После блестящего отчета о плавании 1594 г. в Голландии был некоторый
ажиотаж. В экспедиции 1595 г. участвовало целых 7 кораблей, одним из которых командовал
Виллем Баренц. Он же был главным штурманом экспедиции. Корнелис Най был адмиралом
всей экспедиции. Среди пяти торговых комиссаров был и знакомый нам по прошлому году
Ян Линсхотен. 6 из 7 кораблей были нагружены товарами для торговли с Китаем и северными
народами (у последних предполагалось скупать меха). Седьмой корабль должен был убедиться,
что экспедиция достигла чистых вод и успешно идет к Китаю, и после этого вернуться
в Голландию и доложить об итогах плавания. Грандиозный план и стопроцентная уверенность
в успехе! Вот он, Китай, уже рядом! Еще чуть-чуть и... Но действительность оказалось
намного более суровой.
Касаясь итогов экспедиции 1595 г. надо сказать, что в этот раз нескольким
кораблям удалось пройти Югорским Шаром (голландцы называли его пролив Кильдин), но
выйти в просторы Карского моря никому не удалось. Однако об этом плавании сохранилось
несколько интересных записей в бортовом журнале. Некоторые из них описывают настоящие
трагедии, другие же - любопытные факты из жизни севера.
20 августа 1595 г. команды высаживались на берег у Югорского Шара и здесь
два моряка присвоили себе несколько мехов, оставленных ненцами для меновой торговли.
"Когда наши пришли к саням, то они не вели себя согласно закону и приказу графа Морица
Нассауского; в этом законе имелся пункт, гласивший, что запрещается брать вещи, которые
мы могли бы найти в той стране, куда мы должны были прийти; виновному грозило быть
закованным в железо, после чего его трижды должны были протянуть под килем корабля.
Это и было сделано с двумя, которые взяли с саней несколько маленьких мехов; один
из них умер во время экзекуции... Другой, после того как он вынес такие мучения,
был, как жулик, высажен на землю, но здесь он не мог жить и умер от мучений, боли
и нищеты, которые он претерпел".
Как видите, с нарушителями дисциплины на голландских кораблях не церемонились,
в чем бы эти нарушения не проявлялись. Французы или англичане с туземцами так не
церемонились.
23 августа 1595 г. голландцы встретили поморскую ладью, которая шла с
Оби на Енисей, где она должна была зазимовать. По словам поморов, они так делали
каждый год. На расспросы Баренца о том, что за море находится к востоку от острова
Вайгач и замерзает ли оно, поморы и, встреченные позднее, самоеды, отвечали утвердительно.
Они рассказали, что там расположено большое спокойное море, которое иногда замерзает
на 8-10 недель так, что по нему можно ездить на санях.
Голландцы и русские посетили корабли друг друга, и все вели себя очень доброжелательно.
Русские подарили голландцам 8 очень жирных гусей. Голландцы в ответ предлагали русским
сыр, мясо или масло, но русские вежливо отказались, ссылаясь на пост (был постный
день). Однако они с удовольствием ели селедку, которой их угощали, причем к удивлению
голландцев, ели их с головами и хвостами. Голландцы подарили русским какое-то количество
селедок. Русские дивились величине и убранству голландских кораблей. Расстались все
очень дружелюбно.
Самоеды, с которыми голландцы встретились позже, сказали, что на Новой
Земле и на о. Вайгач живут люди, но никаких следов поселений обнаружить там не удалось.
31 августа и 1 сентября были встречи с двумя группами по 5 человек представителей
местных племен. Все было очень доброжелательно, обмен подарками, небольшая торговля
и демонстрация огнестрельного оружия. Голландцев удивили повозки, запряженные оленями,
которые мчат так быстро, как ни одна из повозок, запряженных лошадьми. Все было бы
очень хорошо, если бы голландцы не решили забрать с собой несколько деревянных идолов,
во множестве стоявших на берегу. Самоеды не разрешали делать этого, и голландцы согласились
вернуть идолов на место. Голландцы описали самоедов, как низкорослых, кривоногих
людей с плоскими лицами. Они, однако, очень ловко бегают и прыгают. Одеваются самоеды
в одежды из меховых шкур мехом наружу. Люди они не дикие, а одарены "добрым разумом".
Они считают себя состоящими на службе у русского царя и иностранцам доверяют мало.
1-го же сентября произошел спор между адмиралом экспедиции и Баренцом
о продолжении плавания. Баренц рвался продолжать плавание, но адмирал был очень задумчив
и сдержан.
6 сентября произошла еще одна трагедия. На о. Мясной белый медведь растерзал
на берегу двух моряков, когда те собирали красивые кристаллы горного хрусталя. Собралась
компания человек в 30 и пошла на этого медведя, чтобы отомстить за погибших моряков.
Бортовой журнал характеризует медведя, как свирепого, неустрашимого и прожорливого
зверя, хотя и очень тощего. Три человека вышли вперед и трижды разрядили в него свои
ружья, но безо всякого успеха. Медведь терзал трупы и "презирал моряков", как выразился
очевидец. Наконец, писец Баренца по имени Иоган ван Нуффелен подошел к медведю почти
в упор и выстрелил ему в голову. Затем нанесли медведю еще множество ударов, прежде,
чем убили его. Шкура этого медведя была потом доставлена в Амстердам.
8 сентября, когда корабли стояли у острова Местного, произошло возмущение
команды одного из кораблей, причем пять человек было повешено.
Начиная с этого дня морякам встречались огромные массы льда, шедшие со
стороны Карского моря, пробиться через которые не было никакой возможности.
15 сентября из-за сложной ледовой обстановки и встречных ветров было
принято решение возвращаться домой, и все корабли повернули на запад от Югорского
Шара.
Во всех бортовых журналах этой экспедиции описываются частые встречи
с белыми медведями. Моряки были поражены силой и размерами этих зверей Ничего подобного
они еще не встречали. Однако не медведи были причиной того, что Северо-восточный
проход не был найден.
Одним из активных сторонников плаваний в северных морях был, как уже
говорилось, знаменитый географ Петр Планций. Как сообщается в бортовом журнале: "...в
письменной форме он точно указал те пути, которыми надо было следовать, и нарисовал
очертания стран Татарии, Китая и Синая (это тоже название Китая; из-за того, что
эти названия пришли с разных сторон и возникла такая путаница). Однако окончательное
суждение по этому вопросу вынести еще нельзя: хотя предприняты были три путешествия,
но они не доведены до желанного конца, так как начертанных Планцием путей не удалось
в точности соблюсти, вследствие некоторых препятствий, неустранимых в связи с недостатком
времени".
Я немного забежал вперед, ибо так написано было уже после третьего плавания.
Такова была сила веры в науку географию, что после трех неудачных плаваний у моряков
еще сохранялась вера в кабинетные предсказания ученых. Можно сделать вывод о том,
что после второго плавания уныния было еще меньше. Но!
Путь в Китай открыт не был, и правительство отказалось субсидировать
дальнейшие попытки отыскать Северо-Восточный проход, однако назначило премию в 25000
гульденов за его отыскание. Т.е., дерзайте ребята!
О третьей экспедиции Виллема Баренца будет рассказано в следующих выпусках
Ворчалок.
Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках,
делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок,
но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Вместо эпилога
Уважаемые читатели! Ура! Наш любимый Кот открыл архивы тех рассылок,
авторы которых это разрешили, и сделал их легко доступными всем желающим. Старый
Ворчун с радостью предоставляет вам возможность просмотреть все выпуски рассылки
Ворчалки об истории , а также
просмотреть все выпуски другого проекта Старого Ворчуна Исторические анекдоты
.
Другим проектом Старого Ворчуна являются выпуски Исторические анекдоты от
Старого Ворчуна. Желающие подписаться могут зайти по адресу:
http://subscribe.ru/catalog/rest.story.abhoc
.
Виталий Киселев (Старый Ворчун) abhoc@citycat.ru