Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 785

от 21.12.2014 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Очерки истории Элама. Часть I. Общие сведения и первые правители



На юго-западе Ирана есть большой горный массив Загрос, который в северной части Персидского залива дугой огибает обширную низменную равнину, через которую протекают несколько речек, впадающих в залив. Эта равнина, находящаяся в провинции Хузестан, с юга омывается Персидским заливом, но 5 тысяч лет назад этот залив значительно глубже вгрызался в сушу, так что реки Тигр и Евфрат ещё не сливались в одно русло, а длина морского побережья вдоль этой равнины была более протяжённой. Склоны Загроса, обращённые в сторону Иранского нагорья пустынны и почти безжизненны, в отличие от склонов, обращённых к равнине и заливу, на которых есть и леса, и альпийские луга.

Вот на территориях этой равнины и склонах обращённых к ней гор примерно в III тысячелетии до нашей эры и образовалось одно из древнейших государств, которое мы теперь называем Элам.
В Библии несколько раз упоминается государство Элам и смуглые эламиты, но получить хоть некоторое представление об истории Элама, об его религии, культуре и жителях помогли археологические раскопки и дешифровка сохранившихся памятников письменности, как самого Элама, так и его соседей, в основном, шумеров, Вавилона и Ассирии.

Из Библии и связанных с ней памятников письменности можно узнать, что эламиты были значительно более смуглыми, чем их соседи. Они вызывали у своих соседей какой-то суеверный ужас, и те считали всех эламитов колдунами и ведьмами. Но это относится скорее к фольклору, а что же мы на самом деле знаем о государстве Элам?

Мы точно знаем, вопреки библейской традиции, что эламиты не были семитами, как, впрочем, и шумеры.
Пиктографическое письмо древних эламитов до сих пор не поддаётся прочтению, хотя самые старые памятники этой письменности относятся к концу IV тысячелетия до Р.Х.
Но, к счастью, во второй половине III тысячелетия до Р.Х. эламиты окончательно перешли на шумерскую клинопись, что позволило прочитать сохранившиеся памятники их письменности. Однако из-за особенностей эламитской клинописи мы не можем быть уверены в правильности произношения их слов, в том числе имён и географических названий.

Также известно, что уже в глубокой древности территория нижней Месопотамии была отделена от хузестанской равнины густыми и почти непроходимыми тростниковыми зарослями. Многие историки полагают, что орошаемое земледелие в Месопотамию принесли именно выходцы из Элама, где на равнине сложились более благоприятные условия для создания ирригационных систем, так как там по сравнительно плоской и низменной равнине протекали реки Керхе, Карун и Диз. На горных склонах жители могли укрываться от жары вместе со стадами скота, который прекрасно себя чувствовал на альпийских лугах.

Возникновение первых скотоводческих и земледельческих поселений и стоянок на территории Элама археологи относят к VII тысячелетию до Р.Х., однако только к IV тысячелетию можно отнести уже несколько десятков поселений, а крупнейшее из них, Сузы (Шуш или Шушен), в середине IV тысячелетия имело в длину 800 м, и было обнесено глинобитной стеной. Кладбище поселения было вынесено за городскую стену.

До сих пор не удалось установить этнографическую близость эламитов с другими племенами и народами. Мало помогает и лингвистический анализ, тем более что на эламитском языке сохранились надписи только о раннем периоде истории Элама, а они до сих пор не прочитаны. Правда исследователи предполагают, что сохранившиеся надписи носят, в основном, хозяйственный характер, так что даже их прочтение мало продвинет нас в данном вопросе. Современная транскрипция эламитских имён и названий тоже носит несколько условный характер и основывается на предположении о возможной близости произношений шумерского и эламского языков.

Как я уже сказал, географически Элам делился на равнинную и горную части, однако на самом раннем этапе становления государственности на этой территории существовали несколько независимых в политическом отношении областей-государств: Аван, Адамдун, Аншан, Варахсе, Симаш, Сузы и др.

Нам практически ничего не известно о самом раннем, так называемом протоэламском, периоде истории этого региона. Можно с большой долей уверенности предполагать, что древние эламиты совершали частые набеги на племена и города-государства Двуречья в поисках добычи. В свою очередь из Месопотамии регулярно организовывались набеги для захвата богатств, которыми славились эламские территории: древесина, руды, строительный камень и лошади, которых разводили в предгорных районах страны.
Так что вражда между эламитами и народами Двуречья носила старый и ожесточённый характер.

Давайте я сразу скажу несколько слов о некоторых титулах правителей того времени.
Слово “лугаль” сначала означало просто “хозяин”, но потом перешло к военным правителям городов-государств или номов. Титул “лугаль Киша” носили (или присваивали) правители, распространившие свою гегемонию на несколько городов одновременно.
Титул “эн” или “энум” означает “верховный жрец”; его носили правители города, обладавшие жреческой и административной властью; военными правителями они обычно не были, но могли иметь в своём распоряжении отряд охранников.
Титул “энси”, вероятно, является более низким по сравнению с “эн”; большинство исследователей считают, что энси были жрецами, ответственными за строительство храмовых сооружений; некоторые же полагают, что энси был распорядителем всех пахотных земель. Впрочем, энси вполне мог обладать всеми этими полномочиями, и правители различных городов часто носили титул “энси”. Позднее этот титул носили наместники городов, назначаемые лугалем.

Первое письменное свидетельство о существовании государства Элам относится примерно к 2700 году до Р.Х.
Дамы и господа! В настоящее время существуют несколько вариантов хронологии древнего мира, и в отношении Месопотамии различия между ними могут достигать в отдельных случаях 120 лет. Так что, пожалуйста, не удивляйтесь, если вы столкнётесь в этих очерках с датами, несколько отличающимися от тех, которые вы можете встретить в других местах.
Кстати, вся история Элама относится к периоду до Р.Х., поэтому в дальнейшем я буду просто опускать подобное указание.

Итак, примерно в 2700 году “Эн-Мегарабеси – лугаль Киша” совершил, если можно верить его надписи, успешный поход на Элам: он "согнул оружие страны Элам".
Эн-Мегарабеси был предпоследним царём из 1-й династии шумерского города Киша, и мы хорошо знаем, что подобным хвалебным надписям не всегда стоит доверять на 100%.

Имя правителя Элама, с которым воевал Эн-Мегарабеси, до нас не дошло, но предание гласит, что его сын Ага (Агга, Ака) пытался подчинить своей власти Урук и воевал с самим Гильгамешем, но потерпел поражение.

Следует честно признать, что имена первых правителей Элама, годы их правления и деяния этих правителей видятся нам в густом тумане истории, поэтому первый период истории Элама часто называют додинастическим. Из тумана выплывают лишь несколько имён.

Первым из них стоит назвать Хумбан-Хапуа I, который правил, вероятно, позднее Эн-Мегарабеси; его обычно отождествляют с Хумбабой, огромным и злым великаном, которого победил знаменитый лугаль Урука Гильгамеш. Историческое лицо, между прочим, а подобный миф лишь подтверждает старинную вражду между шумерскими городами и эламитами.

В Библии упоминается эламский правитель Кедорлаомер, который в союзе с правителями других городов вторгся в Палестину и был разбит.
Современные исследователи считают, что это искажённое имя происходит от Кутир-Лакамар и может вовсе не быть именем никакого правителя, так как означает “старший сын”. Если же Кутир-Лакамар действительно существовал и правил, то он совершал успешные набеги на Месопотамские поселения и города.

Около 2600 года начинается период истории Элама, который историки называют правлением Аванской династии. Аван – это город в юго-восточной части Элама, недалеко от Аншана, но его точное местоположение до сих пор не установлено.

Поражение Аги у стен Урука вызвало, вероятно, очередное нашествие эламитов в Месопотамию, установивших свою гегемонию над северной частью страны.
Мы не знаем имён первых правителей Аванской династии, если они существовали. Большинство правителей Аванской династии происходили из Авана, но этого нельзя сказать о Месилиме, которого многие считают первым царём этой династии.

Месилим присвоил себе титул “лугаль Киша” и контролировал номы Лагаш, Умма и Адаб. Сам Месилим происходил из эламского города Дер, который находился недалеко от Авана.
Об историчности Месилима говорят и несколько найденных надписей с его именем в Адабе, в том числе на вазе и на стеле, которая была установлена Месилимом в честь разграничения им территорий Лагаша и Уммы.
Также на верхней части стелы (или булавы) с изображением львиной головы из храма бога-покровителя Лагаша Нингирсу есть надпись:
"Месилим, лугаль Киша, сделал это [т.е. храм] в честь Нингирсу, когда энси Лагаша был Лугаль-шаг-энгур".


Вероятно, после смерти Месилима, в Эламе началось смутное время, и примерно в 2550 году эламитов изгнали из Лагаша, а царём в Эламе (Аване?) примерно в 2500 году стал Пели, которого многие и считают первым правителем Аванской династии. Однако о следующих правителях этой династии кроме имён мы ничего больше не знаем, и Элам на пару веков для нас погружается во тьму.

Что государство Элам существовало в это время, мы узнаём только из надписей его соседей.
Так энси Лагаша Эан(н)атум (правил ок. 2490, или в 2450-2425 гг.) расширил гегемонию родного города на соседние территории, и в одной из сохранившихся надписей объявлял о своих многочисленных победах; приведу только часть надписи, относящуюся к Эламу:
"Эанатум Элам – гору удивительную – оружием поразил, горы трупов там насыпал... Из-за Эанатума Элам задрожал, Элам в свою страну вернулся... Эанатуму, энси Лагаша, все страны покорились..."


Вероятно, Эанатум не только изгнал эламитов со своей земли (отразил нападение эламитов), но и сам совершил набег на Элам в горной его части.
Зная хвастовство древних правителей и их страсть к преувеличению собственных военных побед, речь здесь, скорее всего, идёт лишь об отражении набега эламитов.

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2014
abhoc@abhoc.com

В избранное