Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac

Вып. 268

от 16.05.2004 г.


Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец




Путешествие ко двору Тимура.
Вып. 8.
Пиры у Тимура.
Пир-Мухаммед.



12-го сентября Тимур переехал во дворец сада Баг-и Чинар ("Чинаровый сад"), который находился к югу от города на берегу арыка Сиаб за стеной, окружавшей пригороды столицы. Послов туда, однако, не пригласили.



15-го сентября Тимур переехал в новую резиденцию, названия которой Клавихо не сообщает, во время которой с послами произошел поучительный инцидент.
Тимур устроил в этой резиденции пир и пригласил на него испанских послов, но с ними не оказалось толмача, и все стали ожидать его. Когда же они прибыли на пир, тот уже закончился.
Тимур же, вероятно, был в хорошем настроении после трапезы и велел передать послам, что в следующий раз, когда он пошлет за ними, они должны приезжать немедленно и не ждать толмача. На этот раз он их прощает, так как устроил этот праздник в их честь, но толмачу велел проткнуть ноздри, продеть в них бечевку и протащить по орде за конем.
Вельможи еле спасли толмача от страшного наказания, сумев уговорить Тимура.
Так как посланники не были на пире, то Тимур велел послать им пять баранов и два кувшина вина.



22-го сентября Тимур переехал во дворец сада Баг-и нау ("Новый сад"), где опять устроил большой пир в честь кастильских послов. Это один из последних садов Тимура, построенный в 1404 году. Он непосредственно примыкал к стене сада Баг-и Дилькуш. На каждом из четырех углов стены, окружающей этот сад, стояла высокая круглая башня, а посередине сада стоял большой дворец, имевший в плане форму креста, с большим водоемом перед ним.

На этом пиру Тимур приказал подать вино и пил его сам.
Про потребление вина в царстве Тимура Клавихо пишет так:

"...они не смеют пить его [вино] на людях или тайком без [царского] соизволения. Вино они подают до еды столько раз и так часто, что делаются пьяными, и для них праздник не праздник и веселье не веселье, если они не напьются допьяна. Те, что подносят, стоят на коленях, и как только выпита одна чашка, подают другую, [как будто] у них нет другого занятия, как только это. А когда один устает наливать, приходит другой и только и делает, что разливает. И не думайте, что один подносит многим, а одному или двум, чтобы заставить их выпить больше. А если кто не хочет пить, говорят, что он оскорбляет сеньора, так как все пьют по его воле. И даже большие чаши наливают доверху, и никто не смеет недопить, а если кто оставит, то у него не берут, заставляя [выпить до дна]. И пьют из одной чаши раз или два. А если предложат выпить за здоровье синьора или поклянутся его головой, то должны выпить все до последней капли. А тот, кто поступает так и больше пьет, про него говорят бахадур, что значит храбрый человек. А того, кто отказывается пить, заставляют, даже если он и не хочет".
Вот так обстояли дела с выпивкой на мусульманском Востоке, по крайней мере, в империи Тимура, в начале XV века.

А еще перед началом пира Тимур прислал к посланникам одного своего вельможу с кувшином вина и велел им выпить столько, чтобы к приходу на пир они уже были веселыми.

После окончания трапезы вошел один из вельмож Тимура с серебряной чашей, наполненной серебряными теньга и разбросал их над послами и прочими гостями, а оставшиеся монеты он высыпал в подол платьев посланников. Затем Тимур приказал одеть посланников в платье из камки. Посланники по восточному обычаю трижды преклонили колени перед Тимуром. А он им велел на следующий день опять прибыть к нему на пир.



23-го сентября Тимур перебрался во дворец сада Давлат-Абад, разбитый в 1399 году близ селения Даргот ко дню возвращения Тимура из индийского похода. На пир в этом саду прибыли, помимо посланников, и многие командиры из войска Тимура. На этом пиру Тимур был весел, пил сам, так же как и остальные, а потом было много еды. После пира послов опять одарили платьем из камки и отправили домой.

Клавихо описывает, что на большой пустырь Канигиль, неподалеку от сада, расположенного у северо-восточного склона Афрасиаба вдоль арыка Аби-Рахмат прибыло множество воинов со своими палатками и семьями, а также простых людей из города. Здесь он собирался устроить для них праздники и свадьбы. Людей было так много, что посланники с трудом пробирались через эти многолюдные толпы, и если бы не стражники, расчищавшие для них путь, они бы не смогли пройти в сад. Но и так там стояла такая густая пыль, что лица и одежды у всех были одного цвета. На этом пустыре у каждого войска было свое место, и все делалось по порядку и без шума, несмотря на огромное скопление людей. Всего было установлено около двадцати тысяч шатров. Там также было множество шатров всяких мастеров, ремесленников и банщиков, которые всегда сопровождали его войско, и каждый знал свое место.



29-го сентября Тимур переехал в Самарканд и остановился во дворце близ въезда в город. Здесь он устроил пир, на который, кроме кастильских посланников, были приглашены и послы из сопредельных с Китаем земель. Клавихо сообщает, что они были христианами, носили меховые одежды, мехом наружу, так что испанцам они напоминали кузнецов, и прибыли к Тимуру с просьбой дать им в правители одного из внуков Тохтамыша. Тимур в тот день долго играл в шахматы с сейидами (людьми, происходившими из рода Мухаммеда).

Бартольд в одном из своих трудов писал, что в государстве Тимура неприкосновенными могли считаться только потомки самого Тимура и сейиды.

В тот день Тимур только осматривал подарки от этих послов, это были соколы, а также меха куниц, соболей и белых лисиц (очевидно, песцов), а принял их позднее.



2-го октября Тимур прислал к послам одного вельможу, главного привратника, который передал им вино от Тимура, чтобы они пили, сколько хотели, как это принято у франков, а не стеснялись, как у него на пирах. Он также послал им десять баранов и лошадь для устройства пира. После пира посланников одели в платье из камки, рубашки и шапки, а также подарили им коней, присланных Тимуром в подарок.



6-го октября Тимур устроил большой пир в орде, на который было велено явиться всем его родственникам и их женам. Клавихо описывает множество шатров и навесов в этом поле, но особенно его поразил огромный павильон четырехугольной формы в виде шатра. Его высота была более трех копий. Клавихо дает подробное описание весьма удивившего его сложного сооружения из тканей и ковров, опиравшегося на множество столбов, и очень богато украшенного. Он описывает также множество других шатров, навесов и оград, так что все было расположено в строгом порядке, наподобие улиц.



Пиры были устроены и 7-го, и 8-го октября, но в этот день было ветрено, и Тимур не вышел на площадь, а велел подать угощение всем, кто захочет, но посланники отказались в этот день от угощения и отправились домой.



9-го октября пир устроила Хан-заде, жена Мираншаха. На вид ей было около сорока лет, она была белолица и грузна. В этот день она устраивала свадьбу одной из своих родственниц, так что на пиру присутствовало много других женщин и родственников Тимура, в том числе и Биби-Ханым. На этом пиру также пили много вина, так что было множество пьяных. Биби-Ханым собственноручно поднесла вино посланникам и долго уговаривала выпить Клавихо, так как не могла поверить, что он не пьет вина.



10-го октября Тимур устроил праздник в честь свадьбы одного из своих внуков, на который велел прибыть и кастильским посланникам. На этом празднике также было выпито множество вина, и знатные женщины пили также.

На этот праздник Тимур велел явиться из Самарканда всем торговцам и ремесленникам со своими товарами. Они должны были поставить в орде свои палатки и торговать там; также было велено, чтобы ремесленники каждого цеха подготовили свои шутки и развлекали ими народ по всей орде. Все торговцы и ремесленники расположились по орде строго по роду своих занятий.

В районе палаток ремесленников Тимур велел установить виселицы, так как на праздниках он хочет показать, как одним делает добро и оказывает милость, а других приказывает вешать.

Первыми были повешены Ходжа Махмуд Давуд, один из двух министров, управлявших государством во время отсутствия Тимура в столице, и Муххамед Джельд, наблюдавший за строительством соборной мечети Биби-Ханым. Они были обвинены в злоупотреблениях своим положением и финансами, а их имущество было конфисковано.

Один из темников просил царской милости, чтобы он простил Давуда, давая за него четыреста тысяч пезантов серебра (пезант примерно равен реалу). Тимур согласился, получил с него деньги, а затем велел пытать этого темника. Когда с того было уже нечего получать, Тимур велел повесить его за ноги, пока не умрет.

Кроме того, Тимур велел повесить одного человека, которому он оставил, отправляясь в поход, три тысячи лошадей, а теперь их было меньше. Обвиняемый просил немного подождать, и тогда он вернет шесть тысяч лошадей, но тщетно.

Тимур велел учинить расправу и по множеству других дел. Кроме того, он велел судить тех лавочников, которые в его отсутствие продавали товары (мясо, сапоги и прочие товары) по более высокой цене, чем они должны были стоить. Тимур велел изъять у них лишние деньги, так что многие жители Самарканда были недовольны, говоря, что Тимур велел им придти на праздник только для того, чтобы разорить их.



13-го октября Тимур устроил новый праздник. Все пространство вокруг царских шатров и павильонов было уставлено бочками с вином, расставленными на расстоянии брошенного камня, так что они охватывали поле на расстоянии в поллиги (около 900 м). Никто не смел подойти к царским павильонам ближе, чем эти бочки, так как там разъезжали всадники с луками, копьями и дубинами. Тех же, кто приближался ближе, били дубинами или стреляли в них из луков, так что несколько покойников вынесли за ворота.

У каждого павильона в орде, у каждого навеса была установлена огромная бочка с вином.

Кастильских посланников посадили под навесом, где они провели некоторое время, а потом им велели пойти поприветствовать внука Тимура Пир-Мухаммеда, сына Джехангира, который недавно прибыл из Малой Индии, где ему был выделен удел. Тимур просил, чтобы он приехал навестить его, так как они не виделись уже семь лет. В этот день все посланники явились, чтобы приветствовать Пир-Мухаммеда. Ему было на вид около двадцати двух лет (на самом деле ему было под тридцать, так как он родился в 1376 году), он был смугл и без бороды. На нем были богатое платье из голубого атласа с золотым шитьем в виде кругов, по одному на груди, на спине и на рукавах, и шапка украшенная крупным жемчугом с большим ярким рубином наверху. Посланники должны были дважды преклонить колени перед шатром Пир-Мухаммеда, а в шатре они приклонили правое колено, сложили руки крестом на груди и склонили головы.

Перед Пир-Мухаммедом находились два борца в кожаных одеждах без рукавов, но ни один из них не мог победить другого. Тогда Пир-Мухаммад велел сказать борцам, что один из них должен непременно победить, повалить другого на землю и не давать ему долгое время подняться, а если тот встанет, то поражение ему не будет зачтено. Вот таковы были тогда правила борьбы.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное