Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 449

от 09.12.2007 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Римская администрация периода Республики. Часть V
Диктатор



Перейдем теперь к экстраординарным магистратурам.



Диктатор - в Древнем Риме так назывался магистрат, который избирался в особо сложных ситуациях, например, когда Республике грозили очень серьезные опасности извне, или в случае внутренних неурядиц и междоусобиц. В этих случаях вся верховная власть почти без ограничений передавалась одному человеку, но на ограниченный срок, необходимый для выполнения поставленной задачи. Этот срок не должен был превышать шесть месяцев, а часто на практике составлял несколько недель. После выполнения поставленной задачи или при истечении срока диктатуры диктатор должен был добровольно сложить свои полномочия.



В древности такой магистрат назывался magister populi, и лишь позднее его стали называть dictator – повелитель.
При назначении диктатора к его титулу всегда прибавлялась причина его избрания. Диктатор, выбранный при внутренних распрях в Республике, назывался dictator seditionis sedandae et rei gerundae causa. Диктатор, выбранный для устранения внешней опасности, назывался dictator rei gerundae causa.



Решение о необходимости выбора диктатора в сложившихся условиях обязательно принимал сенат, но и только. Имя диктатора объявлял один из консулов, но четкой процедуры для выбора такого консула не существовало. Некоторые историки считают, что куриатские комиции должны были утвердить предложенную кандидатуру диктатора, другие полагают, что это лишь гипотеза, не подтвержденная источниками, а третьи относят эту ситуацию только к тем диктаторам, которые назначались для урегулирования внутренних гражданских вопросов.



В большинстве случаев диктатор назначался из числа бывших консулов, но бывали и исключения из этого негласного правила.



После полуночи консул должен был без свидетелей провести положенные ауспиции, и, в случае их благоприятного исхода, еще до рассвета назвать имя диктатора.



Назначение диктатора должно было совершаться внутри городской черты Рима. Если консулов не было в городе, то одного из них призывали в Рим. Когда же и это было невозможно (например, во время военных действий), сенат направлял консулу свое постановление, позволяющее тому совершить назначение диктатора внутри лагерных стен.



Однако такое назначение могло происходить только на землях, входящих в ager Romanus, т.е. расширенную территорию Рима, под которыми уже в ранние времена стали понимать всю Италию. Но и только. Известно, что во время Второй Пунической войны сенат резко воспротивился против назначения диктатора консулом, находившимся на Сицилии, которая не входила в ager Romanus.



Диктатор обладал всей полнотой верховной военной и гражданской власти, ему подчинялись все магистраты и граждане Республики, включая консулов (их полномочия приостанавливались), за исключением народных трибунов. Поэтому-то 24 ликтора, которые сопровождали диктатора, постоянно, даже в черте города, носили фасцы с воткнутыми топорами (секирами). Кроме того, диктатору были положены тога-претекста и курульное кресло.



Народные трибуны формально продолжали функционировать как независимые магистраты, но нет никаких сведений о том, что они реально пытались или могли воспрепятствовать деятельности диктаторов. Сам же факт их должностной независимости вытекал из того обстоятельства, что народные трибуны появились уже после введения закона о диктатуре, в котором эта магистратура и не могла быть указана.



Полномочия диктатора значительно превышали консульские полномочия. Деятельность диктатора не была ограничена ни властью его коллеги, ни властью сената, его приговоры носили окончательный характер и его судебные решения нельзя было обжаловать в народном собрании.
После сложения полномочий диктатора было нельзя привлечь к ответу за его действия или распоряжения, а он никому не должен был давать отчет о своих действиях.



Но некоторые ограничения власти диктатора все же существовали.
Во-первых, срок диктатуры не мог превышать шести месяцев.
Во-вторых, диктатор мог распоряжаться только теми средствами, которые ему выделил сенат, а не всей казной Республики.
В-третьих, диктатор не мог действовать за пределами ager Romanus.
И, в-четвертых, диктатор не мог в Риме передвигаться верхом на коне, чтобы не слишком походить на ненавистных римскому народу царей.



Считается, что первый диктатор был назначен в 501 г. до Р.Х., через девять лет после изгнания Тарквиниев. По Титу Ливию, им стал Тит Ларций, который разбил фиденитов (Фидены – город в Этрурии) в битве при Регильском озере.



По другой версии, первым диктатором был М. Валерий (Марк или Маний) в 494 г. до Р.Х. Ему удалось уговорить граждан собрать войско и разбить врагов. Валерию же принадлежит честь примирения патрициев и плебеев, за что он получил от народа прозвище Maximus (Великий).



Первоначально диктатора выдвигали только из патрициев, но в 356 г. до Р.Х. был назначен первый диктатор из плебеев – им стал Гай Марций Рутил.



Так как власть диктатора была огромной, то их назначали для ведения войны только на территории Италии, чтобы не возникала опасность для Республики. Исключение было сделано один раз в 249 г. до Р.Х. Тогда римский флот был разгромлен у Лилибея в Сицилии, и консул Публий Клавдий Пульхр попытался найти выход. Вначале он назначил диктатором Марка Клавдия Глициния, но тот отказался.
[Стоит сказать, что человек назначенный диктатором мог отказаться от этой должности только в том случае, если его назначение произошло с какими-либо нарушениями закона. В данном случае, назначение происходило вне ager Romanus.]
Тогда диктатором был назначен Авл Атилий Калатин, прославленный военачальник и консул 258 и 254 гг. до Р.Х., сумевший выправить ситуацию.
Но больше подобных попыток римляне не делали.



Не всегда процедура назначения диктатора протекала гладко. Например, в 431 г. до Р.Х, консулы Тит Квинкций Цинциннат и Гней Юлий Ментон почти по всем вопросам не могли договориться. Городу же угрожала внешняя опасность, и сенат единодушно рекомендовал консулам назначить диктатора. Те проигнорировали мнение сената. Тогда сенаторы обратились к народным трибунам, чтобы те своей властью заставили консулов назначить диктатора. Трибуны пригрозили консулам, что, так как те противится единодушной воле сената и римского народа, то трибуны могут арестовать их и заключить в оковы.
Для свободного римлянина и патриция это было самое жестокое и позорное наказание.
Консулы предпочли подчиниться насилию со стороны трибунов, чем воле сената, и Цинциннат назначил диктатором своего зятя Авла Постумия Туберта, который вскоре разбил врагов.



Некоторые личности, которых мы привычно называем диктаторами, на самом деле таковыми не являлись, хотя и обладали всей полнотой диктаторской власти. Многие слышали про Квинта Фабия Максима по прозвищу Кунктатор (Медлительный), который получил верховную власть в 217 г. до Р.Х. после страшного разгрома римского войска в битве у Тразименского озера. Тогда один консул погиб в битве, связи со вторым консулом не было, и его судьба была неизвестна.
Тогда сенат прибегнул к технической уловке и поручил народу избрать продиктатора (prodictator), но с диктаторскими полномочиями, так как избирать диктатора народное собрание не могло – у него просто не было такого права. Так что формально Фабий Максим диктатором не был.



(Продолжение следует)



Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное