Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 552

от 07.02.2010 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Турниры в Японии: поэтические



Одним из удивительных и красочных явлений средневековой японской культуры являлись поэтические турниры – утаавасэ. Да, средневековая Европа тоже знала состязания трубадуров, миннезингеров и прочих, но японские поэтические турниры отличались не только своей экзотичностью, своеобразием, но и красотой.

Организация и проведение каждого турнира было строго регламентировано, но вместе с тем каждый такой турнир имел своё собственное лицо, был своеобразен.

Самые ранние сведения о состязаниях придворных поэтов относятся к эпохе Нара (710-794), но никаких подробностей об этих развлечениях высшего общества до нас не дошли.
Официальные же поэтические турниры в Японии возникли, вероятно, в середине IX века.

Для поэтических турниров был выбран один из самых популярных видов японской поэзии ("вака") – танка. Это пятистрочная строфа с жёстким распределением иероглифов по строкам – 5-7-5-7-7. Такие стихи за свою мелодичность и ритмичность при исполнении назывались песнями. Они сочинялись заранее на выбранные организаторами состязания темы.

Считается, что первым поэтическим состязанием был "Турнир в доме принца Корэтака", состоявшийся в 860 году, но никаких других сведений о нём до нас не дошло.
Первым же зафиксированным поэтическим состязанием считается "Турнир в доме главы налогового ведомства", проходивший в доме известного поэта и видного чиновника Аривара Юкихира в 885 году. На этом турнире было исполнено всего 24 песни на темы "любовь" и "кукушка".

С этого времени поэтические турниры стали проводиться довольно регулярно, и всего за всю эпоху Хэйан (окончилась примерно в 1190 году) было проведено 328 состязаний, но не обо всех до нас дошли подробные сведения. Даже дату проведения многих известных турниров мы знаем только приблизительно.

Самые значительные турниры обычно проводились под покровительством императора, его супруги или кого-либо из принцев и принцесс; иногда такие состязания устраивал один из экс-императоров. И проводились такие турниры в одной из императорских резиденций или в домах высокопоставленных особ.
Стихи для таких турниров заказывали у самых известных поэтов. Менее крупные состязания могли проводиться в домах знатных особ или даже известных поэтов.

Поэтические турниры значительно отличались по количеству исполненных песен.
На "Турнире в годы Кампё во дворце императрицы" было исполнено 190 песен, а на "Турнире во дворце Тэйдзиин" - 80 песен. Но были и совсем маленькие турниры: так на "Турнире в покоях Тодзё-но Миясудокоро в эпоху Нинна" были исполнены всего две или четыре песни.

Правила проведения поэтических турниров были довольно быстро строго регламентированы.
Обычно за месяц до начала состязания определялись темы турнира и составы соревнующихся команд, которых всегда было две: Правая и Левая. Каждую команду возглавлял кто-либо из принцев или принцесс. Сочинение стихотворений к турниру часто поручалось самым известным поэтам, но на первых турнирах поэты не зачитывали свои песни, и их часто даже не приглашали на такие состязания.
Только немного позднее ситуация стала изменяться, и поэты на состязаниях стали исполнять свои песни. Среди авторов стихотворений для турниров мы знаемтаких крупных поэтов как Ки-но Цураюки, Саканоуэ Корэнори, Осикоти Мицунэ, Ки-но Томонори, Фудзивара Окикадзе, Мибу-но тадаминэ и др. Однако многие песни дошли до нашего времени безымянными.

Но только сочинением стихов дело не ограничивалось.
Одновременно каждая команда приступала к изготовлению одежд для участников турнира, расцветка и форма которых должны были соответствовать назначенным темам состязания.
Подбирались музыкальные пьесы как для сопровождения стихотворений, так и для интерлюдий.
В обязательном порядке изготавливались столики-фундай, на которых размещались следующие предметы:
объёмные макеты различных живописных мест (часто это были прибрежные пейзажи - сухама) с изображением не только скал, деревьев и цветов, но также птиц и различных предметов, символизирующих темы турнира;
красиво инкрустированные ларцы, в которых были сложены сочинённые к турниру стихи;
изящные светильники, так как состязания часто проводились до вечернего времени и в помещениях.
Стихи всегда записывались каллиграфическим почерком на красивой цветной бумаге.

Организаторы турнира назначали жюри, в состав которого входили члены императорского семейства и высшие сановники государства, которые должны были быть любителями и знатоками поэзии.

Состязание обычно начиналось рано утром с церемонии очищения, в которой участвовали члены команд и судьи.
Тем временем придворные готовили помещение, выделенное для турнира. Устанавливался трон, если собирался присутствовать император, затем размещались сиденья для членов императорского дома, высших сановников, членов жюри и участников турнира.
Места для женщин часто располагались отдельно. Все зрители и участники турнира заходили в помещение в строго установленном порядке.

Затем следовало представление участников турнира, начиная с Левой партии. В том же порядке происходила установка столиков-фундай и размещение на них положенных предметов.
В особом месте раскладывались подушки для юных придворных, которые вели счёт очков в данном состязании.

Когда всё было готово, руководитель Левой партии представлял программу своей команды. Потом то же самое делал и руководитель Правой партии.
Всё состязание сопровождалось музыкой, и исполнение стихов-песен, и паузы между ними.
Первыми исполняли одну свою песню чтецы Левой партии, а потом – Правой. Судьи определяли победителя в этой паре, и команды переходили к исполнению следующей пары песен в том же порядке, если была зафиксирована ничья, иначе первое слово предоставлялось команде, победившей в предыдущем туре.
Команда-победитель определялась по большему набранному количеству очков после исполнения всех песен.

Во многих турнирах команде, проигравшей в очередном туре, наливали по чашечке саке.

Нам известно, что произведения, прозвучавшие на турнирах, оценивались по довольно жёстким критериям, но эти нормы до нас, к сожалению, не дошли. Мы полагаем, что песни должны были соответствовать определённым правилам стихосложения и соответствовать эстетическим идеалам прекрасного, разумеется, свойственным своей эпохе: красоту окружающего мира следовало и выражать в изящной форме.

После провозглашения команды победительницы начинался всеобщий пир, а утром следующего дня победители устраивали благодарственный молебен.

Так, в обобщённом виде, происходили поэтические турниры.
На турнирах задавались саамы различные темы, их могло быть много, но бывали турниры с тремя, двумя и даже одной темой. Чаще всего в числе тем турниров встречаются времена года, явления природы, цветы и растения, птицы и пр. Много было и любовных тем, таких как, например, "любовь без встреч" или "расставание на заре".

Соревновательность является отличительной чертой японской культуры.
Часто проводились смешанные турниры, когда соревнующиеся представляли жюри, например, цветок и песню. В 898 году проходил "Турнир цветов оминаэси (валерианы)", на котором была представлена 51 песня.
Бывали турниры посвящённые цветам гвоздики, на чаще всего устраивались турниры хризантем. В таких случаях после исполнения песни цветок устанавливался в сухама.

В период поздней Хэйан был устроен турнир картин и песен.
В романе "Гэндзи моногатари" описаны турниры в искусстве приготовления ароматов и турнир картин.

Известно, что могущественный регент Фудзивара Митинага предложил известному поэту Фудзивара Кинто участие в одной из трёх увеселительных прогулок, для каждой из которых был подготовлен свой корабль. На одном корабле должен был состояться поэтический турнир стихов танка, на другом – состязание в сложении китайских стихов ("канси"), а на третьем – состязание в игре на струнных инструментах.
Кинто был известен как искусный мастер во всех этих жанрах, но он выбрал поэтический турнир "танка".

Со временем поэты старались выйти за рамки жёстких ограничений, и на турнире 1120 года судья отметил:
"Песня Левых нехороша. На прошлых турнирах таких песен нет... песня Левых выражает собственные чувства. Такую песню нельзя исполнять на турнире".


С окончанием эпохи Хэйан искусство проведения поэтических турниров надолго пришло в упадок.

Комментарии

Принц Корэтака-но Мико (844-897) был сыном императора Монтоку (827-858, правил 850-858), но не был признан наследным принцем и в 872 году удалился от двора. Он был видным поэтом своего времени, и его стихи есть в антологии "Кокинвакасю".
Аривара Юкихира (818-893) – известный поэт и чиновник в должности тюнагон (второй советник министра), брат крупнейшего поэта Аривара-но Нарихира (825-880), отнесённого в числу "бессмертных".
Годы Кампё – годы правления императора Уда (888-898).
Нинна – парадное имя императора Коко (884-888).
Фудзивара Митинага (966-1028) – более двадцати лет был фактическим правителем Японии.
Фудзивара Кинто (966-1041) – известный поэт и учёный, первый теоретик поэзии.

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду

Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2010
abhoc@abhoc.com

В избранное