Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 618

от 12.06.2011 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Поль Сезанн в воспоминаниях современников и в письмах к друзьям. Часть III



Морис Дени о встрече с Сезанном

В начале 1906 года Морис Дени ездил в Экс, чтобы встретиться с Сезанном. Вот что он написал своей жене Марте об этой встрече:
"Но гвоздём дня был Сезанн.
Мы застали его, когда он выходил из собора после мессы. На нём был старый запачканный красками пиджак. Он почти бросился нам в объятия, мы представились сами. Он всё вспомнил обо мне, даже мой адрес. Он поговорил с нами полчаса и предложил встретиться после завтрака на "мотиве". Мотив, вид на Сент-Виктуар (островерхая высокая гора в окрестностях) был далеко. Сезанн ездит туда в экипаже. Мы застали его в поле, засаженном маслинами, и видели, как он пишет. Я его рисовал, а он разговаривал с Русселем, которого я давно не видел таким сияющим. Сезанн говорит очень хорошо, он знает, что ему делать, и знает, чего он стоит. Он очень прост и очень умён".
А ведь Сезанн часто говорил:
"Всю жизнь не переносил, чтобы на меня смотрели, когда я работаю, - я ничего не могу делать в чьём-либо присутствии".


Цвет и страдания

Одним из тех художников, которыми восторгался Сезанн, был Тинторетто. Беседуя однажды с Гаске об этом художнике, Сезанн вдруг сказал об одном из полотен великого итальянца:
"Знаете, чтобы передать этот радостный, ликующий розовый, надо было много выстрадать... Поверьте мне".


Сезанн о современных художниках, и не только о них

Сезанн не слишком хорошо ладил с большинством импрессионистов и довольно критически относился к их творчеству. Однажды он, например, высказался так:
"Писарро приблизился к природе, Ренуар создал тип парижанки, Моне дал новое вИдение, всё же последующее не заслуживает внимания".
В 1902 году он ещё более резко выразился в письме к Гаске:
"Я презираю всех теперешних художников, кроме Моне и Ренуара, и я хочу добиться успеха, работая".

Очень неодобрительно относился Сезанн к творчеству Гогена, и находил пагубным его влияние на развитие живописи. Когда Воллар сказал Сезанну:
"Гоген высоко ценил вашу живопись, и во многом подражал Вам", -
Сезанн сердито ответил:
"Он меня совсем не понял. Я никогда не мог принять и не приму живописи без объёма и перехода тонов – это нелепость. Гоген не был живописцем, его вещи – просто плоские китайские картинки".

Не слишком благосклонно Сезанн относился к Уистлеру и Фантен-Латуру, которые, впрочем, отвечали ему взаимной неприязнью.
Однажды Уистлер увидел портрет сестры Сезанна, который по мнению Воллара напоминал манеру Эль Греко, и совершенно серьёзно сказал:
"Если бы десятилетний ребёнок нарисовал такое на грифельной доске, мать его, будь она хорошей матерью, высекла бы его".

Фантен-Латур был не лучше. Однажды в его доме Воллар встретился с хранителем Лувра и попросил у него разрешения принести в музей одну или две картины Сезанна, чтобы сопоставить их с картинами Рембрандта и Шардена.
Фантен-Латур всегда считался очень доброжелательным человеком, а о других художниках он всегда очень мягко выражал своё мнение, но тут, представив, что полотна Сезанна проносят через залы Лувра, он вспылил:
"В моём доме не шутите с Лувром!"

Из всех своих современников Сезанн выше всех ставил Клода Моне. Однако иногда на Сезанна накатывала волна ненависти ко всем импрессионистам, и тогда он мог сказать о Моне, которого часто называли художником "различных часов дня":
"Небо синее, не так ли? Это нам открыл Моне... Моне – это всего лишь глаз!"
Однако тут же спохватывался:
"Да, но, Бог ты мой, какой глаз!"
В беседе с известным критиком Гюставом Жеффруа Сезанн так отзывается о Моне:
"Он самый сильный среди нас, Моне; я ему даю место в Лувре".

Рассматривая экспрессивные полотна Ван-Гога, Сезанн с неодобрением говорил:
"По правде говоря, ваши картины – живопись безумца!"

Однажды Сезанн в беседе с Волларом заговорил о творчестве Коро. Тема разговора его развеселила, и буквально давясь от смеха, Сезанн выговорил:
"Эмиль [Золя] уверял меня, что Коро дал бы ему более полное наслаждение, если бы в его лесу гуляли не нимфы, а простые крестьянки".
Тут Сезанн вскочил и, погрозив кулаком воображаемому Золя, крикнул:
"Ну, и кретин!"
Однако его гнев быстро прошёл, и Сезанн извиняющимся тоном произнёс:
"Извините, пожалуйста, я так люблю Золя!"

Не нравился Сезанну Энгр, и он объяснял Воллару, почему:
"Взгляните на его картину „Источник“. Написано чисто, нежно, пленительно, но в ней нет жизни, она мертва и потому не трогает. Это - изображение..."


Незакрашенные пятна

Однажды Воллар заметил, что на его портрете кисти Сезанна есть два крохотных участка на руке, где холст оставался незакрашенным. Воллар обратил на них внимание художника, и получил такой ответ:
"Если сегодня моя работа в Лувре пройдёт удачно, может быть, завтра я найду правильный тон, чтобы покрыть эти белые пятна. Понимаете мсье Воллар, если я положу здесь краску наобум, мне придётся переписать всю картину, из-за этого пятна!"
Воллар внутренне содрогнулся от такой перспективы.
Объясняя манеру письма Сезанна, Воллар говорил:
"Он писал не густой массой, а накладывал один на другой тонкие, словно акварельные мазки, так что краска мгновенно высыхала".


Роден – молодец!

Во время "дела Дрейфуса" вся Франция раскололась на либеральных дрейфусаров и консервативных антидрейфусаров. Сезанн всю жизнь очень уважительно относился к французской армии и, естественно, был антидрейфусаром.
В это время в одной из газет появилось письмо Огюста Родена, в котором тот жаловался, что на его "Бальзака" подписываются почти одни только дрейфусары.
Сезанн с симпатией следил за творчеством Родена и решил принять участие в подписке на данную скульптуру, сказав при этом:
"Этот Роден правильно мыслит. Он – молодец! Его надо поддержать".


В конце 1904 года Сезанн наставлял Шарля Камуэна:
"Хороший метод построения – вот чему Вам надо выучиться. Рисунок – это только очертания того, что Вы видите. Микеланджело строит, а Рафаэль, каким он ни был великим художником, всегда зависит от модели. Когда он начинает рассуждать, он оказывается ниже своего великого соперника".


В сентябре 1904 года Сезанн в письме к сыну так оценивал критические способности Бодлера:
"Вот кто молодец – это Бодлер. Его "Романтическое искусство" потрясающе, он никогда не ошибается в своих оценках художников".


Высказывания Сезанна

"Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь – рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки".
"Я хотел копировать природу, но у меня ничего не выходило. И я был очень доволен, когда открыл, что солнце, например, нельзя воспроизвести. Но его можно передать чем-то другим... цветом".
"Вино принесло вред многим художникам. Мой земляк Домье пил слишком много; не будь этого, каким великим мастером он мог бы стать!"

В очередном письме к сыну в 1906 году Сезанн писал:
"Я должен тебе сказать, что я как художник теперь яснее вижу природу, но мне всегда очень трудно даётся реализация моих ощущений. Я не могу достичь той интенсивности, которая открывается перед моими глазами, у меня нет того великолепного богатства красок, которое оживляет природу".


Анкета 1905 года

В 1905 году журналист Шарль Морис в газете "Меркюр де Франс" задал ряду художников вопрос:
"Как вы расцениваете Сезанна?"
Эмиль Шуффенекер, это ничтожество в живописи:
"Сезанн не создал ни одной картины, ни одного произведения".
Тони Минарц уклонился от ответа:
"Что касается Сезанна, я ничего о нём не говорю и ничего больше не думаю, поскольку мне не поручена продажа его произведений".
Испанский художник Игнасио Зулоага, очень популярный в начале XX века (кто его сейчас помнит?):
"Я люблю те картины Сезанна, которые ему удались".
И только гениальный художник Поль Синьяк выразил своё восхищение:
"Натюрморт Сезанна, маленький этюдик Сёра – это такая же прекрасная живопись, как “Джоконда”".


Указатель имён

Шарль Бодлер (1821-1867).
Амбруаз Воллар (1866-1939).
Морис Дени (1870-1943).
Иоахим Гаске (1873-1921).
Поль Гоген (1848-1903).
Эль Греко (Доменикос Теотокопулис, 1541-1614).
Оноре Домье (1808-1879).
Альфред Дрейфус (1859-1935).
Гюстав Жеффруа (иногда Жоффруа, 1855-1926).
Эмиль Золя (1840-1902).
Игнасио Зулоага (1870-1945).
Шарль Камуэн (1879-1965).
Камилл Коро (1796-1875).
Микеланджело Буонаротти (1475-1564).
Антуан Гийом (Тони) Минарц (1873-1944).
Клод Моне (1840-1926).
Шарль Морис (1861-1919).
Камилл Писсарро (1830-1903).
Рафаэль Санти (1483-1520).
Огюст Ренуар (1841-1919).
Огюст Роден (1840-1917).
Ксавье Руссель (1867-1944).
Тинторетто (Якопо Робусти, (1518-1594).
Джеймс Уистлер (1834-1903).
Анри Фантен-Латур (1836-1904).
Клод-Эмиль Шуффенекер (1851-1934).
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867).

Поль Сезанн в воспоминаниях современников и в письмах к друзьям. Часть II

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2011
abhoc@abhoc.com

В избранное