Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 352

от 25.12.2005 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Избранные сведения о рыцарстве, рыцарях
и истории из жизни последних
Вып. 2



До XII века было совсем не трудно попасть в ряды рыцарей, т.к. рыцарство было открыто для всех (важно было лишь наличие коня и тяжелого вооружения). Но в XII веке появляются ограничения. Так по преданию французский король Людовик VI в 1137 г. издал указ, чтобы у того, кто был посвящен в рыцари, не имея предков рыцарей, на навозной куче отбивали шпоры. Возможно, это лишь исторический курьез.



Но Фридрих Барбаросса относился к этому вопросу вполне серьезно. Так в начале своего царствования в 1156 г. он издал указ, по которому право на поединок признавалось лишь за тем рыцарем, у кого рыцарями были и его предки, не уточняя, правда, количества этих предков:
"Если рыцарь пожелает вступить в поединок с рыцарем из-за нарушения мира или по какой-либо важной причине, да будет разрешено сражаться только в том случае, если он будет в состоянии доказать, что он исстари и сами предки его по рождению - законные рыцари".



А в 1187 г. он запретил принятие рыцарского пояса сыновьям духовных лиц и крестьян:
"Также в отношении сыновей священников и диаконов и поселян подтверждаем, чтобы они не опоясывались рыцарским поясом, а те, кто уже подпоясан, да будут исключены из рыцарского сословия правителем провинции".



Император Фридрих II подтвердил этот указ:
"Нашим постановлением запрещается становиться рыцарями не принадлежащим по рождению к рыцарскому званию".



Но в этих указах ничего не говорится о городском сословии, и это сделано вполне сознательно, т.к. в Германии и Италии в городах происходил процесс сращивания воинского и высшего городского сословий.



В это же время сложился обычай, что если кто-то поступал в рыцарский орден на основании ложных сведений о своем происхождении, то он должен был быть изгнан из ордена.



Итак, вот коротко основные этапы этих ограничений:
1187 г.: Фридрих Барбаросса запрещает посвящать в рыцари крестьянских сыновей;
(в 1140 г. это уже делал король Роже II Сицилийский;)
в 1234 г. то же самое проделал король Хайме I Арагонский;
в 1294 г. аналогичный указ издал граф Карл II Прованский.

Все они приказывали принимать в рыцари только потомков рыцарей.



Не все люди рыцарского происхождения стремились сами стать рыцарями, и это явление, по-видимому, носило довольно массовый характер. Недаром граф Балдуин Фландрский в 1200 г. издал указ, по которому сын рыцаря, не ставший рыцарем до возраста в 25 лет, должен считаться крестьянином.

Также известно, что во Франции в 1293 г. аналогичное требование было выдвинуто по отношению к дворянам в возрасте до 24 лет, иначе их ждало суровое наказание, или большой штраф, или даже конфискация лена.

Английские короли не были столь суровы, и просто сделали в XIII веке из этого явления источник для пополнения своей казны.



Право посвящения в рыцари людей из других сословий за выдающиеся заслуги с этих пор (XIII век) остается преимущественно прерогативой королей и императора. И уже в 1271 г. французский король Филипп III возвел в рыцарство одного золотых дел мастера.



Это явление носило отнюдь не единичный характер по всей Европе, недаром писатели и поэты того времени возмущаются правителями, посвящающими в рыцари крестьян.



В битве под Торнтоном в 1155 г. один стремянный проявил исключительную храбрость, и Фридрих Барбаросса хотел посвятить его в рыцари. Как пишет Оттон Франзингенский, Фридрих хотел предоставить ему
"титулы и звание рыцаря, и ретивых коней, и блистательный почет".
Но стремянный отклонил эту честь, т.к. пожелал остаться в своем сословии. Как пишет Оттон:
"Но тот сказал, что он простолюдин и желает пребыть в том же звании, так как доволен своим положением".



Конь и доспехи побежденного на турнире рыцаря по обычаю доставались его победителю, но владелец имел право их выкупить. Это породило прослойку "профессиональных" турнирных бойцов, которые разъезжали по всей Европе. И это совсем не обязательно были бедные или не очень знатные рыцари. Таким профессионалом был, например, Гийом (Уильям) де Марешаль, граф Пемброк, регент Англии в 1216-1219 гг. при малолетнем короле Генрихе III.



В XIII веке любой рыцарь имел право участвовать в турнире, если мог доказать, что 4 поколения его предков были свободными людьми.

Несколько позже стали требовать, чтобы предки рыцаря несли конную военную службу. Рыцарство стало замыкаться и пыталось отгородить себя от свободных богатых горожан. Тогда-то и появилась традиция проверки гербов, составление специальных турнирных списков и турнирных книг.



Культ поклонения Даме появился несколько раньше.



История трубадура Руделя

Трубадур Жоффруа Рудель служил при дворе герцога Бретонского, тоже Жоффруа, брате английского короля Генриха II. Многие паломники и рыцари, прибывавшие из Святой земли, превозносили красоту, ум и добродетели принцессы Триполитанской (что в Малой Азии), и Рудель заочно влюбился в прекрасную принцессу.

Пятнадцать лет он служил своей даме и сложил в ее честь немало прекрасных песен. Но неизвестность томила его, он принял крест и отправился в святую землю.

Во время плавания Рудель опасно заболел и прибыл в Триполи уже умирающим. Далее данные источников несколько расходятся.

По одной версии спутники перенесли умирающего Руделя на берег в госпиталь, что мне кажется более правдоподобным, где его и навестила принцесса, прослышавшая о приезде и болезни знаменитого трубадура. Принцесса обняла и поцеловала умирающего трубадура, а Рудель возблагодарил Господа за то, что он сохранил ему жизнь до свидания с дамой, которую он беззаветно любил столько лет. На руках у принцессы Рудель и скончался.

По другой версии принцесса посетила умирающего трубадура на корабле, а далее все происходило по тому же сценарию.

После смерти трубадура принцесса, тронутая его беззаветным служением и любовью, удалилась в монастырь.

Эта история стала образцом настоящей рыцарской любви и вызвала множество подражаний - в литературе. Боюсь, что в реальной жизни все обстояло несколько иначе.



Рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн в XIII веке надиктовал довольно интересные мемуары. Там есть и такой эпизод.

Рыцарь много лет добивался чести служить одной знатной даме, но та отвергала его притязания. В одном из турниров рыцарь повредил палец, и тот навсегда остался кривым. Рыцарь через посланца сообщил об этом даме. Но та заявила посланцу:

"Он лжет, будто потерял палец ради меня!"
Тогда рыцарь попросил одного своего товарища отрубить ему этот палец и отослал его этой даме. Когда дама увидела посылку, то воскликнула:
"Такой глупости я еще не предполагала в нем. Но все-таки это ни к чему не ведет. Однако палец я сохраню в моей шкатулке".
Рыцарь был рад этому, так как теперь он знал, что дама будет хоть иногда вспоминать о нем.



Разжалование из рыцарей из простой процедуры со временем превратилось в целое действо. Изгоняемого рыцаря в длинной рубахе возводили на помост, окруженный толпой зрителей. Вначале разламывался меч рыцаря, и его обломки бросали ему под ноги. Затем с рыцаря снимались шпоры (и сапоги), а его щит привязывали к хвосту обычной рабочей лошади.

Затем герольд трижды вопрошал, указывая на изгоняемого:

"Кто это?"
Ему трижды отвечали, что это рыцарь, но герольд каждый раз громко возражал:
"Нет, это не рыцарь, это негодяй, изменивший своему слову и клятве верности!"
После этого священник зачитывал 108-й псалом с проклятьями изменнику:
"Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой..."
Затем разжалованного укладывали на носилки, как мертвеца, и несли в церковь, где над ним служили панихиду.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.story.abhoc
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное