Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 493

от 09.11.2008 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Семь мудрецов Древней Греции. Вып. 11. Эпихарм (окончание)



“Кто не пожелал бы стать предметом зависти, друзья? Очевидно, что ничего не стоит тот человек, который не вызывает [к себе] зависти. К слепому чувствует сострадание каждый, кто его увидит, но никто ему не завидует”.

“Добродетель благоразумной жены — не оскорблять своего мужа”.

“Труд [есть деньги], за которые боги продают нам все блага”.

“Бездельник, не думай о мягком, чтобы не получить жесткого”.

“К живущим далеко отправляйся в великолепной одежде. Тогда многим покажешься ты умным, хотя бы вовсе не имел ума”.

“На словах ты все хорошо выполняешь, а на деле плохо”.

“Самое лучшее — обладать природными дарованиями, а затем учиться”.

“Мудрый муж должен думать не после [дела], но заранее”.

“Не показывай себя раздраженным пустяками”.

“Не гнев, но рассудок должен господствовать”.

“Никто в состоянии гнева ничего не решает как следует”.

“Кого вовсе не преследует несчастье, и кто имеет достаточные средства к жизни, но при этом не доставляет своей душе ничего хорошего и прекрасного, того отнюдь я не назову счастливым, но скорее [назову его] дурным стражем прекрасных сокровищ”.

“Наилучший муж — тот, у которого наименьше недостатков: дело в том, что нет никого без вины, нет никого, кто бы не заслуживал порицания”.



Следующие несколько фрагментов многие ученые считают относящимися к псевдо-эпихармовым сочинениям.



Так у Тертуллиана (II-III вв. по Р.Х.) находим следующее место:
“Впрочем, Эпихарм вместе с Филохором Афинским из всех видов предсказания приписывают сновидениям даже наибольшее значение. Далее, так как нельзя произвольно вызвать сон [ведь и Эпихарм держится этого мнения], то каким образом какое-нибудь сновидение будет своей собственной причиной?”



Климент Александрийский (?-217 г. по Р.Х.) приводит такие цитаты:
“Автор комедий Эпихарм говорит о разуме в “Государстве” следующим образом:
“Человеческая жизнь очень нуждается в счете и числе. Мы живем числом и счетом. Ибо это сохраняет [жизнь] смертных”.
Затем он [вполне] определенно прибавляет:
“Разум направляет людей по правильному пути и всегда он их сохраняет. У человека есть свой рассудок, существует также и божественный разум. Человеческий же разум произошел от божественного, и он доставляет каждому средства к жизни и питание. Божественный же разум сопутствует всем искусствам, ибо только он научает людей делать все то; что должно [им] быть полезным. Дело в том, что ни одного искусства не открыл человек, но все они открыты богом”.



Цензорин (III в. по Р.Х.) цитирует медицинские сочинения Эпихарма:
“Вопреки ему [Еврифону Книдскому], почти все, следуя Эпихарму, утверждали, что рождающиеся на восьмом месяце [беременности] нежизнеспособны”.



А Колумелла (I в. по Р.Х.) больше интересуется ветеринарным искусством Эпихарма:
“Эпихарм же Сиракузский, сделавший весьма тщательную запись лекарств для животных, утверждает, что драчливый баран укрощается, если ему пробуравить рога возле ушей в изгибе”.



Плиния Старшего (23-79 гг. по Р.Х.) интересуют и медицина, и ветеринария. В одном месте он пишет:
“По мнению Эпихарма, при болезнях шулят (яичек) и половых членов весьма полезно прикладывать капусту и т. д.”
И немного далее он снова ссылается на Эпихарма:
“Против укуса бешеной собаки достаточно приложить ее [лесную капусту], но лучше если [приложить ее] с соком растения асафетиды и с острым уксусом. Также собаки умирают, если ее дать им в мясе”.



Есть также эпиграмма, которую древние авторы относили к Эпихарму:
“Я — труп.
Труп же есть навоз, навоз же есть земля.
Если же земля есть Бог,
То я не труп, но Бог”. 



Закончить данный очерк я хочу словами Алкима, которые он вложил в уста Эпихарма [по свидетельству Диогена Лаэртского], указывая на то, что Платон многое позаимствовал у нашего героя:
“А что сам Эпихарм знал о своей мудрости, можно видеть из тех [его слов], в которых он предсказывает [появление] подражателя [себе]:
“Как я думаю (а что я думаю, то знаю я наверно), об этих моих словах еще будет некогда речь. [Придет] некто, который возьмет их, освободит от того стихотворного размера, который они теперь имеют, облечет их в пурпуровую одежду и разукрасит красивыми выражениями. Сам непобедимый, он [в своих сочинениях даст оружие], которым легко победить других”.



P.S. В качестве постскриптума хочу сформулировать свое мнение об учении Эпихарма, вернее, о том, в каком виде оно было изложено самим ученым.



В самом начале своей деятельности Эпихарм создавал труды по медицине и ветеринарии и практически работал в этих же областях – он не был чистым теоретиком. Пришлось в своей жизни Эпихарму разбираться и в различных сельскохозяйственных вопросах, так что его кругозор непрерывно разрастался, и нет ничего удивительного в том, что на каком-то этапе своей жизни наш герой занялся еще и философскими вопросами.



Разнообразие и противоречивость существовавших философских школ вынудили Эпихарма к попытке создать собственное учение, которое объединяло бы крайние течения философских учений (Гераклита, Ксенофана и Пифагора). Эта попытка ему удалась, и Эпихарм изложил свое учение в недошедшем до нас сочинении.



Но это сочинение не принесло Эпихарму особых лавров, так что после переселения в Сиракузы уже в зрелом возрасте он начал литературную работу, которая принесла ему славу отличного поэта и создателя сицилийской комедии. Открыто заниматься философией при тиранническом образе правления Эпихарм не захотел, справедливо опасаясь возможных репрессий, но зато он мог смело включать основные элементы своего учения в уста персонажей различных комедий.



Этот ход оказался настолько удачным, что именно он и принес Эпихарму славу мудреца и великого философа.



Слава Эпихарма, как комедиографа, оказалась настолько велика, что многие ученые считают его просто автором комедий, не уделяя никакого внимания вкладу Эпихарма в мировую философию. Загляните, уважаемые читатели, в различные словари, например, в энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, и вы сможете убедиться в справедливости моих слов. Там написано следующее:
“Эпихарм, писатель (Epicharmos) - греч. драматический писатель V в. до Р.Х.; род. на о-ве Косе, жил в Сицилии при дворе Гиерона. Писал комедии, в которых усовершенствовал древние сицилийские мимы, связав одним действием их ранее бессвязные картины и диалоги. Считается изобретателем акростиха. Сохранились только отрывки его комедий”.
И это все.



(Продолжение следует)



Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду

Внимание! На первой странице сайта установлен поисковик по всем выпущенным рассылкам Ворчуна.


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное