Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 793

от 15.02.2015 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Венгры приходят в Европу. Часть IX. Правление св. Иштвана (Стефана) I



Шаролт от притязаний Коппаня укрылась в Веспреме, отказавшись принять его предложение, а Дьюла-младший и Айтонь в этом конфликте сохраняли нейтралитет. Иштван отступил к Нитре и стал собирать силы для борьбы с Коппанём.

Помощь Иштвану оказал новый баварский герцог Генрих IV (973-1024), более известный в истории как император Генрих II Святой (король Германии с 1002, император с 1014).
Коппань собирал своих сторонников по всей Венгрии среди приверженцев традиционных обычаев и древних богов; он собирался прекратить христианизацию страны и выслать из неё всех миссионеров, как католиков, так и православных.

Войска противников сошлись в 998 году возле Веспрема, который всё ещё осаждал Коппань в надежде захватить Шаролт.
Войско Коппаня было организовано по традиционной дружинной схеме и состояло из отрядов лёгкой кавалерии, тогда как ядро армии Иштвана составляла тяжеловооружённая рыцарская конница, состоявшая в основном из немцев.
В упорном сражении армия Иштвана одержала победу, а князя Коппаня сразил некий швабский рыцарь по имени Вецелин.
Труп Коппаня Иштван приказал четвертовать, и его части были развешаны на стенах Дьёра, Веспрема, Секешфехервара и Дьюлафехервара (теперь Алба-Юлия в Румынии) для устрашения противников нового правителя и новой религии.

Иштван понимал, что мятежи против его власти ещё будут, и они будут постоянно возникать в государстве венгров до тех пор, пока не будут изжиты основы родоплеменного строя. Надо было создать государство, взяв за основу устройство близлежащих европейских стран, в которых было централизованное управление, осуществляемое христианским королём.

Иштван тоже стремился стать христианским королём, он стремился получить корону из рук папы, и начал активно внедрять христианство в души своих подданных. В 1000 году было образовано первое в Венгрии архиепископство с центром в Эстергоме, а первым архиепископом стал бенедиктинец Домокош (954-1002).

Одновременно успешно шли переговоры о коронации Иштвана. Вскоре папа Сильвестр II (946-1003, папа с 999) прислал в Венгрию своего легата Астрика (известен и как Анастасий Калочский) со старинной короной, которая по преданию принадлежала самому Аттиле.
Астрик хорошо ориентировался в венгерских делах, так как он раньше крестил Иштвана, а по преданию – и его мать, что, впрочем, маловероятно.

На Рождество 1000 года, то есть 25 декабря, состоялась торжественная церемония, во время которой Иштван был провозглашён апостолическим королём Венгрии. Такой титул он получил в знак признания своих заслуг в деле распространения христианства в стране.
Так как он получил корону из рук самого папы, то это делало короля Иштвана (Стефана) независимым от других земных владык, в первую очередь от германского императора.

Апостолический король Венгрии обладал уникальными для Западной Европы правами в отношении церковных дел:
король мог как учреждать новые епархии в своей стране и на вновь завоёванных землях, так и упразднять старые;
король являлся собственником всех церковных земель в Венгрии;
король мог назначать прелатов всех категорий, которые были правомочны исполнять свои обязанности даже без утверждения папой;
в распоряжение короля поступали доходы всех вакантных епархий, а в случае необходимости он мог секвестрировать все церковные доходы.
Во время торжественных церемоний перед королём несли большой крест, который символизировал административную власть Апостолического Величества над священниками и церквями.

После этого христианизация Венгрии пошла ещё быстрее. В Калоче Иштван организовал второе по значению после Эстергома епископство, во главе которого был поставлен Астерик. В довольно короткое время по всей стране было создано до десяти епископств – в Риме довольно потирали руки.
Для населения Венгрии введение христианства означало переход к новым, необычным, нормам наследования власти и имущества, новым нормам отношений.
Если Гёза ещё считался лишь первым среди прочих князей, то Иштван уже, как король, требовал беспрекословного подчинения от своих подданных.

Не всем в стране были по душе новый бог и подобные нововведения, и недовольные приверженцы старых богов стали стекаться во владения Айтоня и Дьюлы-младшего, однако они пока не выступали против Иштвана с оружием в руках, а довольствовались полнотой власти на своих землях.
Долго такое положение не могло продолжаться.

Новое серьёзное столкновение с оппозицией произошло в 1003 года, когда правитель Трансильвании Дьюла-младший воспротивился созданию епископства в его владениях с центром Альба Юлия. Ведь сам Дьюла-младший и многие из его подданных были крещены по православному обряду и воспротивились насильственной христианизации по западному образцу.

Этот очаг сопротивления королевской власти был на удивление легко подавлен, так как стоило только королю Иштвану I со своей армией появиться в Трансильвании, как Дьюла-младший заявил о своей покорности королевской власти и согласился на все продиктованные королём условия.
Возможно, он вспомнил, как Иштван I повесил на стене его резиденции четверть тела Коппаня, или просто трезво оценил свои силы.

В более поздних источниках говорится о кровопролитном сражении между королевской армией и силами трансильванцев, о пленении Дьюлы-младшего, и о том, что он окончил свою жизнь в тюрьме вместе со своими двумя сыновьями. В “Иллюстрированной Венгерской хронике” есть даже рисунок с изображением сцены пленения князя Дьюлы-младшего, созданный в середине XIII века.

Однако ничего этого не было. Просто Дьюла-младший подчинился воле Иштвана I и был крещён в Эстергоме по католическому обряду вместе со своими сыновьями.
Существуют свидетельства того, что Дьюла-младший позднее помогал Иштвану I во время борьбы с Айтонем (ведь Айтонь был в союзе с Иштваном I, когда тот двинулся в Трансильванию), а также во время походов против внешних врагов.
Сыновья Дьюлы-младшего упоминаются в венгерской истории несколько позже.

Пока же некоторое время у Иштвана заняла Трансильвания, в которой требовалось внедрить католичество, как среди православных, так и среди язычников.
На территории Венгрии у Иштвана I оставался ещё один очень серьёзный соперник, князь Айтонь, который или принял крещение от византийских миссионеров, или сам ездил в Константинополь.

Айтонь не выступал с оружием в руках против короля, но он оставался символом неподчинения королевской власти, так как изгонял из своих владений католических миссионеров. Кроме того, Айтонь контролировал торговлю солью, основной поток которой поступал по реке Мареш, лежавшей в его владениях.
Но сразу же выступить против Айтоня король не решился, так как следовало призвать к порядку некоторых правителей других земель, хоть и менее могущественных, чем Айтонь, но достаточно влиятельных.

Обстановка на внешних границах также располагала к наведению порядка в стране.
Ведь папа и император благосклонно относились к любым действиям нового христианского короля внутри своей страны.
Чехам было не до Венгрии: на них давили и немцы, и поляки.
Болеслав I Храбрый, хоть и захватил часть земель на территории современной Словакии, которые венгры рассматривали как свои, больше был занят борьбой с Империей.
Со стороны русских земель Иштван I подстраховался тем, что женил своего родственника (двоюродного брата?) Ласло Сара по прозвищу “Лысый” на одной из дочерей князя Владимира Святославича по имени Премыслава.
Так как в это время Византия активно боролась с Болгарией, то и с этой стороны он не ожидал особой опасности.

Иштван I неумолимо насаждал христианство в Венгрии, действуя то силой, то демонстрацией силы, то дипломатическим путём.
Язычников, которых ещё много оставалось на юге страны, он в 1008 году обратил в христианство силой, а хазарское племя каваров, осевшее в районе Матры, приняло христианство в том же году без особых проблем. Более того, Шамуэль Аба, отец будущего короля, получил в жёны одну из родственниц Иштвана I и был назначен им на должность палатина Венгрии – вторую по значению должность в государстве.

Оставался только Айтонь, который мог воспользоваться поддержкой византийского императора, так как был крещён по греческому обряду.
Пришлось Иштвану I искать пути сближения с Константинополем.
Тот факт, что родная сестра Иштвана I была женой венецианского дожа, делал его потенциальным союзником императора Василия II (958-1025, император с 976), получившего прозвище Болгаробойца.

Иштван I блестяще воспользовался представившимся случаем, когда в 1014 году во время похода Василия II на Болгарию, он тоже напал на это царство и разбил одного из болгарских князей.
Это позволило венгерскому королю заключить военно-политический союз с Византией, что выразилось в помолвке принца Имре (1007-1031) с одной из византийских принцесс, а также в участии венгерских войск в осаде и взятии болгарской столицы Охрид в 1015 году.

Мы точно не знаем, по какой причине не состоялся брак принца Имре, но теперь в глазах императора позиции Иштвана I стали едва ли не лучше положения князя Айтоня.

Венгры приходят в Европу. Часть VIII. От правления Гёзы до Иштвана (Стефана) I

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2015
abhoc@abhoc.com

В избранное