Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 739

от 29.12.2013 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


А.П. Чехов: взгляд со стороны, анекдоты, высказывания. Вып. 21



Что вспомните?

Когда однажды Бунин мирно проводил время у Чехова, Антон Павлович внезапно опустил газету и спросил гостя:
"Что вы обо мне будете писать в своих воспоминаниях?"
Бунин смутился:
"Это вы будете обо мне писать. Вы переживёте меня".
Чехов усмехнулся:
"Да вы мне в дети годитесь".
Бунин вяло отнекивался:
"Всё равно – в вас народная кровь".
Чехов легко парировал реплики Бунина и перешёл в атаку:
"А в вас - дворянская. Мужики и купцы страшно быстро вырождаются. Прочтите-ка мою повесть “Три года”. А потом вы же здоровеннейший мужчина, только худы очень, как хорошая борзая. Принимайте аппетитные капли, и будете жить сто лет. Я пропишу вам нынче же, я ведь доктор. Ко мне сам Никодим Палыч Кондаков обращался, и я его вылечил. А в воспоминаниях обо мне не пишите, что я был “симпатичный талант и кристальной чистоты человек”".
Бунин едва нашёлся с ответом:
"Это про меня писали, будто я симпатичное дарование".
Никодим Павлович Кондаков (1844-1925) – русский историк и археолог.

Чехов и О.Л. Книппер

Бунин вспоминал, как однажды вечером в Москве он допоздна засиделся у Чехова, который его не отпускал:
"Я остался. Часу в третьем ночи раздался звонок, и Ольга Леонардовна точно впорхнула, весёлая, надушенная, щебечущая:
"Дусинька, ты не один, вот это отлично..."
Ей подали закусить, и она с аппетитом стала разгрызать какую-то холодную птицу. Чехов глядел на неё почти с ненавистью.
Когда потом в его записной книжке я наткнулся на фразу:
"Когда я вижу, как бездарная артистка жрёт куропатку, - мне жаль куропатки", -
я невольно вспомнил этот вечер.
А за всем тем как к женщине его неизменно влекло к Книппер".


Раз уж мы дошли до Ольги Леонардовны, то отметим, что Бунин неоднократно делился с Бахрахом своими воспоминаниями об отношениях между А.П. Чеховым и О.Л. Книппер. Следует иметь в виду, что Бунин неодобрительно относился к госпоже Книппер, поэтому его воспоминания можно немного корректировать, да и времени с тех пор прошло немало.
Однажды Бунин разговорился на эту тему:
"В его жизни много женщин было, сколько одних актрис: Комиссаржевская, Таня Куперник, да и с Лешковской что-то было.
[Не только с Таней Куперник, но и с её подругой-лесбиянкой актрисой Лидией Борисовной Яворской (1871-1921). Чехов и вообще был отменный “ходок”, а в этом случае он, говорят, любил развлекаться втроём. Но как пишут в воспоминаниях современники, это были его чисто платонические увлечения. Ага!]
Так и с Книппер. Он особенного и значения этому не придавал. Ну, остановились в гостинице Киста... Вы Севастополь знаете? Обрыв, южный вечер, Абрау-Дюрсо... Экая беда, он и значения этому не придавал. Актриса! И позднее звал её ехать по Волге – и так, чтобы другие не знали. Молодая ещё, свежая, блестящая - вероятно, и как женщина ему нравилась, хорошо сложена, хотя и было в ней, пожалуй, что-то деревянное... А она к этому иначе отнеслась. Что там говорить - между нами сказать, она его на себе женила. Он-то, наверное, об этом и не думал".
Позволю себе прервать Бунина, так как Чехов познакомился с Книппер в 1898 году, когда той было уже тридцать лет, а их роман начался на год позже. Так что молодость актрисы была, скажем, относительной.
Прервал Бунина и Бахрах:
"Её называли самой умной женщиной Москвы".
Бунин удивился:
"Да? Не знаю, не слыхал. Особенно умной её никогда не считал".
Тут в беседу встряла Вера Николаевна, жена Бунина, и проявила женскую солидарность:
"Была культурная, воспитанная - культурнее и воспитаннее Чехова, и он это, вероятно, чувствовал".
Бунин не обратил на реплику жены никакого внимания и продолжал:
"Не понимаю, как она могла с ним в одну постель лечь. Ну, один ещё раз куда ни шло... Ведь он уж в каком был состоянии. Я его как раз в это время в Ялте видел. Позвонили по телефону, ответил два слова и мне трубку передал, подтолкнул:
"Не могу говорить, соврите что-нибудь - отозвали, вызвали..."
Взял я трубку, так и отшатнулся: из трубки прямо мертвечиной несет - и какой мертвечиной. В пять или шесть дней... А ведь всего два слова сказал. Ведь у него был туберкулез кишечника. Я знал, что с ним кровавый понос бывает – ну, думал: понос и понос. А это, оказывается, туберкулёз был".
Бунин помолчал немного и продолжил:
"Сам он ни за что бы не женился. Мне одному как-то сказал:
"Знаете, жениться я решил".
Я:
"Ну, что же, дело хорошее. Подавай Бог".
Чехов:
"Женюсь на немке. Чистая, не то что русская, которая лицо только вот до сих пор моет. Эта и за ушами, и шею, и всюду мыть будет. До скрипа. И в комнатах чисто будет. Ребята не будут на четвереньках в моем кабинете по полу ползать и костью в таз бить..."
А у самого вид немножко смущённый. Хотел моё мнение услышать. А я что скажу? Конечно, понял, о ком он говорил".
После небольшой паузы Бунин продолжил:
"Не очень была подходящая пара. Маша и мать, с которыми он до сих пор всегда вместе жил, очень ревновали. Я видел, что с Машей делалось – с Машей он очень близок духовно был. А мать говорила:
"Жена актриса - что за жизнь! Будет жить в Москве, а Антоша в Ялте. Актриса – заведет себе в Москве любовников!"
После смерти Чехов всё оставил Марии Павловне – и литературное наследство, и дачу свою. Книппер же оставил маленькую хибарку с клочком земли, которую за 10000 купил в Крыму. А дача его тогда в 150000 золотых рублей была оценена. Это даже скандально вышло. Конечно, с Машей он духовно и душевно ближе был".
Тут в беседу опять вступила Вера Николаевна:
"Но Книппер же и передала всё это в распоряжение Марии Павловне. Чехов всё это на клочке бумажки написал перед смертью. Книппер могла её изорвать..."
Бунин прервал жену:
"Извини, пожалуйста. Чехов не такой человек был – у него всё было аккуратно, всё в порядке. Наверное, настоящее завещание в сейфе лежало, в московском Лионском кредите. Бывало, идёт и говорит:
"Да-с, иду в банк купоны стричь".
После этого Бунин решил свернуть тему о Книппер:
"Почему, говорите, Книппер за него замуж вышла? Ну, конечно, по честолюбию".
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868-1959).
Лешковская Елена Константиновна (1864-1925) – русская актриса.
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874-1952), больше известна как драматург и переводчица, но в конце 90-х годов XIX века несколько лет играла в театре.
Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864-1910).
Александр Васильевич Бахрах (1902-1985).
Мария Павловна Чехова (1863-1957).

Ну, и дочки у Толстого!

Однажды Бунин рассказал забавную историю о знакомстве Марьи Павловны с дочками Л.Н. Толстого:
"Мне Маша сама рассказывала, как она к девочкам Толстого попала. Слышали они, что их отец Чехова-писателя хвалит. Позвали к себе Машу – познакомиться. А они такие - все слова произносят на все буквы: и на “г”, и на “ж” и т. д. Кроме того, любили в других подмечать дурное, было это в семье. И как брякнет одна из них о каком-то писателе:
"Ну, что это – ведь это настоящее г..."
Маша так и шарахнулась. Потом уж привыкла..."


Ещё о характере Чехова

Интерес представляет и такая характеристика Чехова, данная Буниным:
"Он никогда своей души не открывал, разве иной раз блеснет глазом – всегда был сдержанный, никогда у него не была душа нараспашку".


Проблема бессмертия

К проблеме бессмертия у А.П. Чехова было двойственное отношение, что следует из его высказываний.
Иногда он твёрдо утверждал, что жизнь после смерти, то есть бессмертие, это сущий вздор:
"Это суеверие. А всякое суеверие ужасно. Надо мыслить ясно и смело. Мы как-нибудь потолкуем с вами об этом основательно. Я, как дважды два - четыре, докажу вам, что бессмертие – вздор".
В другой раз Антон Павлович не менее твёрдо отстаивал противоположные взгляды:
"Ни в коем случае не можем мы исчезнуть после смерти. Бессмертие - факт. Вот погодите, я докажу вам это..."
Об отношении Чехова к проблеме смерти и бессмертия говорит запись в одной из последних записных книжек писателя:
"Смерть страшна, но ещё страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрёшь".


Телешов о дебюте Чехова

В своих не слишком достоверных воспоминаниях Н.Д. Телешов пишет о писательском дебюте Чехова:
"В 1887 году вышла его книга рассказов “В сумерках” - первая за подписью “Антон Чехов”, а не “Чехонте”, как раньше. Он только что выступил на настоящую литературную дорогу. Тогдашняя критика высокомерно молчала; даже "нововременский" зубоскал Буренин, сотрудник того же издательства, которое выпустило эту книжку, отметил её появление таким четверостишием:
“Беллетристику-то - эх, увы!
Пишут Минские да Чеховы,
Баранцевичи да Альбовы.
Почитаешь - станет жаль Бовы”.
Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957).
Виктор Петрович Буренин (1841-1926).
Николай Максимович Минский (Виленкин, 1855-1937).
Казимир Станиславович Баранцевич (1851-1927).
Михаил Нилович Альбов (1851-1911).
Бова-королевич – очень популярный герой русского фольклора.

А.П. Чехов: взгляд со стороны, анекдоты, высказывания. Вып. 20

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2013
abhoc@abhoc.com

В избранное