Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 491

от 26.10.2008 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Семь мудрецов Древней Греции. Вып. 9. Эпихарм (продолжение)



Из сохранившихся фрагментов Эпихарма следует также, что он был хорошо знаком еще с учениями Гераклита (541-475 гг. до Р.Х.) и Ксенофана (570-478 гг. до Р.Х.). Платон (428-348 гг. до Р.Х.), например, прямо называет Эпихарма приверженцем Гераклита, но мы можем лишь увидеть в сохранившихся фрагментах насмешку над учением Гераклита и доведение его до абсурда. Ямвлих, как мы помним, считал Эпихарма учеником пифагорейцев. Мне же кажется, что Эпихарм не примыкал ни к каким из уже существовавших школ, но просто был хорошо знаком с учениями всех названных философов.



Знакомство Эпихарма с учениями упомянутых выше философов хорошо иллюстрируют два сохранившихся фрагмента одной из его комедий. Вот первый из них:
А: "Но, право, боги всегда были, и никогда не было времени, когда их не было,
    явления же здесь совершаются всегда одинаково и теми же самыми силами". 
В: "Однако, говорят, что Хаос возник раньше всех богов". 
А: "Каким образом это [возможно]? 
    По крайней мере, то, что возникает первым,
    не может возникнуть из чего-нибудь другого". 
В: "Следовательно, вообще ничто не возникло первым?" 
А: "Конечно, нет, и [равным образом] не вторым, 
    по крайней мере, ничто из того, о чем мы здесь так говорим, 
    но [все] это всегда существовало [неизменно]". 



К этому фрагменту, несомненно, примыкает второй фрагмент:
А: "Если (взять) по желанию число нечетное или четное 
    и прибавить (к нему) или отнять (от него счетный) камешек, 
    то останется ли число тем же самым? Как думаешь ты, в самом деле?" 
В: "По крайней мере, по моему мнению, нет".
А: "Далее, если к длине в локоть прибавить другую величину 
    или от нее отрезать (часть), 
    останется ли после того прежняя мера?"
В: "Понятно, нет".
А: "Теперь с той же точки зрения посмотри и на людей. 
    Один растет, другой же худеет, в изменении же находятся все люди во всякое время. 
    А то, что по своей природа изменяется и никогда не пребывает в том же самом положении, 
    то, должно быть, будет уже чем-то отличным от переменившегося. 
    Точно так же ты и я были вчера другими, чем сегодня, 
    и в будущем будем опять иными, 
    и никогда мы не бываем теми же самыми, согласно тому же самому закону". 



Мы знаем, что учение о неизменности всего сущего излагал Ксенофан (первый фрагмент); учение об изменчивости всего принадлежит Гераклиту (второй фрагмент); а учение о четном и нечетном являлось одним из краеугольных в учении пифагорейцев. Так что для слушателей комедии намеки на всех упомянутых философов были достаточно прозрачными.



Эпихарм добивался комического эффекта, доводя положения этих философских учений в своих комедиях до крайности, до абсурда. Это подтверждает и свидетельство Плутарха, который говорил, что в комедиях Эпихарма
"...взявший раньше взаймы теперь [уже] не должен, так как он стал другим. Приглашенный вчера на обед, приходит сегодня непрошенным, так как он [уже] - другое [лицо]... И он [Эпихарм] представил в комедии [осмеял] это, [выведя] требующего возвращения долга [кредитора] и должника, доказывающего, что он - не то самое лицо вследствие того, что [в нем] кое-что прибавилось и кое-что убавилось. Когда же требовавший [возвращения денег] побил его и был привлечен к суду, то в свою очередь и он говорил, что побил один, обвиняется же другой".



Таким способом Эпихарм доводил до абсурда гераклитовские положения о всеобщей изменчивости. Вероятно подобным же образом Эпихарм осмеивал и приверженцев учения о неизменности всего сущего, но, к сожалению, подтверждающих это фрагментов до нас не дошло.



Многие ученые считают, что Эпихарму удалось создать свое учение, в котором с помощью дуализма пифагорейцев он примирил и объединил лучшее из противоположных учений Гераклита и Ксенофана. Соединяя столь противоположные и вроде бы непримиримые учения, Эпихарму пришлось, возможно, впервые в истории, воспользоваться основными положениями диалектического метода, который он, вероятно, сам же и создал.
Возможно, примирение этих противоположных учений следует усмотреть в третьем из больших сохранившихся фрагментов Эпихарма, где на конкретных примерах проводится различие между реальными вещами и абстрактными понятиями:
А: "Не есть ли игра на флейте некая вещь?"
В: "Конечно".
А: "Не есть ли также человек некая вещь?"
В: "Разумеется".
А: "Итак, человек [тоже] есть игра на флейте?" 
В: "Никоим образом".
А: "Так рассмотрим же, что такое есть флейтист? 
    Что такое он, по твоему мнению? Человек? Не правда ли?"
В: "Конечно".
А: "Не так же ли обстоит дело и с благом? 
    Как ты думаешь? Благо есть вещь в себе. 
    Каждый же, научившийся ему и знающий [его], уже становится хорошим. 
    Совершенно так же, как флейтистом называется научившийся игре на флейте, 
    или танцором [научившийся] танцевать, или веночником [научившийся] плести венки, 
    и равным образом все, что угодно, из [вещей] такого рода. 
    [Так во всем] сам [человек] не есть искусство, 
    но, действительно, он является знающим искусство". 
Во всех приведенных фрагментах нас восхищает ясность и доступность Эпихарма в изложении сложнейших понятий различных философских учений, как, например, только что приведенное объяснение различия между абстрактным и конкретным.



В истории философии существует мнение, что великий Платон пошел по пути, проложенному Эпихармом. Оно было высказано Диогеном Лаэртским и основывается на сочинении философа Алкима, ученика Стилпона (490-370 до Р.Х.), которое называлось "Против Аминты", а Аминта был учеником Платона.
В своем сочинении Алким показывал, что учение Платона об "идеях" во многих чертах заимствовано именно у Эпихарма. Следует заметить, что приведенные выше обширные фрагменты Эпихарма дошли до нас благодаря этому сочинению Алкима.



Диоген Лаэртский так излагает доводы Алкима:
"Много также пользы извлек [Платон] и от автора комедий Эпихарма, у которого он заимствовал весьма много, [внеся эти заимствования в свои сочинения] в измененном виде, как сообщает Алким в своих четырех книгах против Аминты. В первой из них он говорит следующее:
"Кажется также, что Платон заимствовал многое из сочинений Эпихарма. Но это следует рассмотреть. Платон говорит, что чувственный [мир] есть то, что никогда не пребывает [неизменным] ни по качеству, ни по количеству, но постоянно течет и изменяется. Каким образом получить число из чувственных вещей, которые не равны, не суть нечто [устойчивое] и не обладают [определенными] количеством и качеством, но по природе своей таковы, что они всегда бывают, но никогда не существуют? Умопостигаемый же [мир] - то, из чего ничто не уходит и [к чему ничего] не приходит. Природе вечного подобает быть всегда подобной [себе] и той же самой. Однако, и Эпихарм о чувственном и умопостигаемом [мирах] сказал ясно…"
Далее Диоген Лаэртский приводит уже цитированные фрагменты Эпихарма.



Но по дошедшим фрагментам самого Эпихарма восстановить его учение очень сложно, поэтому некоторые ученые используют для этого и псевдо-эпихармовские сочинения, которые стали появляться уже вскоре после смерти великого философа и комедиографа. Они полагают, что эти ранние сочинения написаны в духе мировоззрения самого Эпихарма, но к таким попыткам следует относиться достаточно критически.



(Продолжение следует)



Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду

Внимание! На первой странице сайта установлен поисковик по всем выпущенным рассылкам Ворчуна.


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное