Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 422

от 29.04.2007 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



А.П. Чехов:
взгляд со стороны, анекдоты, высказывания
Вып. 7



На стенах чеховского кабинета постоянно висели рисунки молодых талантливых художников, но самой простой тематики, чаще всего пейзажи в стиле Левитана: речка, березки, помещичий дом и т.д. А.П. не любил рамок и прикреплял рисунки к стене кнопками.



В Ялте у Чехова часто бывал тогда еще только поэт Ив. Бунин. Он лучше всех умел смешить Антона Павловича. Часто Бунин в саду талантливо представлял кого-нибудь или что-нибудь, а рядом стоял Чехов и весело смеялся.



В Монте-Карло Антон Павлович никогда не заигрывался, а в московских клубах вообще никогда не играл.



Когда Чехов задумал покупать имение, его спросили, зачем ему это надо, и он ответил:
«Не надо же будет думать ни о квартирной плате, ни о дровах».



В денежных вопросах Антон Павлович был щепетильно аккуратен. Не любил ни быть кому-либо должным, ни одалживать кому-нибудь. Был очень расчетлив во всех делах, но не скуп; и не расточителен. Но все это и подвело Чехова при продаже своих сочинений издателю Марксу [но об этом как-нибудь позже].



С богатыми людьми Чехов держал себя так, словно богатство было их личным делом, и никак не могло повлиять на его отношение к ним.



Хотя литературная деятельность у Чехова почти совсем вытеснила лечебную, о которой почти никто и не вспоминал уже, он очень дорожил своим дипломом врача, и иногда даже обижался на такое отношение:
«Позвольте, я же врач».



Однажды Чехов признался, что не читал «Преступление и наказание» Достоевского:
«Берегу это удовольствие к сорока годам».
Когда ему напомнили об этом после юбилея, он ответил:
«Да, прочел, но большого впечатления не получил».
Из всех писателей он больше всего ценил Мопассана, но, возможно, эта оценка относилась только к французским писателям.



Однажды Чехову подали визитную карточку коллеги-доктора, пожелавшего его увидеть. Принимая карточку, Антон Павлович увидел на ней множество телефонных номеров и засомневался:
«Хм... Зачем столько телефонов? Не надо же... Скажите, что меня дома нет».



Когда Чехов по настоянию врачей был вынужден переехать в Крым, он полушутя жаловался:
«На что мне эти татары? Прежде я окружен был людьми, вся жизнь которых протекала на моих глазах. Я знал крестьян, знал школьных учителей и земских медиков. Если я когда-нибудь напишу рассказ про сельского учителя, самого несчастного человека во всей империи, то на основании знакомства с жизнью многих десятков их».
Интересно, что бы сказал Антон Павлович про сельских учителей в настоящее время?



В Риме в первый день Великого поста Чехов наблюдал в соборе св. Петра довольно пеструю процессию «выкуривания следов карнавала». Спутник Чехова значительно произнес:
«Для беллетриста виденное не лишено некоторой прелести; хорошая тема для описания».
Чехов немедленно возразил:
«Нимало, современный рассказчик принужден был бы удовольствоваться одной фразой:
"Тянулась глупая процессия"».



Во время беседы с одним начинающим писателем Чехов встал и перегнул его тетрадь пополам со словами:
«Начинающие писатели часто должны делать так: перегните пополам и разорвите первую половину».
На недоуменный взгляд своего собеседника Антон Павлович ответил пространным объяснением:
«Я говорю серьезно. Обыкновенно начинающие стараются, как говорят, "вводить в рассказ" и половину напишут лишнего. А надо писать, чтобы читатель без пояснений автора, из хода рассказа, из разговоров действующих лиц, из их поступков понял, в чем дело. Попробуйте оторвать первую половину вашего рассказа, вам придется только немного изменить начало второй, и рассказ будет совершенно понятен. И вообще не надо ничего лишнего. Все, что не имеет прямого отношения к рассказу, все надо беспощадно выбрасывать...
Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их».



Антон Павлович так говорил о языке знаменитых русских писателей:
«Вот, читаю Гоголя. Интересный язык, какая богатая мозаика!»
Или:
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова».



Незадолго до своей смерти Исаак Левитан осматривал ялтинский дом Чехова. В камине его заинтересовала небольшая ниша (или впадина), которую он решил использовать. Вскоре он в один сеанс написал на листе картона один из последних своих пейзажей «Стоги сена в лунную ночь», который и был бережно заделан в эту нишу.



Н.Д. Телешов так описывал внешность молодого Чехова:
«Про внешность Чехова в ту пору правильно было сказано:
"при несомненной интеллигентности лица, с чертами, напоминавшими простодушного деревенского парня, с чудесными улыбающимися глазами".
Может быть, такое выражение, как "улыбающиеся глаза", покажется слишком фигуральным, но, кроме Чехова, я ни у кого не встречал таких глаз, которые производили бы впечатление именно улыбающихся».



Чехов часто утверждал, что никакой «детской» литературы не существует, и шутил по этому поводу:
«Везде только про Шариков да про Барбосов пишут. Какая же это "детская"? Это какая-то "собачья" литература!»
Однако это не помешало ему самому написать «Каштанку» и «Белолобого».



В Ялте молодой И. Бунин, которого Антон Павлович прозвал Букишоном, иногда вечерами мастерски читал ранние рассказы Чехова.



За год до смерти Чехов однажды полушутя высказался в кругу собравшихся у него писателей:
«Вам хорошо, теперешним писателям, вас теперь хвалят за небольшие рассказы. А меня, бывало, ругали за это. Да как ругали! Бывало, коли хочешь называться писателем, так пиши роман, а иначе о тебе и говорить и слушать не станут, и в хороший журнал не пустят. Это я вам всем стену лбом прошибал для маленьких рассказов».



В 1900 году Антон Павлович так высказался о Толстом:
«Я боюсь смерти Толстого. Если бы он умер, то у меня в жизни образовалось бы большое пустое место. Во-первых, я ни одного человека не люблю так, как его. Во-вторых, когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не сделаешь - не так страшно, так как Толстой делает за всех. В-третьих, Толстой стоит крепко, авторитет у него громадный, и, пока он жив, дурные вкусы в литературе, всякое пошлячество, всякие озлобленные самолюбия будут далеко и глубоко в тени. Только один его нравственный авторитет способен держать на известной высоте так называемые литературные настроения и течения».
Но Л.Н. Толстой пережил Чехова.



Н.Д. Телешов однажды в поезде разговорился с крестьянином из Лопасни, в окрестностях которой Антон Павлович часто безвозмездно оказывал жителям медицинскую помощь, и сказал ему, что у него там есть знакомый, доктор Чехов. Крестьянин даже заулыбался, но сказал неодобрительно:
«А... Антон Павлыч! Чудак-человек! Бестолковый!»
Телешов удивился:
«Кто бестолковый?»
Крестьянин стал объяснять:
«Да Антон Павлыч! Ну, скажи, хорошо ли: жену мою, старуху, ездил-ездил лечить - вылечил. Потом я захворал - и меня лечил. Даю ему денег, а он не берет. Говорю:
"Антон Павлыч, милый, что ж ты это делаешь? Чем же ты жить будешь? Человек ты неглупый, дело свое понимаешь, а денег не берешь – чем тебе жить-то?.."
Говорю:
"Подумай о себе, куда ты пойдешь, если, неровен час, от службы тебе откажут? Со всяким это может случиться. Торговать ты не можешь; ну, скажи, куда денешься, с пустыми-то руками?.."
Смеется - и больше ничего.
"Если, говорит, меня с места прогонят, я тогда возьму и женюсь на купчихе".
"Да кто, говорю, кто за тебя пойдет-то, если ты без места окажешься?"
Опять смеется, точно не про него и разговор...
Да. Хороший он человек, Антон Павлыч. Только трудно ему будет под старость. Не понимает он, что значит жить без расчета».



(Продолжение следует)



Внимание!
Следующий выпуск Ворчалок выйдет 20 мая.



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное