Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 399

от 19.11.2006 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Мария Антуанетта
Два смертельных удара по королевской власти: «Женитьба Фигаро» и "Дело об ожерелье королевы"



Вы можете спросить, уважаемые читатели, почему я так настойчиво упоминаю именно 1785 год? Дело в том, что именно в этом году были нанесены два смертельных удара по королевской власти. Я ничуть не преувеличиваю, именно смертельных, ибо они окончательно похоронили репутацию как королевской власти, так и самой Марии Антуанетты. Я имею в виду постановку «Женитьбы Фигаро» и «Дело об ожерелье королевы». Они внешне никак не связаны между собой, но во времени переплелись между собой довольно тесно.



«Женитьба Фигаро»

Автор «Женитьбы Фигаро» господин Карон, такова настоящая фамилия Бомарше, уже давно был известен властям, как опасный враг королевской власти. Еще в 1775 году он представил Марии Терезии памфлет под названием «Сообщение, важное для испанской ветви, относительно ее прав на корону Франции», в котором, в том числе, прямо утверждалось об импотенции Людовика XVI. Доставалось там и Марии Антуанетте. Господин Карон сообщил императрице, что ему удалось перехватить и уничтожить весь тираж этого гнусного сочинения, и что за сравнительно небольшую сумму он готов уничтожить и последние несколько экземпляров, которые еще оставались у него на руках. Считается, что сочинил и напечатал этот памфлет сам Бомарше. Мария Терезия придерживалась, скорей всего, такого же взгляда, а, кроме того, она не терпела шантажистов, особенно, когда дело касалось ее детей. Императрица приказала заключить наглого вымогателя в тюрьму, где он получил причитающуюся ему порцию розг и просидел две недели.



Симпатий к Бурбонам от этого у Бомарше не прибавилось, но в Париже он решил повторить этот же номер. На этот раз удача авантюристу благоприятствовала. Правда, сначала он тоже угодил в тюрьму, Сен-Лазар, и получил свою очередную порцию розг, но затем король струсил. В обмен на клятвенные заверения в том, что все до единого экземпляры этого пасквиля уничтожены, король пожертвовал господину Карону более 70 тысяч ливров. Однако, как выяснилось вскоре, Бомарше обманул Бурбонов, и через небольшое время этот памфлет был напечатан, - считается, что в Амстердаме, но возможно, и в самом Париже, - и получил широкое распространение.



Так что у Людовика XVI не могло быть никаких иллюзий относительно личности Бомарше и его отношения к королевской семье. И вот в 1781 году в цензурный комитет поступает новое сочинение господина Карона, вроде бы невинная пьеса под названием «Женитьба Фигаро». В комитете сидели нормальные и опытные люди, которые сразу же поняли всю опасность этого сочинения для устоев государственной власти и запретили пьесу. Кабинет министров тоже единогласно подтвердил наложенный запрет.



Бомарше был довольно ловким и пронырливым человеком, у него нашлись довольно высокопоставленные покровители, так что вскоре пьеса проникла в королевский дворец и ее судьба оказалась в руках короля и, следовательно, королевы.
Королеве пьеса очень понравилась, особенно роль прелестной и веселой Розины. Она мечтала сыграть ее на дворцовой сцене, а о содержании пьесы легкомысленная М.А. даже и не задумывалась. Забыла она и о том, кто такой господин Бомарше и как он относится к королевской власти вообще и к ней самой лично. Королева стала упрашивать короля, чтобы он разрешил постановку этой пьесы хотя бы в дворцовом театре.



Хоть и принято считать Людовика XVI недалеким человеком, но это не совсем соответствует действительности. Да, он был мягкотелым, нерешительным человеком, выполнявшим все прихоти своей красавицы-жены, но он был все-таки довольно умным и образованным человеком. Король сразу же понял всю опасность этого сочинения и наложил на пьесу решительный запрет. Королева была очень разочарована, но король объяснял ей:
«Этот человек смеётся надо всем, что следует почитать в государстве».
Королева, которую такие пустяки совершенно не волновали, всё же надеется на своё влияние на мужа и переспрашивает:
«Значит, пьесу действительно не поставить?»
Но король на этот раз проявляет твёрдость:
«Нет, определенно нет, можете быть в этом уверены».



Казалось бы, что судьба пьесы окончательно решена. Ведь сам король запретил ее постановку. Ну и что? Подумаешь, король запретил постановку? Тем хуже для него! Пьеса и её автор моментально входят в моду в столь просвещенном Париже. Бомарше приглашают в самые известные и изысканные аристократические салоны столицы, где он с большим успехом читает свое сочинение. Видя успех своего сочинения, Бомарше решает действовать через женщин. Ему помогают его высокопоставленные покровители, - графиня де Полиньяк, любимая фаворитка королевы, которая с восторгом внимает автору и решает продемонстрировать всем, где в Париже находится реальная власть. Маркиз де Водрей, любовник графини, решается вопреки запрету короля на постановку пьесы в своем домашнем театре.
Успех!?



Но клике Полиньяков, да и самому автору, этого уже явно мало. Надо более акцентировано продемонстрировать свою власть и влияние, а для этого следует поставить запрещенную пьесу во дворце короля, раз именно он её запретил. Этот замысел находит горячую поддержку у... ну, конечно же, королевы, и начинается тайная подготовка к постановке пьесы в королевском дворце. Открытых репетиций во дворце, правда, не проводилось, но роли между актерами были распределены и выучены наизусть. Вот уже подготовлены и распределены билеты на этот спектакль, вот уже к дворцовому театру начинают съезжаться кареты… Но в последний момент король узнает обо всем и запрещает спектакль. Ведь он не разрешал постановку этой пьесы, так что речь шла о его авторитете. Разочарованные гости разъехались…



Всё? Как бы не так! Мария Антуанетта и Полиньяк закусили удила и решили доказать всему свету, что их власть сильнее власти короля. Их, разумеется, поддерживали граф д’Артуа и другие принцы. Такого единодушного напора от людей из своего ближайшего окружения король, в конце концов, не выдержал и уступил нажиму дражайшей половины. Он только потребовал исключить из текста пьесы некоторые, наиболее вызывающие, реплики или хотя бы отредактировать их. Бомарше легко согласился с этими требованиями - ведь эти реплики уже знал наизусть чуть ли не каждый парижанин.



17 апреля 1784 года во Французском театре состоялась долгожданная премьера «Женитьбы Фигаро». Успех пьесы превзошел все ожидания! Ведь сначала сам король запрещал её, а потом высказывал надежду, что пьеса провалится. Уже одного этого было достаточно для того, чтобы фрондирующие аристократы до отказа заполнили зрительный зал, который оказался переполнен. Двери театра были просто выломлены, в зале, простите за избитый штамп, яблоку негде было упасть, а изысканная аристократическая публика бурными аплодисментами приветствовала пьесу, которая наносила увесистую пощечину не только королевской власти, но и всему их сословию. Совершенно самоубийственная реакция!



На этом история пьесы не заканчивается. Королева всегда диктовала моду, - и вот Бомарше стал самым модным человеком в Париже. Королеве этого мало. Она уже не помнит, что Бомарше обливал ее грязью в своих памфлетах, и мечтает о постановке новой замечательной пьесы этого автора под названием «Севильский цирюльник». Пока этому мешало ее положение, но вот она успешно родила в 1785 году еще одного сына, будущего Людовика XVII, и во дворце начинается бурная подготовка к постановке пьесы в маленьком театре Трианона. Зал-то маленький, но на сцене собираются играть самые высокопоставленные люди Франции. Роль Фигаро собирается играть граф д’Артуа, брат короля, графа Альмавиву будет играть маркиз де Водрей, любовник графини де Полиньяк, фаворитки королевы, а Розину…

Давайте вспомним текст:

«Вообразите себе прехорошенькое существо, милое, нежное, приветливое, юное, обворожительное; крохотная ножка, тонкий стройный стан, полные ручки, алый ротик, а уж пальчики! Щечки! Зубки! Глазки!..»
Ну, кто, кроме Марии Антуанетты, еще мог сыграть эту роль на дворцовой сцене и в такой компании?

Заказываются костюмы для постановки. Для лучшей подготовки к выступлению на сцене столь высоких особ приглашается сам Дезанкур из Комеди Франсез, который помогает им обрести уверенность и непринужденность во время спектакля.

В общем, у королевы к августу 1785 года была масса самых неотложных хлопот, связанных с подготовкой к спектаклю.



"Дело об ожерелье королевы"

Итак, самое начало августа 1785 года, идут последние репетиции. Мария Антуанетта вся в сплошных переживаниях - как-то она будет выглядеть на сцене? И вдруг к ней приходит взволнованная мадам де Кампан и сообщает совершенно невероятные вещи!



Вчера к мадам де Кампан пришел ювелир двора Бомер и просил о немедленной аудиенции у королевы. Он рассказывал какую-то запутанную и непонятную историю. Якобы несколько месяцев назад королева тайно купила у него знаменитое бриллиантовое колье. Да, то самое большое бриллиантовое колье, которое было изготовлено для мадам Дюбарри, но из-за смерти Людовика XV так и оставшееся невостребованным. Тогда же были оговорены и сроки платежей, но срок первого платежа давно истек, а никаких денег к ювелирам, Бомеру и Бассанжу, так и не поступило. Бомеру же срочно нужны деньги, так как на него наседают его собственные кредиторы. Вот он и хотел бы побеседовать с королевой на столь деликатную тему.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное