Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 873

от 20.11.2016 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Очерки истории Элама. Часть VI. Правление династии Эпартидов (окончание)



Кутир-Наххунте I стал суккаль-махом примерно в 1730 году и назначил “управителем Элама и Симаша” своего брата Лила-Ирташа, а суккалем Суз — своего сына Темпти-Агуна (Темти-Агуна).
Деяния Кутир-Наххунте I оставили заметный след в истории Древнего мира.

Как я уже говорил, при правлении Самсу-Илуна могущество Вавилона стало уменьшаться, и настал такой момент, когда Кутир-Наххунте I решил отомстить своим врагам за прошлые обиды и унижения. В 1711 году Кутир-Наххунте I воспользовался смертью вавилонского правителя Самсуилуна и в первые же месяцы правления его преемника Аби-ешу (правил 1712-1684) вторгся на территорию противника.

Разгром, которому эламиты подвергли вавилонские владения и сам город Вавилон на многие века остались в памяти поколений не только самих эламитов, но и их врагов.
Недаром великий ассирийский царь Ашшурбанапал (669-627) в 646 году до Р.Х., то есть более чем через тысячу лет после описываемых событий, после долгожданной победы над Эламом оставил такую надпись:
"Эламит Кутир-Наххунте, не страшась нарушить клятву, данную великим богам, и слепо полагаясь на собственную силу, наложил руку на святилище Аккада и превратил Аккад в прах".


Более того, Кутир-Наххунте I вывез из побеждённой и разорённой страны статую главной богини тех мест, богини плодородия, любви и победы — Нанайи, и поместил её статую в один из храмов Суз, где она и простояла более тысячи лет.
Ашшурбанапал ставит себе в заслугу возвращение этой статуи в Месопотамию:
"Нанайа, которая сердилась в течение тысячи шестисот тридцати пяти лет, которая была вынуждена покинуть родные края и поселиться в недостойном для неё месте — в Эламе, доверилась мне и просила вернуть её домой".
Ашшурбанапал, разумеется, выполнил просьбу богини, а на ошибку писцов в летосчислении я не буду обращать внимания, хотя некоторые историки могут попытаться на основании этой надписи сдвинуть древнюю хронологию.

Если враги Элама и через тысячу лет не могли забыть об этом поражении, то потомки тем более прославляли подвиги великого предка. Особенно стоит отметитььь мероприятия одного исамыххх знаменитых правителей Элама — Шилхак-Иншушинака (1150-1120), который много сделал длпрославленияия деяний Кутир-Наххунте I.

На одной частично сохранившейся стеле говорится о том, что этот великий эламский царь сам оказывает
"великие почести Кутир-Наххунте и его [вероятно, сыну или правителю Суз] Темпти-Агуну".
Ещё бы, ведь они покорили в Месопотамии тридцать городов. Более того, Кутир-Наххунте как “хозяин и повелитель” овладел страной Аккад, а местных правителей предал забвению, и внушил жителям Вавилонии
"уважение и страх перед народом Элама".


Вероятно, в честь именно этой великой победы Элама царь Шутрук-Наххунте (1185-1155) дал своему старшему сыну имя знаменитого предка, и Кутир-Наххунте II (1155-1150) оправдал возложенные на него надежды. Но об этом позже.

Пока же отметим ещё, что правитель (или царь) Шилхак-Иншушинак восстановил для потомков посвятительную надпись, сделанную самим Кутир-Наххунте I. Во время ремонтных работ в храме бога Иншушинака в Сузах он обнаружил повреждённую надпись на аккадском языке, сделанную его далёким предшественником. Шилхак-Иншушинак велел восстановить эту надпись и поместил её на старое место в храме бога Иншушинака.
Вот текст этой надписи:
"Кутир-Наххунте и его сын суккаль Суз Темпти-Агун проявили особую заботу к статуе бога Иншушинака, посвятив ей во имя спасения своих жизней храм, включая вымощенную дорогу для религиозный процессий".
Подобные дороги, проложенные по-эламски, шли наискосок по направлению к храмовым воротам.

Несмотря на приведённые тексты, мы ничего не знаем ни о политических переменах в жизни Месопотамии той поры, ни об изменении границ существовавших государств. Одно можно сказать достаточно точно — это не был обычный грабительский набег, так ка слишком долго жила о нём память как среди потомков, так и среди врагов.

Ко времени правления Кутир-Наххунте I относится и табличка на аккадском языке, найденная в Сузах. В ней говорится о том, что Темпти-Агун, суккаль Суз, построил и пожертвовал богине Ишмекараб храм для блага нескольких ближайших родственников: своего отца, суккаль-маха Кутир-Наххунте; своего дяди, управителя Элама и Симаша, Лила-Ирташа; во имя своего собственного блага; во имя блага своего младшего брата Темпти-Хишах-Анеша; во имя блага своей “почитаемой матери” Ванеши.
При удачном стечении обстоятельств Темпти-Хишах-Анеша мог стать наследником своего старшего брата Темпти-Агуна, но умер раньше его.

Следующий суккль-мах, Лила-Ирташ, правил не более двух лет, его сменил Темпти-Агун I (1698-1685/1690).
Никаких подробностей о правлении этих суккаль-махов, да и всех последующих правителей династии Эпартидов у нас пока нет.
У нас есть только списки их имён, и я умышленно сказал “списки”, потому что отсутствие какой-либо информации об Эламе этого периода разбудило в последней четверти XXвека творческую фантазию у многих учёных.
Но поговорим об этом чуть подробнее.

Консервативная или традиционная точка зрения, представителем которой является Вальтер Хинц, даёт такую последовательность последующих правителей (с указанием приблизительных дат правления):
Тан-Ули (1685-1655);
Темпти-Халки (1655-1650);
Кук-Нашур II (1650-1635);
Кутир-Шилхаха (1635-1625);
Темпти-Рапташ (1625-1605);
Кутучулуш III (Кудзулуш, 1605-1600);
Тата (1600-1580);
Аттамеррахалки (1580-1570);
Пала-Ишшан (1570-1545);
Кук-Кирваш (1545-1520);
Кук-Наххунте (1520-1505);
Кутир-Наххунте (1505-?).
С такой последовательностью правителей большинство историков, в основном, соглашалось, иногда лишь делая незначительные поправки в датах правления. Иногда к этому списку ещё добавлялись имена Кутир-Шилхаха II (?) и Кук-Нашира (Кук-Нашур IV, ?).

Однако высказывались предположения о том, что последним правителем из династии Эпартидов следует считать Сивепалар-хухпака, потерпевшем сильное поражение от Хаммурапи, а всех последующих правителей следует отнести к так называемой Вавилонской династии.

Это было лишь началом споров между историками об этом периоде истории Элама. Потом внимание историков привлёк тот факт, что могущественный правитель Исина по имени Иддин-Даган выдал свою дочь Матум-Ниатум за правителя Аншана. Время правления Иддин-Дагана определяют в промежутке между 1975-1955 гг. до Р.Х. до 1910-1890 гг. до Р.Х., а потому и мужем этой дамы считают то Имазу, сына Киндатту (1990-1970), то Тан-Рухуратира I, то Индатту II.

Сложный вопрос, но вообще вопросы о последних правителях что династии Симашки, что династии Эпартидов окутаны достаточно густым туманом из-за отсутствия источников. А потому в ход идут различные толкования сохранившихся надписей и документов и игры с хронологией, которые могут завести неизвестно куда. Эти игры облегчаются тем, что многие правители, военачальники и чиновники часто носили одинаковые имена, так что не всегда можно понять и точно установить, о ком идёт речь в данном документе, и это открывает широкое поле для различных предположений.

Например, предположили, что мужем этой дамы из Исина мог быть Эпарти, который таким путём возвысылся и стал правителем Элама. Однако абсолютно никаких данных о родственных связях Эпарти с правившей в то время династией Симашки у нас нет, а потому и непонятно, как правитель одного могущественного государства мог выдать свою дочь замуж, пусть даже за аристократа, но не связанного родственными узами с правителями. Нонсенс, ведь браки среди правителей и их наследников (наследниц) всегда считались сильным дипломатическим оружием.

Исследователей это не остановило, и они предположили, что мужем Матум-Ниатум стал не наш Эпарти, отец Шилхахи, а его предшественник, тоже по имени Эпарти, живший несколько раньше. Так наш правитель Эпарти получил номер 2, а некоторые историки даже приписывают ему третий номер, считая, что у него были два предшественника с таким именем.

Поэтому время начала правления династии Эпартидов пришлось немного отодвинуть, примерно к 1973 году до Р.Х.
Но ведь тогда у власти были ещё правители династии Симашки! Историков это не остановило, и они смело предположили, что правители этих двух династий могли править одновременно, но разными частями Элама — западной и восточной. Никаких доказательств при этом не приводилось, одни предположения и толкования надписей. Да, ещё высказывалось удивление подобным ходом событий.

Подобное вмешательство в хронологию Элама не прошло бесследно: буквально на глазах развалилась хронология суккаль-махов, и теперь нет никаких, даже ориентировочных дат для большинства правителей из этой династии. Список правителей вырос, в нём появились новые имена, которые достаточно произвольно привязываются степенью родства друг к другу и к реально существовавшим правителям.
Одновременно пришлось корректировать и хронологию династии Симакши, да и их предшественников. Всё, хронология древнего периода истории Элама исчезла.

В качестве примера я хочу привести для вас, уважаемые читатели, хотя бы ещё два современных варианта правителей династии Эпартидов, то есть суккаль-махов. Вопросительные знаки вместо дат правления означают, что историки не могут ничего даже предположить о них.

Вот первый вариант списка правителей династии Эпартидов.
1. Эпарти II - женился на дочери Иддин-Дагана, царя Исина в 1973 году до Р.Х.
2. Шилхаха (?) - суккаль-мах, сын Эпарти II.
3. Палар-Ишшан (до 1928?) - суккаль-мах, сын Шилхахи.
4. Кук-Санит (?) - кто такой — неизвестно; предполагается, что это сын Палар-Ишшана, но никаких доказательств этого нет
5. Атта-хушу (?1928 — после 1894) - сын Шилхахи.
6. Тетеп-Мада (после 1890).
7. Кук-Кирваш (?) - сын Лан-Куку (кто такой?) и племянник Палар-Ишшана
8. Тем-Санит (?) - сын Кук-Кирваша.
9. Кук-Наххунте (?) - сын Кук-Кирваша.
10. Кук-Нашур I (?).
11. Ширукдух (?) - сын Кук-Нашура I.
12. Шимут-Варташ I (?).
13. Сивепалар-Хухпак (около 1765) - сын Ширукдуха.
14. Кудузулуш I (?) - сын Ширукдуха.
15. Кутир-Наххунте II (?) - сын Кудузулуша I.
16. Аттамеррахалки (?).
17. Тата II (?) брат Аттамеррахалки.
18. Лила-Ирташ (?), сын Кудузулуша I.
19. Темти-Агун (?) - сын Кутир-Наххунте II.
20. Кутир-Шилхаха (?) - сын Темти-Агуна.
21. Кук-Нашур II (около 1646) - сын Кутир-Шилхаха.
22. Темти-Рапташ (?) - сын Кутир-Шилхаха.
23. Шимут-Варташ II (?) - сын Кутир-Шилхаха.
24. Ширтух (?), сын Кук-Нашура II.
25. Кудузулуш II (?) - сын Шимут-Варташа II.
26. Тан-Ули (?).
27. Темти-Халки (?) (?) - сын Тан-Ули.
28. Кук-Нашур III (?) - сын Тан-Ули.
29. Кутик-Матлат (около 1500) - сын Тан-Ули.
Транскрипция имён может отличаться, от использованной мной ранее, а степени родства правителей остаются на совести соответствующих историков.

Второй вариант списка правителей лишь незначительно отличается от первого в верхней части.
1. Эпарти II (1973?). 2. Шилхаха (?) - сын Эпарти II.
3. Кук-Нашур I (?) - сын Шилхахи.
4. Атта-хушу (?1928) — сын Кук-Нашира I (?).
5. Тетеп-Мада (после 1890) - сын Кук-Нашира I (?).
6. Палар-Ишшан (?).
7. Кук-Санит (?) - сын Палар-Ишшана (?).
8. Кук-Кирваш (?) - сын Лан-Куку (кто такой?).
9. Тем-Санит (?) - сын Кук-Кирваша.
10. Кук-Наххунте (?) - сын Кук-Кирваша.
11. Кук-Нашур II (?) - сын кук-Наххунте (?).
12. Ширукдух (?1790), и т.д.
Дальше эти списки практически идентичны, не считая вариантов степеней родства приведённых правителей.

Даты конца правления династии Эпартидов мы можем попытаться установить очень приблизительно и то, по косвенным признакам.
Исходной точкой тут будет 1595 год до Р.Х., когда хетты разгромили государство Митанни и захватили Вавилон.
Через некоторое время после ухода хеттов в Месопотамию вторглись касситы, завоевали Вавилон и положили начало Касситской династии правителей.

К сожалению, у нас нет никаких документов об интересе касситских правителей Вавилона к Эламу и их взаимоотношениях в интересующий нас период.
Выдвигались гипотезы о том, что касситы почти сразу же положили конец правлению династии Эпартидов, но очень вероятно, что все подобные предположения безосновательны, и мы сможем достоверно продолжить разговор об истории Элама примерно с 1390 года до Р.Х. или немного ранее.

Очерки истории Элама. Часть V. Правление династии Эпартидов

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2016
abhoc@abhoc.com

В избранное