Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фонд таинственных явлений

  Все выпуски  

ФОНД удивительных и загадочных явлений, таинственных фактов


Ф О Н Д
ТАИНСТВЕННЫХ УДИВИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ ФАКТОВ СНОВИДЕНИЙ
       
       
       
       
ПРОШЛОЕ- НАСТОЯЩЕЕ- БУДУЩЕЕ

 

Выпуск # 384
[ Hi-Tech DREAMS™]

 Философ с пустышкой и тайны Теремка
(о сказках для самых маленьких)

   

    Мама уложила Вовчика спать и вышла из комнаты, тихонько прикрыв за собой дверь. (Вовчик это малыш одного года и двух месяцев от роду). Из соседней комнаты мать некоторое время прислушивалась. Этот ребенок не очень жаловал укачивания и предпочитал засыпать сам, но перед сном любил заниматься разными интересными для себя делами. Мама уловила короткую и нешумную возню в детской, потом стало тихо. Она заглянула туда - удостовериться, что можно спокойно заняться своими делами. Вовчик лежал на вытащенном из кроватки и расстеленном им одеяле с пустышкой во рту и книжкой про курочку Рябу в ручках. Он сосредоточенно смотрел в нее, посасывая пустышку. Вот какую картину застала мама в детской.

     Вовчиковы родители серьезно готовились к его появлению на свет, посещали специальные курсы для беременных и их мужей, по вечерам к большому изумлению будущих бабушек и дедушек уединялись для чтения вслух сказок и былин. Читали они будущему бэби и уверяли, что ему это нравится. Не будет судить, откуда родители об этом узнали, но после рождения ребенок действительно мог долго слушать сказки в записях и рассказанные мамой. Очень скоро выяснилось, что у него два вида любимых игрушек - совершенно неигровые замочки, запоры, вилки с розетками, утюги, переноски, всевозможные вкладыши геометрических фигур и книжки, которые он сам выбирал в своей библиотеке и приносил читать родителям и прочим родственникам. Что в книжке с картинками обнаружило дитя, еще ничего практически не говорящее, хотя вполне разумное и понятливое? Какую роль играют сказки в жизни малыша - предстоит нам попытаться понять. Конечно, наши домыслы будут во многом фантастичны, но ход рассуждений будет открыт.

     Сказка и миф со времен Карла Густава Юнга приковали к себе неослабевающее до сих пор внимание. Масса серьезных исследований посвящена сказке и ее роли в развитии и судьбе человека, и не только маленького. Сказочные и мифологические сюжеты воплощаются во снах взрослых людей, отражаются в осуществляемых ими сюжетах своей жизни, хотя при этом люди порой практически не помнят сказок и никогда не были знакомы с мифами. Анализ архетипов (древних базовых образцов поведения людей) составляет предмет аналитической психологии, одного из весьма эффективных и развивающихся методов помощи в психологических проблемах здоровых людей и психических расстройствах пациентов психиатра. Теперь ни у кого не вызывает сомнения аксиома: сказка один из важнейших формообразующих моментов в судьбе человека - наряду с прочими аспектами воспитания. Она является неким мощным концентратом закодированной символическим языком древней и по-прежнему актуальной информации о том, какова жизнь. И сам тот факт, что древние сказки по-прежнему живы и здоровы, вселяет уверенность, что основа человеческого бытия, его костяк, остался практически неизменным, меняя лишь свое облачение, внешний вид, следуя моде либо необходимости.

     Язык символов - эсперанто, понятное любому малышу. "Бух", например, отражает целый процесс возможного падения и появления большой "вавы". "Вава" тоже понятие чрезвычайно обширное. Язык таких кратких символов начинает вспоминать любая мама (и многие папы), для которых доставляет удовольствие возня с малышом. Для всех прочих взрослых язык символического мышления младенца и его матери постепенно становится практически недоступным, за исключением поэтов, к коим следует отнести художников и прочих живописцев образа. Нам предстоит знакомиться с ним заново - через сказки для самых маленьких.

     Теперь нужно немного сказать о рабочей (удобной для наших целей) классификации сказок. Выделяют кумулятивные сказки (с закономерно изменяющимися повторами в сюжете - типа "Репки", "Курочки Рябы", "Колобка", "Теремка"). Они традиционно и не зря считаются сказками для самых маленьких. За ним следуют народные волшебные, плутовские и бытовые сказки. Затем - авторские сказки. У каждой разновидности - своя основная цель и задачи, кое в чем они могут пересекаться и обобщать целый комплекс воздействий. Наш сегодняшний разговор посвящен в основном первой группе. Необходимо также прояснить связь между сказкой и мифом.

     Существует распространенное представление о том, что сказка это десакрализованный миф, т.е. миф, с которого снят ореол священнодействия, в сюжете которого главные действующие лица уже не боги или богоподобные герои, а люди и специфические сказочные персонажи. В то же время в отношении происхождения самих мифов существует теория эвгемеризации (Эвгемер, древнегреческий ученый, исследовавший закономерности мифотворчества). Эвгемер предположил, что основой мифов послужили деяния вполне конкретных выдающихся людей, которых впоследствии обожествила молва. Возможно, это действительно один из механизмов мифогонии, но вряд ли единственный, т.к. мифы не только повествуют о похождениях и деяниях героев, но и о сотворении мира (космогонии), появлении богов (теогонии) и конце, разрушении мира (эсхатологии).

     Первой нашей задачей будет сопоставление некоторых мифологических сюжетов с сюжетами сказок, а второй - принятие решения, в чем смысл и практическое значение этого сопоставления. Для чего это нужно - для грамотного отношения взрослых, воспитывающих ребенка, к сказке и ее роли. Время от времени в книгопродаже попадаются очень красочные и заманчивые, но искаженные и подслащенные варианты классических сказок. Например, "Теремок" традиционно должен закончиться тем, что медведь сел на него и раздавил. Ан нет: в одной из современных версий бедные зверушки, оставшиеся бездомными, стыдят Медведя, и ему становится стыдно, и он строит для зверушек новый Теремок. Сказка получилась совсем другая и полностью теряющая свой первоначальный смысл. Вот и в первоначальной "Курочке Рябе" скорее всего не было: "Снесу я вам другое яичко…".

     Начнем же с тайны курочки Рябы и Теремка. Сразу оговорюсь - нет смысла и возможности добиваться полной, исчерпывающей трактовки этого сюжета. Каждое явление мира, к счастью, безмерно богаче всех наших попыток его понимания. К настоящему времени исследователи-юнгианцы достоверно выделяют три слоя амплификации (уточнения, прояснения) образа. На поверхности лежит личностный слой, имеющий отношение к непосредственному опыту человека, читающего или сочиняющего сказку, видящего сон. Второй слой амплификации - культуральный, связан с принадлежностью человека к определенной этнической общности, культурной зоне. Символика такого сюжета специфична для сказок определенного народа. Так, в чеченских сказках один из ведущих мотивов - взаимная поддержка и верность друг другу двух братьев или друзей, один из которых, например, помогает другому добыть невесту. Это типично для психологии малого народа, возможность выживания которого полностью зависит от солидарности и взаимной поддержки его представителей. И этот мотив практически не встречается в сказках русских. Можно даже сказать, что там он встречается с точностью до наоборот: завистливые братья губят отважного младшего брата и умыкают его невесту. Третий слой амплификации - архетипический, касается сюжетов самого глубинного свойства, пронизывающих фольклор и эпос большинства народов мира, в том числе лишенных естественной возможности непосредственно передавать друг другу сюжеты. Так, чрезвычайно распространенным в мире является сюжет о царевне-лягушке или принце-лягушке, красавице и чудовище. Сегодня мы коснемся архетипического слоя сказки, т.к. речь идет о самых маленьких слушателях ее, у которых личностный опыт и культурная сопричастность еще только формируется и единственным их реальным достоянием является генетическая база в виде архетипов экзистенции, коллективного бессознательного. На самом деле генетический характер присвоения архетипов не имеет до сих пор строгого научного доказательства и служит нам рабочей гипотезой.

     Итак, Теремок. Сказка про теремок - одна из самых первых сказок для самых маленьких. Теремок был маленький, а жителей в нем становилось все больше, и размеры этих жителей все увеличивались. Возможности теремка по размещению жителей и его история подходила, таким образом, к своему завершению. Неизбежность этого факта пришла в виде медведя, который сел на теремок и развалил его. Мифологически это соответствует началу и концу мира в космогонических мифах. Это элемент зарождения мира в индийской мифологии, когда юный Индра, родившийся от союза Земли и Неба, глотнул хороший глоток сомы, и стал так быстро расти, что раздвинул их навеки и заполнил пространство между ними, олицетворяя воздушную стихию. Но этого было мало для сотворения мира. Собственно, Индра был сотворен для победы адитьев (олицетворение светлых сил во главе с Варуной) над данавами (от слов "стеснение", "несвобода", олицетворение злых сил) во главе с Вритрой (что значит на санскрите "нечто скрытое"). Юный Индра вооружился важдрой, копьем-молнией, проявив себя, таким образом, громовержцем, и поразил Вритру и Дану, его мать, расколов демона и землю под ним. Тогда из демона (из земли - по другой версии мифа) хлынули космические воды, подобно стаду мычащих коров. Воды были уже беременны и содержали в себе солнце. Освобожденное светило и воды расположились на небе. Так начался мир, и одним из элементов этого начала был раскол Нечто скрытого, олицетворения стеснения, несвободы, замкнутости. Раскол Вритры, Теремка…

     >>>

 

© 2004-2006
|
sfera@ua.fm
|

В избранное