Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 724

от 15.09.2013 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Мария Сибилла Мериан: великий художник и первая женщина-энтомолог. Часть II. Нюрнберг. Замок Вальте



Мария Сибилла давно (с 1674 года) начала очень внимательно изучать строение гусениц, их поведение, реакцию на внешние раздражители, и исследовала мельчайшие детали насекомых, и с этой целью одной из первых стала использовать микроскоп.
Изучала Мария Сибилла и такие выдающиеся труды о насекомых, как “Естественная история” Конрада Геснера (1516-1565), “Всеобщую историю насекомых” Яна Сваммердама (1637-1680), а также работы Улисса Альдрованди (1522-1605), Томаса Муффета (1553-1604) и Иоганна Гёдарта (Хударта).

Мария Сибилла могла часами наблюдать за гусеницами в ящиках, и отмечала малейшие изменения, как в их внешнем виде, так и в поведении. Она записывала свои наблюдения и зарисовывала различные фазы превращения насекомых. Скорее всего, к идее метаморфоза насекомых Мария Сибилла пришла независимо от своего великого соотечественника, Яна Сваммердама.
Так зарождалась вторая книга Марии Сибиллы, “Книга о гусеницах”, и процесс её создания был весьма необычным для того времени.

Ведь большинство бабочек в то время не имели названий, никто не знал, из каких гусениц выводятся различные бабочки и какими растениями они питаются. Так что длительные наблюдения за живыми гусеницами при написании книги были очень редким явлением. Для иллюстрации книг о насекомых тогда обычно использовали рисунки с образцов из коллекций и засушенными растениями.

Мария Сибилла не только создала иллюстрации для первого выпуска своей “Книги о гусеницах”, изданной в 1679 году, но и дополняла труд Сваммердама своими рисунками. Кстати, полное название новой книги Марии Сибиллы выглядело так:
"Удивительное превращение гусениц и необычное питание цветами прилежно исследовала, кратко описала, зарисовала с натуры, гравировала и издала Мария Сибилла Граф".
Часть гравюр для этой книги выполнил её муж, но их качество намного хуже, чем у Марии Сибиллы.

В первый выпуск “Книги о гусеницах” вошли пятьдесят гравюр, на которых изображены, в основном, бабочки и моли в различных стадиях своего развития на фоне растений, которыми предпочитают питаться их личинки. На некоторых рисунках изображены и паразиты насекомых.
Каждая гравюра сопровождается текстом, основанным на результатах наблюдений нашей героини.
Большинство изображений растений на этих гравюрах уже не являются образцами для вышивания, так как Мария Сибилла изображала растения, которыми гусеницы питались, и мы можем видеть на рисунках укроп и смородину, мяту и вишню, дуб, тополь, даже крапиву, подорожник и одуванчик.

Книга начинается с обращения к читателям:
"Достойный читатель, любящий искусство! Я всегда стремилась оживлять мои изображения цветов гусеницами, бабочками и подобными зверьками. Однажды, наблюдая превращение шелковичного червя, я подумала, не претерпевают ли и другие гусеницы такое же превращение? И стала в течение пяти лет наблюдать, содержа гусениц в коробке. Это совершается по Божьему соизволению. Мне захотелось в книге представить Божественное чудо, чтобы прославить Бога, кат творца этих мельчайших червячков..."


У наблюдений за насекомыми был и мистический аспект: ведь в земной жизни человек подобен червяку, умерший человек пребывает в состоянии куколки, а рождение бабочки было символом воскресения.

Первый выпуск “Книги о гусеницах” открывается изображением метаморфоза шелковичного червя, который
"самый полезный среди других червей и, как самый благородный, далеко превосходит всех остальных..."
На первой гравюре второго выпуска “Книги о гусеницах” изображена пчела, которая
"не менее полезна, чем шелковичный червь".


Сама Мария Сибилла раскрашивала только некоторые экземпляры своей книги, и они в наше время очень редки, но в текстах к гравюрам она подробно описывала окраску растений и насекомых, предполагая, что некоторые владельцы книги смогут раскрасить гравюры самостоятельно. Многие так и поступали.

Почти никакой систематизации в расположении гравюр и в изображении насекомых у Марии Сибиллы не было. Почти, потому что гравюры в своей “Книге о гусеницах” она расположила в соответствии с порядком смены времён года.
Весне соответствовали изображения тюльпанов, сирени, гиацинта и цветов плодовых деревьев; для лета подходили розы, спелые вишни и пр.

На некоторых гравюрах Мария Сибилла изобразила ихнемвонидов (наездников), паразитов, которые откладывают свои яйца в телах гусениц, чтобы обеспечить своё потомство питанием. В своих текстах она считала, что этих паразитов в некоторых случаях порождают сами гусеницы. Эти ошибки Марии Сибиллы не следует считать очень значительными, так как в то время ещё никто ничего не знал об ихнемвонидах и стадиях их развития, а зарисовки нашей героини представляют большой интерес.

Вскоре в жизни Марии Сибиллы стали происходить значительные перемены.
В 1681 или 1682 году Граф перевёз жену с детьми обратно во Франкфурт-на-Майне, где жила мать художницы. Примерно в это же время стали портиться отношения между Графом и его женой. Многие считали, что в этом разрыве значительная часть вины лежит на Марии Сибилле. Так известный историк немецкого искусства Андреас Андерсен (1828-1871) писал:
"Граф был художником по призванию и был талантливым, но брак его оказался неудачным: для его жены радости семейной и домашней жизни значили куда меньше, чем наслаждение художественным творчеством, которому она предавалась с пылкой страстностью".


Три года во Франкфурте она продолжала свои наблюдения за метаморфозом насекомых, а в её душе происходили необратимые изменения.
Её брат Каспар Мериан (1627-1686), уже будучи известным художником, ещё в 1677 году вступил в общину лабадистов, которая располагалась вблизи замка Вальте в Западной Фрисландии. Проповедник Жан Лабади (1610-1674) к тому времени уже умер, но к этой общине в своё время принадлежали и многие серьёзные учёные, например, Ян Сваммердам и Ян Амос Коменский (1592-1670).

Большую известность получила и Анна Мария ван Схюрман (1607-1678), прославившаяся своей учёностью и художественным мастерством во многих областях искусства. После её смерти к замку Вальте начали стекаться многие свободомыслящие женщины из Германии и Голландии, которые надеялись, что здесь они смогут свободно заниматься наукой и искусством.

Стала задумываться о переезде в Западную Фрисландию и Мария Сибилла. В 1685 году она, наконец, собралась и с матерью и двумя дочерьми переехала в замок Вальте и вступила в общину лабадистов. Члены этой общины вели большое хозяйство и строго придерживались принципа: “Кто не работает – тот не ест”.
Не заблуждайтесь, это не социалистический лозунг, а похожие слова произнёс ещё апостол Павел.

Всем женщинам отвели гостевые кельи, и Мария Сибилла почувствовала себя вполне уютно в общине лабадистов. Она продолжала свои наблюдения за метаморфозом насекомых, даже увлеклась метаморфозом местных лягушек, а также совершенствовала свои знания в латинском языке, и рисовала, рисовала...
Ведь она же была настоящим художником.

Естественно, что к общине лабадистов принадлежали три сестры ван Соммелдейк, владевшие замком Вальте: Анна, Мария и Луция. К этой же общине принадлежал и их брат, Корнелис ван Эрссен ван Соммелсдейк (1637-1688), который был одним из богатейших людей Голландии, а с 1683 года стал губернатором Суринама.

Мария Сибилла прочитала много книг о путешествиях в Америку, часть из которых была издана в типографии её отца. Мимо её внимания не прошла и книга известных учёных Виллема Пизо (1611-1678) и рано умершего Георга Маркграфа (1610-1644) “Histiria naturalis Brasiliae”, в которой впервые говорилось и об удивительных насекомых Южной Америки.
[Написание фамилии Маркграфа имеет несколько вариантов: Markgraf, Marcgraf, Margravius, Marggraf и т.п. На русском языке его ещё называют Маркгравом и Маргравом.]

Губернатор Суринама всячески помогал миссионерам-лабадистам добираться до Суринама и проповедовать христианство местным жителям. Возвращаясь из Южной Америки, эти миссионеры, естественно, рассказывали и о тяжёлых климатических условиях Суринама, но больше рассказывали о необычной природе тропиков и об её удивительных обитателях. Многие миссионеры привозили образцы удивительных растений, животных и насекомых.

Но наибольшее впечатление на Марию Сибиллу произвела большая коллекция суринамских насекомых, собранная Корнелисом ван Соммелсдейком.
В те годы Голландия была буквально помешана на тюльпанах, но нашу героиню это увлечение совершенно не затронуло, и она пыталась разобраться в проблемах метаморфоза, не забывая и о его мистическом смысле.

В этот же период своей жизни Мария Сибилла стала больше внимания уделять изображениям птиц, но на её рисунках птицы несоизмеримо малы по отношению к изображёнными рядом с ними растениями.
В 1686 году в замок Вальте приезжал Граф, который хотел, чтобы Мария Сибилла вернулась к нему, он даже был согласен вступить в общину лабадистов, но получил категорический отказ от нашей героини и вернулся в Нюрнберг.
А Мария Сибилла с этого времени стала подписывать свои работы девичьей фамилией – Мериан.

Правда, работ за время пребывания в Вальте Мария Сибилла создала не слишком много, и не выпустила ни одного альбома. Зато теперь на её рисунках преобладали полезные в хозяйстве и лекарственные растения, такие как укроп, фенхель, щавель, чабер и сныть; из лекарственных растений она изобразила девясил, чистотел, пижму, цикорий и ромашки.

В это время община лабадистов начала приходить в упадок: многие миссионеры, посланные в Суринам, погибали или пропадали без вести, а в 1688 году умер в Суринаме и покровитель общины Корнелис ван Соммелсдейк.
Руководители общины налагали серьёзные штрафы на своих членов за малейшие провинности и нарушения устава общины, что вызывало глухое недовольство среди её членов.

В 1686 году умер Каспар Мериан, а в 1691 году скончалась мать Марии Сибиллы, и наша героиня решила покинуть замок Вальте, не прерывая, впрочем, отношений с общиной лабадистов.
Руководители общины, вопреки обычаю, вернули Марии Сибилле часть её имущества, так что в Амстердам она приехала с обеими дочерьми, а в багаже у неё были гравировальные доски и рисунки.

Мария Сибилла Мериан: великий художник и первая женщина-энтомолог. Часть I. Становление

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду

© Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2013
abhoc@abhoc.com

В избранное