Одесские миниатюры Аполитичный фельетон. Творцы, которые не умрут от голода
На литературном фронте
Чем должны заниматься писатели? Ответ вроде бы напрашивается сам собой – творить шедевры в стихах, прозе и прочих угодных музам жанрах, пробуждая в наших заблудших душах разумное, доброе и где-то даже вечное. Однако, наши отечественные мастера пера и инженеры человеческих душ решили удивить весь мир нестандартным решением. Они… объявили забастовку. Причем поводом для этой мужественной и самоотверженной акции послужило отнюдь не трагическое положение изящной словесности на Украине.
Глава Национального союза писателей Владимир Яворивский, публично озвучивший сие судьбоносное решение, воззвал к закону и справедливости: злые люди посягают на святое! Крымский Союз писателей смеет претендовать аж на половину ялтинского отеля-пансионата, да и вообще – платить за коммунальные услуги нечем! Отечественная культура в опасности!
Не совсем понятно, правда в чем будет заключаться «страйк» наших борцов за сермяжную правду. Неужто они перестанут радовать нас гениальными произведениями? Так ведь и до этого литературная жизнь и «Спилка» шли совсем разными путями. Немногие – такие как харьковчане-фантасты Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), их земляк и коллега по жанру Андрей Валентинов, киевляне Марина и Сергей Дяченко, пишут и регулярно публикуются. Правда, по большей части издает их Россия,
куда более заинтересованная в качественной литературе, чем Украина. Одессит Валерий Смирнов перевалил суммарным тиражом своих книг уже за три миллиона, поставив своеобразный рекорд страны Что характерно, никто из вышеперечисленных авторов в «Союзе» не состоит но именно они-то и представляют в мире литературу нашей Богом спасаемой державы. И живут за счет литературного труда, не выпрашивая казенных дотаций и не требуя государственной заботы и опеки.
А вот примерно 2800 членов «Спилки» ежегодно получают из бюджета порядка трех миллионов гривен. И владеют несметными богатствами: санаториями и пансионатами в Ялте и Коктебеле, Одессе и Ирпене, Трускавце – причем с изрядными многогектарными угодьями буквально «золотой» курортной земли. Само собой есть у них и особняки-резиденции. К примеру в Киеве – на Банковой, в Одессе – на фешенебельной улице Белинского. Но вот ведь беда какая: «богатые тоже плачут!».
Ведь за последние годы львиная доля всех этих стоящих баснословных денег поместий и дворцов частью распродана за бесценок (как наш Дом творчества «Одесса»), частью отдана в многолетнюю аренду. Само собой за суммы номинальные, чисто символические. Причем все это провернуто при заботливом руководстве пана Яворивского. Когда-то рьяного разоблачителя «проклятых бандеровцев» и автора доносов на коллег-диссидентов. Ныне не менее рьяного националиста и депутата от БЮТ, регулярно сотрясающего эфир
Национального радио своими русофобскими проповедями… Именно он за свои художества с писательской недвижимостью получил неофициальный титул «Рейдера №1» всеукраинского масштаба и продолжает процветать, сетуя на тяжкую писательскую долю. Впрочем, не он один!
Аттракцион невиданного бескорыстия
Соратник Яворивского, писатель Василий Шкляр поразил весь крещеный мир своей принципиальностью. Он отказался от Шевченковской премии, требуя отставки неугодного министра Дмитрия Табачника. Это было бы поразительно, но он-то как раз по сведениям из компетентных источников, и является компаньоном «мытця-рейдера» по дерибану. И что ему каких-то жалких тридцать тысяч долларов. На них и машину престижную не купишь, не говоря уж о приличном особняке или имении. Нет, и без премии сей творец
с голода не умрет. Зато судьба одесских членов писательской организации не может не тревожить!
«Голодомор» объявлен?
Еще в 2006 году наши местные Шевченко и Бальзаки заявили: если в Одессе официально признают статус русского языка – они объявят голодовку. Насколько нам известно, сей судьбоносный факт свершился, и даже - Горсоветом рассматривается объемистая и всесторонняя концепция развития и сохранения русского, родного для большинства одесситов, языка. Само собой ни в коей мере не в ущерб украинскому. Но что же «Спилка»-то! Неужто втихаря доголодалась на гонорарах до полного истощения?
Ау, принципиальные вы наши, отзовитесь! Народ хочет знать о своих печальниках и летописцах.
Что делать режиссеру?
Особенно киношному, в наше-то нещедрое время. Вот представитель этой неактуальной сегодня профессии, официально числящийся в штате Одесской киностудии, Николай Седнев, и нашел выход. Этот талантливый человек, снявший по своим сценариям два прекрасных фильма и сыгравший множество ролей (в том числе и главных), в картинах других мастеров, реализует свой дар не на пленке, а в прозе. Сначала написал роман по мотивам своего пока не реализованного сценария «В окрестностях Милены», опубликованный
киевским журналом «Радуга» в 2006 году. Причем книга была номинирована на престижнейшую российскую Букеровскую премию. А недавно тот же журнал напечатал в 9-м номере за прошлый год его повесть «Матрица». Сам он считает, что «снимает кино на бумаге», и обещает: не будет бумаги пойдем по стране как кобзари или акыны… Заметим: работы «прозаика поневоле», как он сам себя грустно шутя, именует, действительно интересны и талантливы. И очень изобразительны, «киношны»,
вызывая образы и кадры перед глазами. Что характерно, он не жалуется, а творит. В отличие от тех господ, что официально себя именуют «писателями». Хотя, кто из этого сонмища живет литературным трудом сказать трудно. И читать их не очень хочется!