Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып.233

от 21.09.2003 г.


Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


История Древней Чехии.
Вып. 2.
Битва на поле Турзко.



Как и у каждого уважающего себя народа, древняя история Чехии наполнена различными легендарными событиями. Прежде чем перейти к более документированным событиям я изложу еще одну такую историю.
Поле Турзко расположено на юг от Кралуп на Влтаве. Между чехами и лучанами, которых во времена Козьмы уже стали называть жатчанами - по имени города Жатец, в давние времена произошла знаменитая битва.
Во главе лучан стоял тогда князь Властислав, который часто воевал с чехами и постоянно побеждал их. Он основал город в северо-западной Чехии, названный по его имени Властислав, и заселил его жителями, враждебными окружающим людям, так как они, окружающие люди, или поддерживали чехов, или сами были чехами.
Решил князь Властислав овладеть всей Чехией и разослал во все концы страны меч с таким княжеским повелением, чтобы каждый, кто превзойдет ростом высоту меча, шел немедленно на войну, иначе он будет обезглавлен этим мечом.
Когда воины собрались в условленном месте, князь Властислав поднялся на холм и, опираясь на щит и потрясая мечом, сказал так:
"О, воины, в руках которых уже находится победа! Вы прежде не раз побеждали. Теперь вы идете на верное дело, зачем вам оружие? Ведь вы его носите обычно для войны. А теперь возьмите-ка лучше с собой соколов, ястребов, цапель и прочую птицу, которая более уместна для забавы и игр. Мы дадим птицам как пищу мясо врагов, если его окажется достаточно... Итак, поднимайте знамена, довольно медлить! Медлительность всегда приносила вред тем, кто на что-либо уже решился. Идите быстрей и одержите счастливую победу!"
И все воины дружно закричали:
"К оружию, к оружию!"

Между тем одна из женщин, типа эвменид, позвала к себе пасынка, собиравшегося на войну, и сказала ему, что в предстоящей битве все лучане будут истреблены, ибо чешские эвмениды уже взяли верх над лучанскими и боги отвернулись от них (лучан) и обратились на помощь врагам нашим. Чтобы из лучан хоть один пасынок мог спастись в этом сражении, он должен был у первого убитого им соперника отрезать оба уха и положить их в свою сумку. Затем следовало мечом начертать на земле между ног коня знак вроде креста и быстро скакать, ни в коем случае не оглядываясь назад. Только тогда он один, хоть и с трудом, но спасется.
Чехи со своей стороны были удручены предыдущими поражениями и не надеялись больше на свои силы и на свое оружие. Они обратились к одной волшебнице, чтобы она сказала им, что надо делать в таком опасном положении и какой исход получит предстоящая битва. Волшебница не стала задерживать людей непонятными предсказаниями, а просто сказала им:
"Если вы хотите одержать победу, вы должны, прежде всего, исполнить волю богов. Принесите им в жертву осла, чтобы снискать их покровительство..."
Быстро нашли несчастного ослика, убили его, разрубили на тысячу кусков и съели. После этого свершилось чудо: слабое прежде войско превратилось в отважное и проворное, и люди были готовы умереть, как лесные кабаны.
В это время трусливый князь Неклан, страшась предстоящей, битвы, сделал вид, что занемог, и укрылся в своем городе. Князь тайно призвал к себе своего главного помощника по имени Тыр [автор Краледворской рукописи именует его Честмир, и под этим именем герой более известен в самой Чехии - существует даже предание о Честмировой могиле на Турском поле, - но мы, следуя за Козьмой Пражским, будем и далее называть его Тыр]. Он велел Тыру надеть княжеское вооружение, сесть на княжеского коня и вместо князя повести воинов на битву.
Чехи раньше лучан пришли на поле битвы и заняли господствующий холм, с которого могли видеть наступающих врагов. Тыр, принятый за князя, обратился к своим воинам с речью, которую я приведу с некоторыми купюрами:
"...Наши враги воюют во имя славы немногих, мы же боремся за отечество, за нашу свободу, за окончательное спасение. Враги воюют затем, чтобы грабить чужое, мы же - чтобы защищать наших нежных детей и дорогих жен. Соберитесь с силами и будьте мужчинами... Если же вы перед лицом врага обратитесь в бегство, вы не избежите смерти, но если бы угрожала только смерть! Угрожает нечто более страшное, чем она: на ваших глазах враги будут творить насилие над вашими женами, убивать младенцев на коленях матерей, а их заставят кормить грудью щенят. У побежденных останется одна только добродетель - ни в чем не отказывать победителю".

Напротив чехов на поле появился отважный лучанский князь со своим высокомерным народом. Когда Властислав увидел, что чехи заняли позицию на холме и не двигаются с места, он так стал воодушевлять свое войско:
"О, жалкие трусы! Напрасно они располагаются на холмах. Ведь кому недостает сил и военного искусства, чья доблесть слаба, тому не поможет и холм. Смотрите, они не осмеливаются встретиться с вами на ровном месте и, если я не ошибаюсь, уже готовятся к бегству. А вы действуйте привычным образом, нападите на них неожиданно, прежде чем они обратятся в бегство. Пусть ваши ноги растопчут их, как хрупкую солому. Бойтесь осквернить ваши смелые копья кровью трусов; лучше вы пустите на них птиц, которых несете. Пусть соколы спугнут, как голубей, ряды трусливых врагов".

Так они и сделали, и поднялось такое множество различных птиц, что своими крыльями они затмили небо, словно туча во время дождя или сильной бури. Увидев это, Тыр прервал свою речь следующими словами:
"Если мне придется скоро умереть в бою, похороните меня на этом холме и воздвигните мне гробницу, предназначенную на вечные времена".
С этими словами Тыр во главе своего войска ринулся на плотные ряды врагов. Козьма пишет об этом так:
"Подобно тому, как в саду срезают ножом головки мака, так и Тыр срезал своим мечом головы врагов, пока не упал в гуще сечи на большую груду мертвых тел, будучи утыкан, как ёж, вражьими стрелами".

Чехи в этом сражении одержали славную победу, а все лучане, кроме одного, того, которого перед битвой предостерегла мачеха, были перебиты. А тот человек исполнил наставление своей мачехи и спасся с помощью стремительного бегства. Я думаю, что с помощью такого средства он мог спастись и без всякого колдовства. Когда он вернулся домой, там оплакивали его жену. Муж приоткрыл лицо умершей и взглянул на нее. Оказалось, что у нее на груди рана, а уши у покойной отрезаны. Муж вспомнил все, что произошло во время битвы, достал из сумки окровавленные уши с серьгами и убедился, что в облике того врага, которого он убил в битве, была его жена. Но это уж совсем детские сказки!
Чехи же вошли в страну лучан, не встречая никакого сопротивления, подвергли ее опустошению и разрушили города, а деревни предали огню, взяв большую добычу. На этом заканчивается описание битвы на поле Турзко, но еще не заканчивается повествование о княжении Неклана.

В одной деревне у какой-то старухи чехи обнаружили скрывавшегося малолетнего сына князя Властислава. Князь Неклан почему-то пощадил мальчика. Он построил на берегу реки Огржи новый город под названием Драгуш и вверил город и мальчика своему бывшему воспитателю по имени Дуринк, который был из лужицких сербов. Это было сделано для того, чтобы остатки лучан могли собраться к сыну своего старого князя. В таком случае их будет легко контролировать, и они не смогут войти в сговор с врагами чехов.
Козьма дает столь неприглядный портрет этого самого Дуринка, что даже непонятно, как такой плохой и жестокий человек мог быть воспитателем юного князя чехов. Так вот, этот Дуринк совершил ужасное злодейство. Он заманил мальчика на лед реки, якобы для ловли рыбы, и там отрубил ему голову.
Дуринк действовал вполне логично и исправлял ошибку своего князя, пощадившего сына своего злейшего врага. Ведь он устранил потенциального мстителя за своего отца. Но князь Неклан не оценил усердия своего бывшего воспитателя. Дуринк в присутствии дружинников в Пражском замке поднес ему голову мальчика на тарелке со словами:
"...Ведь часто бывает, что одна маленькая искра, которую сторож по неосторожности забыл дома под тонким пеплом, становится причиной большого пожара, и тогда не только дом, но и сами владельцы дома сгорают. Остерегаясь подобной искры и предвидя, что в будущем она может повредить вам, я погасил ее как бы по предостережению божественного промысла и защитил, таким образом, вас и ваших потомков от грядущего бедствия..."

Князь же Неклан страшно разгневался на Дуринка за то, что тот убил своего господина. Как самую высокую свою милость к Дуринку он позволил ему выбрать один из трех способов самоубийства: броситься вниз со скалы, повеситься или заколоться мечом. Дуринк только тяжело вздохнул:
"О, как плохо человеку, когда происходит не то, на что он надеялся".
Отойдя в сторону, Дуринк повесился на ольхе, которая, пока не упала, называлась ольхой Дуринка.
Не вызывает сомнений в этом рассказе только то, что ребенок был убит. Скорее всего, дело обстояло так, что Неклан по каким-то причинам не мог сразу же убить сына Властислава. Брать убийство княжича на себя Неклану было тоже не с руки, и он поручил это дело, под видом воспитания мальчика, одному из своих самых доверенных людей - своему бывшему воспитателю Дуринку. Тот же для своего любимого князя был готов на любое преступление, что и доказал. Князь, конечно, публично резко осудил Дуринка и, скорее всего, потом отправил его куда-нибудь подальше из Праги. Так и родилась, по моему мнению, легенда об убийстве сына Властимила. Ведь не мог же князь убить сам или приказать убить ребенка? Вот и свалили всю вину на Дуринка.
На этом я закончу рассказы о легендарных временах и перехожу к временам, по мнению Козьмы Пражского, историческим.
(Продолжение следует)



  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Ворчалки об истории" и "Исторические анекдоты", а также


Сонник по Фрейду [Новый!]


(c)Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@citycat.ru
kisa-and-lev@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное