Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Парадоксы и факты

  Все выпуски  

Парадоксы и факты


Рассылка выпуск №1
   Знаем ли мы историю?        

  Школьная программа, сотни тысяч художественных книг, десятки тысяч научных трудов описывают, анализируют или реконструируют промежутки исторического процесса. Создается впечатление - мы в общих чертах знаем историю. Так ли это? Автор этой статьи приведет доказательства обратного.

   Начну с двух самых распространенных ошибок, которые допускаются даже серьезными исследователями, не говоря уже о людях интересующихся былыми временами.
1.        Не принимается во внимание политическая и религиозная цензура. Проще говоря, тексты уничтожались,  неоднократно переписывались, фальсифицировались.
   Самые яркие примеры.   Тысячи рукописей  Александрийской  библиотеки,
основанной Птолемеем Сотером, сожженной дотла. Сгоревшая библиотека в Пергаме - по свидетельствам древних историков около 200000 рукописей. Библиотека Иерусалимского храма, где она? Тысячи книг сожженных в 213 году до н.  китайским императором  Цинь Ши Хуан Ди. Пресловутая библиотека Ивана Грозного, исчезнувшая вместе с загадочным собранием Якова Брюса. Этот список можно продолжать очень долго.

   В любой стране, где существовала централизованная власть,  каждая династия, чей основатель пробился к трону мечом, ядом и интригами переписывала историю.  Христианская церковь обоих толков за более чем тысячу лет своего давления на умы, тоже весьма в этом преуспела.

2.        Не принимается во внимание огромная разница в мировоззрении и общем психологическом климате современной и древних культур.  То, что в одной культуре считалось нормой или более того поощрялось, в другой вызывало отвращение,  порицалось, а то и преследовалось.  Историки  цивилизаций пришедших на смену предыдущим,  переписывали документы, как минимум, давая свою трактовку смущающих их нравов и событий. Более того, разница мировоззрений может быть столь кардинальной, что носители  чужеродных культур, могут совершенно не понимать друг друга. Мы мыслим в пределах оперативных возможностей своего языка. Это истина. Работы Вильгельма Гумбольдта и других ученых подтверждают - каждому языку соответствует своя логика мышления.

   Примеры. Цивилизации не рационального, мифологического типа (в той или иной мере все к нему относятся, но это другая тема) оценивают реальность и как следствие социальную действительность  через призму устоявшихся архетипов.  Мы,  пытаясь моделировать движущие причины событий исходим из своего мировоззренческого шаблона. Не одному историку современности не придет в голову увидеть в походах Александра Македонского, не захват территорий, а поиск сакральных центров с целью проведения там определенных ритуалов. Влияние Аристотеля на царя признают, но цели воспитания не замечают.

(продолжение следует)

Надеюсь Вам понравилось. С уважением,  Влад Даров
Парадоксы и факты
Парадоксы и факты

В избранное