Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 816

от 30.08.2015 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Надежда Дмитриевна Хвощинская-Зайончковская и В.Крестовский-псевдоним. Часть I



Что такое партийность в литературе, я хочу проиллюстрировать на примере писательницы XIX века Надежде Дмитриевне Хвощинской (1820/1824-1889), которая не обладала сколько-нибудь значительным литературным талантом, но по своим убеждениям тесно примыкала к “прогрессивным” писателям демократического лагеря, которые и стали активно проталкивать нашу героиню в большую литературу.

Надежда Дмитриевна Хвощинская родилась в семье мелкого помещика Рязанской губернии Дмитрия Кесаревича Хвощинского (1795?-1856) и Юлии Викентьевны Дробышевской-Рубец (1801-1884). Отец Н.Д. был отставным артиллерийским офицером, считался весьма образованным человеком и служил в губернском управлении по части коннозаводства, подрабатывая ещё на сбыте хлебного вина. Мать была полькой по национальности, хорошо владела французским языком и передала это умение своим детям, которых выросло четыре человека.

Помимо Надежды Дмитриевны, в семье были ещё две дочери, Софья Дмитриевна (1824/1828-1865) и Прасковья Дмитриевна (1832-1916), и сын – Кесарь Дмитриевич Хвощинский (?-1873).
В 1831 году Д.К. Хвощинский был обвинён в растрате и лишился почти всего своего состояния, так что его семья вынуждена была переселиться в Рязань, где и прошла большая часть жизни Надежды Дмитриевны. На государственную службу Дмитрий Кесаревич смог вернуться только в 1845 году, а до этого семья Хвощинских жила в весьма стеснённых обстоятельствах.

Тем не менее, с малых лет дети в семье Хвощинских много читали, рисовали и сами испытывали страсть к сочинительству, составляя домашний литературный журнал.
Литературный дебют Надежды Дмитриевны состоялся в 1847 году, когда в “Литературной газете” были напечатаны её первые стихи. Редактор газеты Владимир Рафаилович Зотов (1821-1896) доброжелательно отнёсся к первым стихотворным опытам Надежды Дмитриевны, вступил с ней в переписку и даже, по свидетельству Прасковьи Дмитриевны, посетил её в Рязани я в 1852 году.
Правда, воспоминания П.Д. Хвощинской были написаны только в 1892 году, так что их достоверность может вызывать некоторые сомнения.

Как бы там ни было, Зотов предложил Надежде Дмитриевне в дальнейшем сотрудничать с журналом “Отечественные записки”, где в 1850 году под псевдонимом В.Крестовский была опубликована повесть “Анна Михайловна” – это прозаический дебют Надежды Дмитриевны.

В конце 1852 года Надежда Дмитриевна вместе с отцом в первый раз съездила в Петербург и сразу же окунулась в культурный мир столицы: театр, музеи, Академия художеств и т.п. Однако главным для дальнейшей судьбы Надежды Дмитриевны оказалось личное знакомство с Андреем Александровичем Краевским (1810-1889), редактором и издателем “Отечественных записок”. Краевский сразу же ввёл Надежду Дмитриевну в кружок литераторов, группировавшихся вокруг его изданий, которые сразу же признали молодую литераторшу “своей”.

Краевский был согласен и в дальнейшем публиковать новые произведения Надежды Дмитриевны, но только просил изменить подпись под прозаическими произведениями писательницы, которая отказалась пойти навстречу издателю и в этом вопросе оказалась неколебима. Она написала Краевскому:
"Господин Зотов говорил мне также о вашем желании, чтобы под моими повестями, я подписывала мою фамилию; но, зная провинциальную жизнь, вы очень хорошо поймете, как это затруднительно для лица, которое вовсе не ищет известности, и списывает только то, что иногда встречается перед глазами. Под моею поэмой или стихами, которые, как говорил мне г. Зотов, вы когда-нибудь хотите напечатать в вашем журнале, — может стоять моё имя, но что касается до прозы, я убедительнейше прошу вас оставить мой псевдоним в том самом виде, как он появился в первый раз в “Отечественных записках”, сделав, если вам угодно, оговорку, (как мне говорил г. Зотов) что пьесы г-на Крестовского принадлежат вовсе не тому лицу, которое писало в “Отечественных записках”".


Знакомство с известными и образованными людьми, которые разделяли её передовые взгляды, произвело на неё очень сильное впечатление, поэтому после возвращения в Рязань Надежда Дмитриевна практически полностью прекратила общаться с местным обществом, которое очень косо смотрело на литературные занятия молодых женщин.

Надежда Дмитриевна Хвощинская с самого детства была очень стеснительным и замкнутым человеком, с провинциальной рязанской аристократией практически не сближалась, ни с кем не знакомилась, не выходила в свет, так что многие знакомые их родственников никогда её даже не видели.
М.М. Андреева, приятельница Надежды Дмитриевны, позднее вспоминала:
"Едва, бывало, завидит карету, как моментально скрывается; если же неожиданно застанут её за чайным столом, и она не успеет убежать, то становится молчалива, скрывалась, умильно поглядывала, молила глазами: “спасите” и, не видя помощи от окружающих, выждет минуту и юркнет к себе".


Прасковья Дмитриевна Хвощинская описывает, как первое посещение Петербурга сказалось на её сестре:
"Поездка эта была самая приятная: знакомство с Краевским, с которым с этого времени установились и никогда не изменялись её хорошие отношения, кружок литераторов, собиравшийся у него по назначенным дням, дружно принявший Н.Д. в свою среду, — всё это навсегда оставило в ней самые лучшие воспоминания. Пожив в Петербурге совершенно новою незнакомой ей до того времени жизнью, сойдясь с людьми одних с ней интересов, повидав чудные произведения искусства, Эрмитаж, Академию, наслушавшись певцов, славу которых до сих пор затмить не может никто, она, возвратясь в Рязань, не могла уже найти удовольствия в обществе, живущем своим обыденным будничным порядком, и потому, отставая от него и прежде, она кончила тем, что почти перестала бывать где бы то ни было, заскучала, принялась писать, не отрываясь, ходила только к тёткам и в церковь".


При помощи Краевского и членов его кружка в 1853 году вышла в свет первая книга Н.Д. Хвощинской – это была повесть в стихах “Деревенский случай”.
Н.А. Некрасов заметил выход этой книги, благожелательно отозвался о направлении мыслей автора и дал такой отзыв:
"Сознаемся, что собственно поэтического таланта мы не нашли у г-жи Хвощинской".
Далее Некрасов написал, что ей
"дано все нужное для того, чтобы удачно писать прозой".
Отфутболил, так сказать, в сторону, так как ещё не оценил её в качестве полезной единомышленницы.
Ниже мы увидим, как оценивал Николай Алексеевич прозу госпожи Хвощинской.

В 1856 году в “Отечественных записках” завершилось издание романа Н.Д. Хвощинской “Последнее действие комедии”. Н.А. Некрасов сразу же откликнулся рецензией на этот роман и вот что он написал в своём отзыве:
"“Последнее действие комедии”, роман В. Крестовского (псевдоним дамы-писательницы, как было сказано в одном объявлении), замечательно во многих отношениях: в нём высказались все достоинства и недостатки этого автора. Из ныне пишущих женщин-писательниц г-жа Крестовская серьёзнее других посмотрела на литературное дело...
В произведениях г-жи Крестовской менее всего слышится напряженной крикливости и светской болтливости. Ей иногда удаются даже мужские характеры...
И вообще если б в повестях г-жи Крестовской было поменьше “книжности” и побольше жизни, они поспорили бы с лучшими произведениями новейшей литературы. Резонёрство и ум, переходящий в умничанье, - вот коренной их недостаток, тем более важный, что благодаря ему, при всех своих достоинствах, повести г-жи Крестовской скучны.
Отдавая должное прекрасному таланту г-жи Крестовской, мы укажем и на его недостатки. Главный мы указали уже в коротких словах выше; скажем о нём подробнее. В ущерб художеству она любит слишком много анализировать и рассуждать. Эти анализы длинны, как монологи в старых драмах, утомительны, как прописные морали. Так, например, одно вступление в роман производит самое неловкое впечатление... Ещё посоветуем автору, для будущих его успехов, прятать как можно подальше от читателя свою личную мысль, нерасположение к тому или к другому лицу и казнить своих героев их же поступками. Осветите только ровным, правдивым светом ваши фигуры, и, поверьте, читатель всё поймет. Тепло, гуманно перо автора, но торопливо и слишком резко там, где должен всплыть наружу весь герой, и часто автор, совершенно некстати, выскакивает сам на страницы своего романа. Это вредит делу".


Надежда Дмитриевна была всегда очень привязана к своей сестре Софье Дмитриевне, которая начала печататься в 1857 году (псевдоним – Иван Весеньев), и оказалась довольно плодовитым беллетристом. После смерти отца в 1856 году сёстры почти каждый год ездили в Петербург, где жили два-три месяца в Знаменской гостинице, занимая двухкомнатный номер.

Прасковья Дмитриевна Хвощинская пишет в своих воспоминаниях:
"В своем тесненьком и маленьком номерке Знаменской гостиницы они принимали весь свой большой круг знакомых, искренно их любивших и дороживших их расположением. Они не давали вечеров, потому что для этого нужны были средства, которых они не имели, но у них собирались по вечерам, и за дружным простым чайным столом не замечалась бедность обстановки. Беседы длились за полночь, и о них и теперь ещё помнят".


Но всё же большую часть времени сёстры Хвощинские проводили в родительском доме в Рязани - ведь после смерти отца они остались единственными кормильцами большого количества родственников. Своим литературным трудом сёстры добывали довольно скудные средства для существования, и их семейство жило бедно, так как гонорары Н.Д. и С.Д. Хвощинских были ещё невелики.

В 1861 году в различных изданиях стали регулярно появляться публикации Всеволода Владимировича Крестовского (1840-1895), а в 1864 году в журнале “Отечественные записки” начал печататься его знаменитый роман “Петербургские трущобы”.
Надежда Дмитриевна не захотела отказываться от полюбившегося ей псевдонима и стала подписывать свои произведения “В.Крестовский-псевдоним”.

Настойчивость, с которой Надежда Дмитриевна держалась за псевдоним “Крестовский”, немного проясняют воспоминания её сестры Прасковьи Дмитриевны:
"Н.Д. была уверена, что внимание, которым она пользовалась, было дорого её семье, где ею гордились и много её любили. Псевдоним Крестовского давал повод для нашего семейного праздника: ко дню его именин, т. е. к 15-му июля, готовился ему какой-нибудь сюрприз, и день этот был торжественный; не только праздновался сам Крестовский, чествовались некоторые любимые герои и героини её романов".


(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2015
abhoc@abhoc.com

В избранное