Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып. 533

от 20.09.2009 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Сизиф: хитрейший из смертных



Сизифов труд! Кто из вас, уважаемые читатели, не слышал этого выражения? Известно, что в Аиде Сизиф был осужден на вечный труд по подниманию огромного камня на гору. Едва же камень приближался к вершине горы, как срывался оттуда вниз, и Сизифу приходилось начинать всё с самого начала. Это наказание стало символом тяжелого и бесполезного труда, а также предвестником каторги.

Но что мы ещё знаем о Сизифе, и за что боги так сурово покарали его? Самая распространённая версия говорит о том, что Сизиф в окрестностях Аттики отлавливал путников и придавливал их большим камнем. Вот за это, якобы, боги и покарали Сизифа.
Странно! В Греции бывали преступники и покруче Сизифа, но их так жестоко боги не наказывали. Придется поднять источники и, возможно, исследования учёных, чтобы разобраться в данном вопросе.

Обзор источников не дает нам возможности воссоздать полную историю жизни Сизифа, так что перед нами возникает лишь набор слабо связанных между собой фактов.

Родителями Сизифа были Эол и Энарета, так что у него было шесть братьев-героев: Афамант, Салмоней, Магн и другие. Сам Сизиф женился на одной из семи плеяд, Меропе, которая родила ему трех сыновей. Однако этот брак считался для Меропы неравным, ведь шесть ее сестер вышли замуж за богов. Возможно, и в этом коренится постоянная неприязнь богов к Сизифу. Сизиф также известен как дед Беллерофонта.

Но это родственники, а сам Сизиф прославился как хитрейший из смертных. Ему удавалось много раз обманывать богов, и это долго сходило ему с рук. Вот другая, и наиболее вероятная, причина неприязни богов к нашему герою.

Перечислим же дошедшие до нас сведения о деяниях Сизифа.

Сизиф основал город Эфиру, который позднее стали называть Коринфом, и населил его людьми, созданными из грибов. По другой версии, Сизиф получил свое царство в подарок от Медеи за оказанные ей услуги.

На Истме Сизифу принадлежало прекрасное стадо коров. Его соседом был Автолик, сын Гермеса и Хионы, который по одной из версий был дедом Одиссея. Гермес дал своему сыну дар изменять как свою внешность, так и внешность всего им украденного.
Пользуясь своим искусством, Автолик постоянно похищал у Сизифа коров и менял их внешний вид, так что Сизифу долго не удавалось уличить своего соседа в кражах. Стадо Сизифа постоянно уменьшалось, а стадо Автолика всё увеличивалось, но не пойман – не вор.
Однажды Сизиф догадался вырезать на копытах своих коров двойную сигму (по другой версии – надпись "украдено Автоликом").
После очередной кражи коров Сизиф созвал соседей, отпечатки копыт с клемом Сизифа привели их в дом похитителя, где по своим меткам наш герой уличил Автолика в воровстве.
Пока возмущенные соседи разбирались с Автоликом, Сизиф проник в дом вора и овладел его дочерью Антиклеей, бывшей замужем за Лаэртом. Вот от Сизифа-то Антиклея и зачала Одиссея! Так что при таких предках Одиссей также не мог не стать хитроумным.

После смерти Эола трон в Фессалии захватил Салмоней. Сизиф, брат Салмонея, считал, что этот трон по праву должен принадлежать ему и обратился за советом к Дельфийскому оракулу. Оракул дал такой ответ:
"Твои дети, рожденные от племянницы, отомстят за тебя".
После этого Сизиф соблазнил дочь Салмонея Тиро, которая родила двух сыновей. Но вскоре Тиро в свою очередь узнала от оракула, что Сизифом руководила не любовь к ней, а желание отомстить Салмонею.
Тогда Тиро убила своих детей, но Сизиф сумел и эту ситуацию использовать на пользу себе. Он выставил тела убитых детей на рыночной площади и обвинил в этом Салмонея, который и был изгнан из Фессалии.

Наибольшую известность имеет история о том, как Зевс похитил Эгину, дочь речного бога Асопа. Сизиф случайно оказался свидетелем этого, и он знал, где Зевс прячет Эгину. Сизифу удалось выгодно продать свою информацию: он уговорил Асопа создать в цитадели Коринфа непересыхающий источник воды. Так возник источник Пирена за храмом Афродиты, где позднее были поставлены статуи самой богини и Эрота-лучника. Лишь после этого Сизиф открыл Асопу всю правду о его похищенной дочери.

Зевс лишь чудом смог избежать мести Асопа, превратившись на время в камень.
Обратите на этот момент особое внимание – опять камень.
Зевс обратился к своему брату Гадесу, владыке царства мертвых, с просьбой сбросить Сизифа в Аид и наказать его вечной пыткой – за раскрытие божественных тайн. Пусть и любовных, но всё же божественных. Какой пыткой собирались боги покарать Сизифа в тот раз, неизвестно.

По одной из версий мифа о Сизифе Гадес лично отправился на Истм, чтобы покарать Сизифа, но мне это представляется маловероятным, так как Гадес очень редко и неохотно покидал свое царство. Скорее всего, он поручил это дело богу смерти Танатосу, который сам не мог выносить смертные приговоры, но был хорошим исполнителем таких приговоров.

Однако Сизиф сумел хорошо подготовиться к визиту Танатоса. Во-первых, он уговорил свою жену Меропу, чтобы она не погребала его после смерти и не совершала никаких погребальных обрядов и жертвоприношений. Во-вторых, он и сам хорошо подготовился к роковому визиту. Сизиф хитростью заставил Гадеса (Танатоса) показать ему, как надо правильно надевать колодки, а когда простодушный бог надел их, Сизиф тут же замкнул защелку [по другой версии – Сизиф заковал Танатоса в цепи]. Потом Сизиф посадил своего пленника в подвал [железную бочку], и на некоторое время на земле наступила видимость Золотого века – люди перестали умирать, воскресали даже те, кому отрубали голову или разрубали на куски. Люди перестали бояться богов и приносить им жертвы.

Больше всего эта ситуация не устраивала Ареса – он же остался без работы, но пострадали и остальные боги, оставшись без жертвоприношений. Арес по приказу Зевса поспешил на помощь Гадесу (Танатосу), освободил его, а крепко связанного Сизифа доставил в царство смерти.
Наш герой сумел и в этой ситуации обмануть богов.
[А если богов можно так легко и безнаказанно обманывать, то получается, что они не всемогущи!]

Да, Сизиф оказался наконец в царстве мёртвых, но богов опять ждал неприятный сюрприз: Меропа не похоронила Сизифа [его труп остался лежать на городской площади] и не совершила никаких погребальных жертвоприношений. Гадес и Персефона потребовали от Сизифа объяснений. Тут Сизиф дал волю своему красноречию. Мол, из-за неразумности своей жены он незаконно оказался в царстве мертвых - тело-то не погребено, - а уважаемые боги не получают своего законного вознаграждения. Он попросил богов ненадолго отпустить его в царство живых, чтобы жестоко покарать плохую жену и организовать свое захоронение должным образом.

Гадес не был склонен верить обманщику, но доверчивая Персефона уговорила мужа, а Сизиф, вернувшись на солнечный свет, сразу же забыл о своих обещаниях. Он опять стал распутничать, пьянствовать и заниматься грабежами. Вот тогда-то он и прославился придавливанием путников камнем.

На этот раз возмущенные боги взялись за дело всерьёз, и Гермес по приказу Зевса силой доставил Сизифа в Аид. На этот раз – окончательно.
[Правда, существует версия о том, что Танатосу удалось доставить в Аид только мертвецки пьяного Сизифа, чтобы избежать его опасного красноречия.]

Теперь боги припомнили Сизифу все его проделки.
У Гермеса были с Сизифом личные счёты, ведь тот изгнал и ранил его сына Салмонея.
Зевс гневался на Сизифа за историю с Асопом и Эгиной.
Гадес, Танатос и Персефона были обмануты нашим мошенником.
Припомнили Сизифу и грабежи путников.

В общем, по совокупности судьи подземного царства вкатили Сизифу примерное наказание. Сизифу дали большой камень, который был точной копией того камня, в который превращался Зевс от гнева Асопа, и велели вкатывать его на самую вершину горы, а потом осторожно спускать его с другой стороны. Но коварство богов проявилось в том, что Сизифу не удается выполнить и половины наложенного на него наказания. Как только он приближается к вершине, "бесстыдный камень" опрокидывает Сизифа и скатывается к подножию горы. Потному Сизифу приходится в пыли спускаться вниз, отыскивать нужный камень и начинать всё с самого начала.

Меропа, устыдившись того, что её муж попал в Аид как преступник, покинула своих шестерых сестёр и больше не появлялась на ночном небе.
Могилу Сизифа коринфяне никогда и никому не показывали, а имя Сизифа древними греками воспринималось на слух как "очень мудрый".

Коринфяне также почитают Сизифа как основателя Истмийских игр, учрежденных им в память своего племянника Меликерта, чьё тело он нашёл на берегу моря.

В Коринфе было святилище Сизифа и существовал его культ как героя. Но только там и почитали нашего героя, ибо остальные греки относились к Сизифу очень отрицательно - ведь тот посмел противиться воле богов. Греческих богов. Это обстоятельство дало некоторым учёным повод считать Сизифа автохтонным божеством, которого пришедшие греки низвели до роли отрицательного и малосимпатичного героя.

Некоторые из современных исследователей полагают, что камень, который поднимает Сизиф, является солнечным диском, а гора символизирует небесный свод. Это мнение подкрепляется существовавшим в Коринфе культом Солнца.

Вот и всё, что я хотел рассказать о хитроумном герое Сизифе, которому неоднократно удавалось выставлять всемогущих богов дураками.

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2009
abhoc@abhoc.com

В избранное