с маврами на Пиренейском полуострове, продолжался крестовый поход против альбигойцев и т.д. Можно понять, что подобные неурядицы порождали множество обездоленных людей, вынужденных скитаться в поисках убежища и пропитания, и наилучшим выходом в подобных случаях становилось паломничество в Святую Землю или участие в крестовом походе. Так что не стоит удивляться тому, что большинство современников просто не обратили внимания на толпу голодных детей, даже если подобное событие вообще имело место в 1212 году.

Вот, например, монах-францисканец Адам де Салимбене (1221-1288), более известный как Салимбене Пармский, много путешествовал и много чего видел, но о событиях 1212 года написал с чужих слов, так как просто не мог быть современником:
"В том же самом году, то есть в 1212, неисчислимое множество паломников – бедных людей обоего пола и детей из Тевтонии, побуждаемых тремя отроками двенадцатилетнего возраста, принявшими знак креста в области Кёльна и говорившими, что им было видение, прибыло в Италию. Они единодушно и в один голос говорили, что пройдут по морю, как по суше, и вернут Господу Святую Землю – Иерусалим; но потом все затихло.
В том же году был такой сильный голод, особенно в Апулии и Сицилии, что матери поедали даже детей".
И это всё — никаких других ужасов, кроме голода на юге Италии: ни массовой гибели детей, ни их продажи в рабство. Ничего такого Салимбене не слышал и не читал ни о чём подобном.

“Марбахские анналы” составлялись множеством различных людей на протяжении более двухсот лет, поэтому трудно судить, когда был написан обширный фрагмент, относящийся к 1212 году, но многие историки полагают, что это произошло примерно в 1280 году. Вот соответствующая выдержка из этих анналов:
"В означенную эпоху была предпринята смехотворная вылазка: дети и несмышлёные люди поспешно и необдуманно выступили в крестовый поход, движимые скорее любопытством, нежели заботой о спасении души. В эту экспедицию отправились дети обоего пола, отроки и отроковицы, да не только малые дети, но и взрослые, замужние женщины и девицы — все они шли толпами с пустыми кошельками, наводнив не только всю Германию, но и страну Галлов и Бургундию. Ни друзья, ни родственники никоим способом не могли удержать их дома: они пускались на любые уловки, чтобы отправиться в путь. Дело дошло до того, что повсюду, в деревнях и прямо в поле люди оставляли свои орудия, бросая на месте даже те, что были у них в руках, и присоединялись к шествию. Поскольку, встречаясь с подобными событиями, мы нередко являем собой крайне легковерную толпу, многие люди, усмотрев в сем знак истинного благочестия, исполненного Духа Божия, а не следствие необдуманного порыва, спешили снабдить странников всем необходимым, раздавая им продовольствие и всё, в чём они нуждались.
Клирикам же и некоторым иным, обладавшим более здравым суждением и обличавшим сие хождение, которое они находили совершенно вздорным, миряне давали яростный отпор, упрекая их в неверии и утверждая, что они противились этому деянию более из зависти и скупости, нежели ради истины и справедливости. Между тем всякое дело, начатое без должного испытания разумом и без опоры на мудрое обсуждение, никогда не приводит ни к чему благому. И вот, когда эти безумные толпы вступили в земли Италии, они разбрелись в разные стороны и рассеялись по городам и весям, и многие из них попали в рабство к местным жителям. Некоторые, как говорят, добрались до моря, и там, доверившись лукавым корабельщикам, дали увезти себя в другие заморские страны. Те же, кто продолжил поход, дойдя до Рима, обнаружили, что дальше идти им было невозможно, поскольку они не имели поддержки от каких-либо властей, и им пришлось, наконец признать, что трата сил их была пустой и напрасной, хотя, впрочем, никто не мог снять с них обета совершить крестовый поход — от него были свободны лишь дети, не достигшие сознательного возраста, да старики, согбенные под тяжестью лет. Так, разочарованные и смущённые, пустились они в обратный путь. Привыкнув когда-то шагать из провинции в провинцию толпой, каждый в своей компании и не прекращая песнопений, они теперь возвращались в молчании, поодиночке, босоногие и голодные. Их подвергали всяческим унижениям, и не одна девушка была схвачена насильниками и лишена невинности...
В том же году герцог Австрийский, несколько баронов и других людей различного звания предприняли крестовый поход для оказания помощи графу де Монфору в его войне против Альбигойцев... еретиков из земли Св. Жиля. Папа Иннокентий призвал к этому походу и организовал его, обязав участвовать в нём ради отпущения грехов".
Симон IV де Монфор (1160-1218) — предводитель крестового похода против альбигойцев.

Появлялись у хронистов и фантастические версии о причинах крестового похода детей. Винсент из Бове уверенно сообщает:
"Утверждают, что Горный Старец, который выращивает с детства ассасинов держал в темнице двух заморских клириков и не желал никаким образом отпускать их до тех пор, покуда они не поклянутся привести к нему детей из французского королевства. Полагают, что именно они слухами о ложных видениях соблазнили этих самых детей принять крест".


Мэтью Пэрис вполне мог бы сочинять приключенческие романы, ибо он поместил скромное повествование в фантастический антураж, но он по праву является одним из первых создателей легенды о крестовом походе детей:
"Во Франции возникло и распространилось неслыханное заблуждение. Так, один отрок по наущению врага рода человеческого, будучи ещё в самых отроческих летах и простого нрава, стал ходить, словно посланец Божий, по городам и замкам Французского королевства, распевая по-французски на церковный лад:
"Господи Иисусе Христе, Крест Святой возврати нам!" –
прибавляя к этому много всего другого. И стоило сверстникам увидеть его или услышать, как они в бесчисленном множестве следовали за ним. Оказавшись в сетях дьяволовых козней и распевая в подражание своему наставнику, они оставляли отцов и матерей, кормилиц и всех друзей своих. И, что самое удивительное, их не могли остановить ни засовы, ни уговоры родителей, ибо они следовали прямо за своим предводителем к Средиземному морю, словно собирались переплыть через него. Передвигались они процессиями – шли толпами с песнопениями. Их было так много, что ни одному городу их удержать оказалось не под силу. Они везли на повозке своего предводителя, закутанного в плащ и окруженного со всех сторон вооруженными телохранителями, дабы те сдерживали толпу, – вот как их было много. Всякий из них, у кого оказывалась нить или волос этого предводителя, считал себя блаженным. Да только сатана, вечный обманщик, устроил так, что все они погибли – кто на суше, кто на море".


Завершить обзор источников хочу некоторыми фрагментами хроники цистерианского монаха Альберика (?-после 1252) из аббатства Труа-Фонтен, которую большинство современных историков считают совершенно недостоверной, по крайней мере, в отношении данных о событиях 1212 года. Дело в том, что эту хронику составляли, как минимум, два человека с 1232 по 1295 годы, и есть основания полагать, что сведения о событиях 1212 года написаны и вставлены в кодекс после 1280 года.
Итак:
"Состоялся почти чудесный поход детей, собравшихся отовсюду... Сначала они пришли от парижского замка Вандом. Когда их собралось около 30 тысяч, они пришли в Марсель, намереваясь отправиться за море против сарацин. Но присоединившиеся к ним разбойники и дурные люди так распространились по всему войску, что после того как некоторые из путников утонули в море, а некоторые были проданы в рабство, папа повелел, чтобы они отправлялись за море в качестве крестоносцев, когда достигнут совершеннолетия".


Крестовый поход детей 1212 года, или что же произошло в 1212 году на самом деле? Часть I

(Окончание следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2018
abhoc@abhoc.com

В избранное