Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 438

от 23.09.2007 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Римская администрация периода Республики. Часть IV
Магистратуры. Общие понятия
Консулы (начало)



Вначале, наверное, следует описать общие черты, которые присущи всем римским магистратурам или их группам, а затем уже перейти к характеристике конкретных магистратур.



Магистратами (или магистратурами) в Древнем Риме назывались как государственные должности, так и лица, их занимавшие.



Магистратуры делились на несколько категорий по четким признакам.
Существовали ординарные (обыкновенные) магистратуры и чрезвычайные (экстраординарные).
К первым относились консулы, цензоры, преторы, народные трибуны, квесторы, курульные и плебейские эдилы и члены постоянных комиссий.
Ко вторым – интеррексы, диктаторы и их начальники конницы, децемвиры, военные трибуны с консульской властью, триумвиры для устройства государства, а также члены различных чрезвычайных комиссий.



Высшие магистраты обладали империем, т.е. высшей государственной властью (cum imperio). Империем обладали консулы, диктаторы, преторы, децемвиры, военные трибуны с консульской властью и триумвиры. Зримыми символами империя служили розги и топоры, носимые ликторами, которые сопровождали соответствующих магистратов. Они означали право магистратов приказывать, наказывать и казнить.
К высшим магистратурам относились также цензоры (но без империя), а позднее к ним стали относиться и народные трибуны (с ограниченным империем).
Кроме того, высшие магистраты могли проводить большие ауспиции, в то время как остальные – только малые ауспиции.



Были еще курульные магистратуры. За обладателем такой магистратуры повсюду носилось курульное кресло, и считалось, что только сидя на нем он мог творить суд и расправу, принимать прошения и пр.
Курульное кресло представляло собой складной стул без спинки, а на его изготовление часто шли такие ценные материалы, как слоновая кость, мрамор, бронза и ценные породы дерева. Юлию Цезарю сенат преподнес даже золотое курульное кресло.
К числу курульных магистратур относились консулы, диктаторы (а иногда и их начальники конницы), преторы, децемвиры, военные трибуны с консульской властью, триумвиры, цензоры и курульные эдилы.



Все магистратуры имели множество сходных черт.
Так все магистратуры, кроме интеррекса, диктатора и его начальника конницы избирались на народных собраниях.
Все ординарные магистратуры, кроме цензоров, избирались на годичный срок. Срок цензуры был определен в 18 месяцев.
Магистратуры были почестями, а потому и жалованье им было не положено. Правда, все представительские расходы магистратов государство оплачивало.
Подавляющее большинство магистратур носило коллегиальный характер, и любой член соответствующей коллегии имел право опротестовать действия своих коллег (произвести интерцессию), что останавливало все дело.
Все магистраты, кроме диктаторов, цензоров и народных трибунов, несли ответственность за свои должностные поступки. Высшие магистраты – после окончания срока своих полномочий, а низших могли привлечь к ответственности даже до истечения этого срока.



В сфере своих полномочий магистраты могли издавать обязательные постановления (эдикты), созывать народные собрания, вносить предложения в сенат, арестовывать и/или штрафовать провинившихся, проводить гадания и т.п.
Помимо этого, высшие магистраты в силу имевшегося у них империя располагали высшей властью в военных делах и в вопросах юрисдикции.



В рамках своих полномочий власть магистрата законом почти не ограничивалась, и в течение срока службы он был несменяемым.
Привлечение действующего магистрата к суду было возможно лишь в исключительных случаях. Ведь, находясь у власти, магистрат по отношению к народу был не слугой (minister), а господином или высшим (magister, magistratus).
Да этого, собственно говоря, и не требовалось, так как существовали достаточно мощные рычаги против злоупотреблений магистрата. Одно только право интерцессии со стороны его коллег чего стоило! А ведь после окончания срока действия своих полномочий магистрат должен был дать отчет о своей деятельности, и его могли привлечь к ответственности за все совершенные им упущения и нарушения закона.



Да, магистраты могли штрафовать граждан за нарушения законов и постановлений, но размеры штрафов были ограничены соответствующими законами. В случае вопиющей несправедливости со стороны магистрата гражданин имел право обратиться непосредственно к народу (provocatio ad populum).



Кандидат на занятие какой-либо магистратуры должен был лично заявить о своих притязаниях. Он должен был обладать всей полнотой гражданских прав и иметь определенный возраст, однако нам достоверно не известны эти ограничения. Кроме того, во времена поздней Республики сенат позволял кандидатам занимать должности и ранее установленного возраста.



Существовал определенный порядок для занятия ординарных магистратур: квестор, плебейский трибун (это была необязательная должность), курульный эдил, претор, консул, цензор. Между занятием должностей должен был пройти какой-то срок. Вторичное занятие той же должности допускалось только через определенный срок. Но постановления сената часто позволяли кандидатам пропускать некоторые ступени в этой иерархии, уменьшать или вовсе отменять сроки между должностями и при вторичном замещении одной и той же магистратуры.



Но получить свою магистратуру претендент мог только после успешно проведенных ауспиций. В противном случае его объявляли «неправильно избранным» и не допускали к занятию должности.



В эпоху ранней Республики магистратуры замещались с мартовских ид, а с 154 года до Р.Х. обыкновенные магистратуры стали замещаться с январских календ, так что конец года становился и концом магистратуры.



Занятие чрезвычайных магистратур было не связано с определенным временем года и обычно не должно было превышать шести месяцев. Чаще всего такая магистратура предоставлялась для выполнения какого-либо поручения, и по окончании этого дела магистрат должен был сложить свои полномочия.



Перед вступлением в должность магистрат приносил присягу римскому народу. Аналогичную присягу он приносил и по окончании своей службы.



Как я уже говорил, занятие магистратуры было несовместимо с получением жалованья, но государство оплачивало все их представительские расходы. При замещении должности вне города государственная казна предоставляла магистрату полную экипировку и средства передвижения, оплачивала средства для оплаты прислуги и конвоя. Часто выделялись и суточные, но оплата квартирных и продовольственных расходов полностью ложились на население провинций.



Перейдем теперь к характеристике отдельных магистратур.



Консулы

После изгнания царей в 509 году до Р.Х., высшими должностными лицами Римской республики были консулы. По своей сути, это была та же царская власть, но разделенная пополам и ограниченная годичным сроком.
Именами консулов обычно обозначался год:
«В консульство N и M».



Как я уже писал, выборы консулов происходили в центуриатных комициях под председательством одного из консулов или диктатора. Если никого из них в городе не было, то выбирался интеррекс, о котором я уже писал раньше.
Оба консула должны были выбираться в один и тот же день. Если по каким-либо причинам этого не происходило и избирался только один консул, то новый консул должен был провести выборы своего товарища в самое ближайшее время.



В день вступления новых консулов в свою должность происходило торжественное шествие к Капитолию, где в жертву Юпитеру приносили белого быка. Там же происходило и заседание сената.



Первоначально консулы выбирались исключительно из патрициев, но с 366 до Р.Х. года было разрешено одну из должностей занимать плебею, а уже с 342 до Р.Х. года один из консулов должен был обязательно происходить из плебейского рода. Был даже случай, когда в 172 году до Р.Х. оба выбранных консула принадлежали к плебейским родам.



Оба консула обладали и военной и гражданской властью, но должностная власть консулов была совершенно одинаковой, и каждый из них имел право интерцессии на действия товарища, поэтому им приходилось действовать в согласии друг с другом [или бездействовать]. Особенно важным это было в гражданских вопросах.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное