Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып.244

от 07.12.2003 г.


Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


История Древней Чехии.
Вып. 3.
Великая Моравия.



После летописных рассказов о легендарных временах перейдем к более реалистическому изложению событий, разумеется, насколько это возможно.



Древнейшими, из известных нам, обитателями Чехии было одно из кельтских племен, бойи, по имени которого страна и получила свое латинское название Богемия (Bohemia). Около середины I века до Р. Х. кельты покинули территорию Чехии, уступая напору германских племен. За несколько лет была занята племенем маркоманов.



С приходом гуннов маркоманы подчинились их власти. Известно, что вместе с гуннами маркоманы участвовали в походе на Галлию и в знаменитой битве на Каталаунских полях (451). О дальнейшей судьбе маркоманов нам достоверно ничего не известно, также как и о племенах населявших после них территорию Чехии, пока, наконец, на этой земле не осели окончательно славяне.



Каждое племя управлялось своими старостами или князьями. Со второй половины VI века эти племена находились под властью аваров, поселившихся около 562 г. в Паннонии. Борьба за независимость привела к созданию временного союза различных племен чешских славян. К этому союзу примкнули и другие соседние славянские народы. Возникшая конфедерация племен оказалась настолько сильной, что сумела отразить нападение короля франков Дагоберта: его войско было разбито в трехдневной битве при Вогастисбурге (630). Известия о свержении аварского ига и победе над франками сохранены в хронике Фредегара. Он сообщает, что примерно в 623 году, во время царствования Хлотаря II (584-628), один франкский купец по имени Само прибыл в землю славян, принял участие в борьбе против аваров и был избран славянами своим вождем или королем. Он правил ими в течение 35 лет, а после его смерти государство распалось. Об этом государстве я уже рассказывал (вып. 98 и 103).



Многие историки полагают, что уже с начала IX в. чехи доминировали над прочими славянскими племенами, ссылаясь на установление со стороны Карла Великого после его походов в 805-806 годах ежегодного платежа дани со всей Чехии в размере 500 гривен серебра и 120 быков. Впоследствии императоры Священной Римской империи возобновили свои притязания на получение этой дани.



Однако первым известным нам государственным образованием на территории современной Чехии следует считать Моравское княжество или, как его часто называют, Великую Моравию. Время образования Великой Моравии нам не известно. Скорее всего, местные племена объединились для отражения аварской угрозы, но это лишь одна из многочисленных гипотез. На исторической арене Моравия появляется в годы правления императора Людовика I Немецкого (804-876).



С 833 года в течение трех лет моравский князь Моймир, которого легенда объявляет собирателем моравских земель, вел борьбу с князем Пржибиной, который был союзником франков, и чьи владения лежали по берегам Нитры. Моймир одержал победу и изгнал Пржибину, присоединив его земли к своим владениям.



Пржибина бежал к франкам, и был маркграфом Ратбодом представлен Людовику I, от которого и принял христианство. Пржибина пытался вернуть свои земли, но реальной помощи от франков он не получил: у тех были и свои проблемы. Пржибина пытался заключить союз с болгарами, но из этой затеи тоже ничего не вышло. На северо-востоке современной Чехии располагалась Белая Хорватия, с князем которой Ратимиром Пржибина и вступил в союз, оказавшийся недолгим, так как бавары вскоре изгнали Ратимира.



В конце концов, Людовик I дал Пржибине в княжение Словению, которую еще надо было покорить. Пржибина справился с заданием и основал в земле словенцев крепость Мозабург. Он продолжал мечтать о берегах Нитры, но при жизни Моймира ему ничего там не светило.



Моймир же вел независимую политику, изгонял из своих земель немецких колонистов и не желал признавать свою зависимость от императора. В Регенсбурге в 845 году были крещены четырнадцать моравских и чешских князей, но это не привело к образованию христианской церкви в стране. Князья-христиане были, скорее всего, изгнаны из страны, так как никаких других сведений о них больше нет.



В 846 году Людовик Немецкий вторгся в Моравию, разбил войска Моймира, а самого князя захватил в плен. С тех пор сведения о нем пропадают. На княжеский престол Людовик посадил моймирового племянника Ростислава, который представлялся ему послушным орудием императорской воли. Следует сказать, что на обратном пути войска Людовика потерпели тяжелое поражение от чехов.



Ростислав не оправдал надежд императора. Хотя он и не вступал в вооруженный конфликт с франками, но также сопротивлялся немецкой колонизации и старался вести независимую от империи политику. Ростислав построил крепости Девин и Велеград, а также отразил попытку Пржибины отвоевать нитранские земли. Легенда гласит, что в развернувшемся сражении Ростислав лично убил Пржибину.



Для отражения немецкого давления Ростислав заключал союзы с другими славянскими племенами, и даже вступил в союз с царем Болгарии Борисом I. В 855 году Людовик Немецкий предпринял поход на Моравию, но не смог взять штурмом Девин, и после нескольких незначительных стычек вынужден был отступить. В ответ Ростислав вторгся в Восточную марку и нанес немцам ряд поражений. Наместник Восточной марки маркграф Карломан, сын Людовика, между прочим, вынужден был признать свою зависимость от Моравии и заключить с ней союз. Ростислав после этой победы отказался платить дань императору и посылать своих представителей на имперский сейм.



Известие о поступке Карломана привело в Людовика в ярость - он не мог перенести такого унижения. Для ослабления позиций Ростислава он склонил Бориса I к союзу и совместным действиям против Моравии, а затем и Византии. Эти планы несколько нарушил Константинополь, когда войска императора Михаила II разбили болгар и привели их к покорности. Так что с этой стороны Людовик помощи так и не дождался и был вынужден в 864 году заключить с Ростиславом мир.



Помощь со стороны Византийской империи ободрила Ростислава, и для укрепления этого союза он решил принять христианство по православному образцу. С этой целью в Константинополь в 862 году было отправлено специальное посольство, которое просило императора прислать в Моравию епископа, знающего славянский язык. Просьба эта была удовлетворена, и в Моравию были отправлены Мефодий и Константин. Их миссия была одобрена и римскими папами Николаем I и Адрианом II, которые благословили братьев на их дело и разрешили вести богослужения в Моравии на славянском языке. Солунские братья прибыли в Моравию в 863 году и в течение трех с половиной лет внедряли в стране православие. Однако их деятельность встретила сильное сопротивление со стороны немецкого духовенства, которое неоднократно посылало свои протесты в Рим, но переубедить папу Адриана II им не удалось.



Людовик Немецкий с неудовольствием следил за усилением Моравии, и в 869 году немецкие войска с трех сторон вторглись в страну. Маркграф Карломан действовал на берегах Нитры, а младший сын Людовика, Карл, проник к Девину и осадил крепость, но был вынужден отступить.



Карломан же решил поставить на племянника Ростислава, Святополка (Сватоплука), княжившего в Нитранской земле, и заключил с ним в 870 году союз против его дяди. Ростислав узнал об измене племянника и решил заманить его в западню, пригласив на пир. Но среди приближенных Ростислава измена уже дала свои ростки, и князь сам попал в руки своего племянника. Святополк передал своего связанного пленника Карломану, а тот отправил его на суд к Людовику. Людовик приказал посадить Ростислава в темницу, предварительно ослепив его.



Карломан, овладев Моравией практически без борьбы, поставил править там своих наместников, сначала Вильгельма, а затем Энгельшалька. Святополк же за свою измену получил только свои нитранские владения. Вскоре, впрочем, немецкие наместники были отозваны, и власть над всей Моравией перешла к Святополку, который признал свою зависимость от императора.



В это же время немецким прелатам удалось схватить Мефодия в Моравии, осудить его, и епископ Пассауский объявил Мефодия своим пленником и увез его в Баварию. Святополк не препятствовал действиям немецких церковников, так как, во-первых, не оценил преимуществ православия в борьбе с немцами, а, во-вторых, Мефодия в страну пригласил его дядя Ростислав. Плен Мефодия продолжался три с половиной года, пока новый папа Иоанн VIII своей властью не освободил его из заключения.



Немцы вскоре заподозрили Святополка в измене. Карломан захватил князя и отправил его на суд к отцу в Регенсбург, где он и был посажен в тюрьму. Моравией же опять стали править немецкие наместники. Мораване восстали, избрав своим князем Славомира, и нанесли немцам ряд поражений.



Пришлось немцам освободить Святополка и поручить ему усмирение бунта. Во главе баварских войск вступил Святополк в Моравию, но сумел ускользнуть от своих опекунов и перешел на сторону восставших. Славомир уступил княжение Святополку, и вскоре отряд баварцев был почти полностью истреблен под Девином. Эта победа настолько укрепила влияние Святополка, что чешские князья вошли с ним в союз, а для его укрепления дочь одного их них по имени Святожизнь стала его женой. Возвращаясь с женой из Чехии, Святополк попал в немецкую засаду, но ушел от нее, и в мае 872 года разбил немцев в крупном сражении.



Освобожденный Мефодий был возведен в сан архиепископа Паннонского и назначен папским легатом у народов, говорящих на славянских языках. Однако вскоре под давлением немецкого духовенства папа Иоанн VIII запретил богослужения на славянских языках. Это был сильный удар по православию! Святополк в этих вопросах стоял на стороне папы, ожидая от него поддержки в своей борьбе с франками. Он близко сошелся с епископом Нитранским Вихингом, прибывшим в Моравию в свите Мефодия, а самого архиепископа отстранил от дел.



(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное