Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фонд таинственных явлений

  Все выпуски  

Информационный дайджест "Антология непознанного"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Информационный Дайджест "Антология Непознанного"
А
  информационный
Н
  дайджест
18.02.03, выпуск 91
нтология епознанного
СИА "Светозар" представляет 

  рубрика: Удивительное

 

В поисках чудесного.
Фрагменты неизвестного учения

      Перевод Н.В.фон Бока. (c) Издательство Чернышева. СПб., 1992

     

      ОГЛАВЛЕНИЕ    

      ГЛАВА 1     

      Возвращение из Индии. - Война и "поиски чудесного". Старые мысли. -      Вопрос о школах. - Планы дальнейших путешествий. - Восток и Европа. -      Заметка в московской газете. - Лекции об Индии. - Встреча с Гурджиевым.      "Переодетый". - Первая беседа. - Мнение Гурджиева о школах. - Группа  Гурджиева. - "Проблески истины". Дальнейшие встречи и беседы. - Организация московской группы Гурджиева. - Вопрос о плате и средствах для работы. - Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. - Беседа о Востоке. - "Философия", "теория" и "практика". - Как была найдена эта система? - Идеи Гурджиева. - "Человек - это машина", управляемая внешними влияниями. - "Все   случается". - Никто ничего не "делает". - Чтобы "делать", необходимо "быть". - Человек отвечает за свои поступки, а машина - нет. - Нужна ли психология  для изучения машины? - Обещание "фактов". Можно ли прекратить войны? - Беседа: планеты и Луна как живые существа. - "Разум" Солнца и Земли. - "Субъективное" и "объективное" искусство.     

      ГЛАВА 2     

      Петербург в 1915 году. - Гурджиев в Петербурге. Беседа о группах. -   Упоминание об "эзотерической" работе. - "Тюрьма" и "побег из тюрьмы". - Что нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. - Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? -   Борьба между "да" и "нет". - Кристаллизация на правильной и ложной основе.   Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнемзнании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. - Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему дается. -  Вопрос о бессмертии. - "Четыре тела" человека. - Пример реторты, наполненной порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина.  "Четвертый путь". - Существуют ли культура и цивилизация?     

      ГЛАВА 3     

      Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. - Отсутствие единства. - Множественность "я". - Конструкция человеческой машины. - Психические   центры. - Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. - Неизбежное  повторение. - Что значит эволюция? - Механический прогресс невозможен. - Европейское понимание эволюции человека. - Всеобщая связь в природе. -  Человечество и Луна. - Преимущества индивида перед массами. - Необходимо знать человеческую машину. - Отсутствие постоянного "я" у человека. - Роли  малых "я". - Человек лишен индивидуальности и воли. - Восточная аллегория:  дом и слуги. - "Заместитель управляющего". - Беседы о факире на гвоздях и о  буддийской магии.     

      ГЛАВА 4     

      Общее впечатление от системы Гурджиева. - Взгляд назад. - Одно из  фундаментальных положений. - Линия знания и линия бытия. - Бытие на разных  уровнях. Расхождение между линиями знания и бытия. - Что дает развитие  знания без соответствующего изменения бытия? Что дает изменение бытия без   увеличения знания? - Что значит "понимание"? - Понимание как  равнодействующая знания и бытия. - Различие между пониманием и знанием. Понимание как функция трех центров. - Почему люди стараются назвать вещи,  которых не понимают? - Наш язык. Почему люди не понимают друг друга? - Слово "человек" и его разнообразные значения. - Язык, принятый в системе. Семь   градаций понятия "человек". - Принцип относительности в системе. - Градации,  параллельные градациям человека. - Слово "мир". - Многообразие его значений. Исследование слова "мир" с точки зрения законов принципа относительности. -  Фундаментальный закон вселенной. Закон трех принципов или трех сил. - Необходимость трех сил для проявления какого-либо феномена. - Третья сила.  Почему мы не видим третью силу? - Три силы в древних учениях. - Создание миров силой воли Абсолютного. Цепь миров, или "луч творения". - Число законов в каждом мире.     

      ГЛАВА 5     

      Лекция о "механике вселенной". - Луч творения, его рост из Абсолютного.      - Противоречия в научных гипотезах. - Луна: конечный пункт луча творения. -   Воля Абсолютного. - Идея чуда. - Наше место в мире. - Луна питается  органической жизнью. - Влияние Луны и освобождение от Луны. - Различная"материальность" разных миров. - Мир как мир "вибраций". - Вибрации замедляются. пропорционально расстоянию от Абсолютного. - Семь родов   материи. - Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. - Где  находится Земля? - Три силы и космические свойства материи. - Атомы сложных веществ. - Определение материи в соответствии с проявляющимися через нее силами. - "Углерод", "кислород", "азот" и "водород". - Три силы и четыре   вида материи. - Бессмертен человек или нет? - Что означает бессмертие? - Человек с четвертым телом. - Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием. Беседы о Луне. - Луна как часовая гиря. - Беседа об универсальном языке. -  Объяснение Тайной Вечери.     

      ГЛАВА 6     

      Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? - Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование  после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного   христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева.- Судьба, случай и воля. - "Безумные машины". Эзотерическое христианство. -   Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чегоначинается путь к освобождению? - "Познай самого себя!". - Разное понимание той идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. -   Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины. - Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный.   Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. -   Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает свое равновесие? -  Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грезы. - Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. - Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного   центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация, основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. -  Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. -   Разные уровни центров.     

      ГЛАВА 7     

      Достижимо ли "космическое сознание"? - Что такое сознание? - Вопрос Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. - Наши ответы. -  Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. - Почему мы не  замечаем, что помним себя? - Что-то "наблюдает", "думает", "говорит".   Попытки вспомнить себя. - Пояснения Гурджиева. - Значение новой проблемы. -   Наука и философия. - Наши переживания. - Попытки разделить внимание. -  Первые ощущения намеренного вспоминания себя. - Что мы помним из прошлого? -  Дальнейшие переживания. - Сон в бодрствующем состоянии. - Пробуждение. - Что  просмотрела европейская психология? - Различия в понимании идеи сознания. -  Изучение человека идет параллельно изучению мира. - За законом трех следует   закон семи, или закон октав. - Отсутствие непрерывности в вибрациях. -    Октавы. - Гамма семи тонов. - Закон "интервалов". - Необходимость   дополнительных толчков. - Что происходит при отсутствии дополнительных   толчков? - Чтобы делать, надо уметь контролировать "дополнительные толчки".- Подчинение октавы. - Внутренние октавы. - Органическая жизнь в  "интервале". - Влияние планет. - Боковая октава "соль-до". - Значение нот      "ля", "соль", "фа". - Значение нот "до" и "си". - Значение нот "ми" и "ре".   - Роль органической жизни в изменении поверхности земли.   

      ГЛАВА 8     

      Разные состояния сознания. - Сон. - Состояние бодрствования. -     Самосознание. - Объективное сознание. - Отсутствие самосознания. - В чем    заключается первое условие для приобретения самосознания? - Высшие состояния      сознания и высшие центры. - "Бодрственное состояние" обыкновенного человека. - Это не что иное, как сон. - Жизнь спящего человека. - Как можно  пробудиться? - Что такое человек, когда он родился? - Что делают     "воспитание" и пример окружающих? - Возможности человека. - Самоизучение. -     "Умственные фотографии". - Разные люди в одном человеке. - "Я" и Успенский.  - Кто активен и кто пассивен? - Человек и его маска. - Разделение самого   себя как первая стадия работы над собой. - Фундаментальное качество  человеческого бытия. Почему человек не помнит себя? - "Отождествление". -  "Мы считаемся с другими". - "Внимательность" и "мнительность". - Что такое "мнительность"? - Машина "считается с другими". - "Несправедливость". -   Искренность и слабость. - "Буфера". - Совесть. - Мораль. - Существует ли   общая для всех идея морали? - Существует ли христианская мораль? -   Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? - Никто не делает ничего  ради зла. - Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. -   На чем может быть основана постоянная идея добра и зла? - Идея истины и лжи.  - Борьба с "буферами" и ложью. - Методы работы школы. - Подчиненность. -  Понимание собственного ничтожества. - Личность и сущность. - Мертвые люди. -   Общие законы. - Вопрос о деньгах.     

      ГЛАВА 9     

      "Луч творения" в виде трех октав излучения. - Отношение форм материи и    силы разных планов мира к нашей жизни. - Интервалы в космических октавах и    заполняющие их толчки. -"Точка вселенной". - Плотность вибраций. - Три вида  сил, четыре вида материи. - "Углерод". - "Кислород". "Азот". - "Водород". -   Двенадцать триад. - "Таблица форм водорода". - Материя в свете ее  химических, физических, психических и космических свойств. - Разум материи.  "Атом". - Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. -  Субстанции, заключенные внутри человека. - Человек обладает достаточной   энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. - Трата   энергии. "Учись отделять тонкое от грубого". - Производство тонких форм   водорода. - Изменение бытия. - Рост внутренних тел. Человеческий организм  как трехэтажная фабрика. - Три вида пищи. - Поступление в организм пищи,  воздуха и впечатлений. - Преобразование субстанций управляется законом  октав. - Октава пищи и октава воздуха. - Извлечение "высших форм водорода". Октава впечатлений не развивается. Возможность создания искусственного    толчка в момент получения впечатлений. - Сознательное усилие. - "Вспоминание  себя". - Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка. - Второй сознательный толчок. - Усилие, связанное с эмоциями. - Подготовка к  этому усилию. - Аналогия между человеческим организмом и вселенной. - Три     стадии в эволюции человеческой машины. - Трансмутация эмоций. Алхимия. -  Центры работают с разными формами водорода. Два высших центра. -    Неправильная работа низших центров.     

      ГЛАВА 10     

      С чего начинается путь? - Закон случая. - Виды влияний. - Влияния, созданные в жизни. - Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по   своему происхождению. Магнетический центр. - Поиски пути. - Встреча с  человеком, который знает. - Третий вид влияния: сознательное и    непосредственное. - Освобождение от закона случая. - "Ступень", "лестница" и     "путь". - Особые условия четвертого пути. Возможен ложный магнетический    центр. - Как распознать ложные пути? - Ученик и учитель. - Знание начинается  с учения о космосах. - Обычное понимание двух космосов: "макрокосмос" и    "микрокосмос". - Полное учение о семи космосах. Отношение между космосами   как отношение нуля к бесконечности. - Принцип относительности. - "Путь вверх  есть в то же время путь вниз". - Что такое чудо? - "Цикл измерений". - Обзор   системы космосов с точки зрения теории многих измерений. - Замечание   Гурджиева о том, что "время - это дыхание". - "Что такое микрокосмос -  человек или атом?".     

      ГЛАВА 11     

      "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно". -    Книга афоризмов. - Пробудиться, умереть, родиться. - Что мешает человеку   вновь родиться? - Что мешает человеку "умереть"? - Что мешает человеку   пробудиться? - Отсутствие понимания собственного ничтожества. - Что значит    понять собственное ничтожество? - Что препятствует такому пониманию? -    Гипнотическое влияние жизни. - Сон, в котором живут люди, - это   гипнотический сон. - Волшебник и овцы. - "Кундалини". - Воображение. -   Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах   без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен   наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - "Главный   недостаток". - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в    работе. - "Преграды". - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. -    Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и  эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то,  чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат,   нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с    аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших   центрах.    

      ГЛАВА 12     

      Работа в группах становится более напряженной. - Ограниченный  "репертуар ролей". - Выбор между работой над собой и "спокойной жизнью". -   Трудности повиновения. - Место "задач". - Гурджиев дает определенную задачу.  - Реакция друзей на идеи. - Система выявляет лучшее или худшее в людях. -   Как люди могут подойти к работе? - Подготовка. Необходимо разочарование. -   Больной вопрос для человека. Переоценка друзей. - Беседа о типах. - Гурджиев   дает дальнейшую задачу. - Попытки рассказать историю своей жизни. -   Интонации. - "Сущность" и "личность". - Искренность. - Гурджиев обещает   ответить на любой вопрос. "Вечное возвращение". - Опыт по отделению личности   от сущности. - Беседа о поле. - Пол как главная движущая сила всей    механичности. - Пол как главная возможность освобождения. - Новое рождение. - Трансмутация половой энергии. - Злоупотребление полом. - Полезно ли   воздержание? Правильная работа центров. - Постоянный центр тяжести.     

      ГЛАВА 13     

      Напряженность внутренней работы. - Подготовка к "фактам". - Посещения      Финляндии. - "Чудо" начинается. "Мысленные разговоры" с Гурджиевым. - "Вы не      спите". Вид "спящих людей". - Невозможность исследовать высшие явления      обычными методами. - Изменившийся взгляд на "методы действия". - "Главная      черта". - Гурджиев определяет главные черты людей. - Реорганизация группы. -      Те, кто оставляет работу. - Между двумя стульями. - Трудность возвращения      назад. - Квартира Гурджиева. - Реакция на молчание. - "Видна ложь". -      Демонстрация. - Как пробудиться? - Как создать необходимое эмоциональное      состояние? - Три пути. - Необходима жертва. - "Пожертвовать своим      страданием". - Расширенная "таблица видов водорода". - "Движущаяся      диаграмма". - "У нас очень мало времени".     

      ГЛАВА 14     

      Трудность передачи "объективных истин" обычным языком. - Объективное и      субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного      знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - "Как      вверху, так и внизу". - "Познай самого себя!" - Двойственность. -      Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. -      Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика      чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. -      Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз      знания и бытия: Великое Делание. - "Никто не может дать человеку того, чем      он не обладал раньше". - Достижение только благодаря собственным усилиям. -      Различные известные "линии", пользующиеся символогией. - Данная система и ее      место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его      единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - "Того, что человек не      может вложить в энеаграмму, он не понимает". Символ в движении. -      Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. -      Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка      основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь      только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.     

      ГЛАВА 15     

      Религия есть относительное понятие. - Религии соответствуют уровню      бытия человека. - "Может ли помочь молитва?" - Учиться молитве. - Общее      невежество относительно христианства. - Христианская церковь как школа.      Египетские "школы повторения". - Важность обрядов. "Техника религии". - Где      в человеке звучит слово "я"? - Две части подлинной религии; чему учит каждая      из них, - Кант и идея масштаба. - Органическая жизнь на Земле. - Рост луча      творения. - Луна. - Человечество есть эволюционирующая часть органической      жизни. - Застой человечества. Изменения возможны только на "перекрестках". -      Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. -      Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюции? -      Эволюционирует ли человечество? "Двести сознательных людей могли бы изменить      всю жизнь на Земле". - Три "внутренних круга" человечества. - "Внешний   круг". - Четыре "пути" как четыре входа в "экзотерический круг". - Школы четвертого пути. - Псевдо-эзотерические системы и школы. - "Истина в форме   лжи". - Эзотерические школы на Востоке. - Посвящение и мистерии. Возможно    только самопосвящение.     

      ГЛАВА 16     

      Исторические события зимы 1916-1917 гг. - Система Гурджиева как      руководство в лабиринте противоречий, или "Ноев ковчег". - Сознательность      материи. - Степени ее разумности. - Машины из трех, двух и одной частей.      Человек состоит из человека, овцы и червя. - Классификация всех живых  существ по трем признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. -    Возможность изменения пищи человека. - "Диаграмма всего живого". - Гурджиев   последний раз покидает Петербург. - Интересное событие: "преображение" или   "пластика"? - Впечатления журналиста о Гурджиеве. - Падение Николая II. -  "Конец русской истории". - Планы выезда из России. - Весть от Гурджиева. -  Продолжение работы в Москве. - Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов.  - Развитие идеи о том, что "время - это дыхание". - Ее отношение к человеку,  Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. - Построение "таблицы времени" в   разных космосах. - Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы  вселенной. - Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом  организме. - Жизнь молекул и электронов. - Меры времени в различных  космосах. - Применение формулы Минковского. - Отношение разных видов   "времени" к центрам человеческого тела. - Отношение к высшим центрам.   "Космические отношения времени" в гностической и индийской литературе. - "Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне". Поездка к Гурджиеву в Александрополь. - Как укрепить чувство "я"? - Кратковременное возвращение в  Москву и Петербург. - Послание тамошним группам. - Возвращение в Пятигорск. - Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках.    

      ГЛАВА 17    

      Август 1917 года. - Шесть недель в Ессентуках. - Гурджиев раскрывает  план работы в целом. - "Школы настоятельно необходимы". - "Сверхусилие". -  Согласованность центров. - Главная трудность работы над собой. - Человек -  раб своего тела. - Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. -  Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их  расслабления. - Упражнение "стой". - Требования к упражнению "стой". -  Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением "стой" в Средней Азии. -  Влияние упражнения "стой" в Ессентуках. - Привычка к разговорам. - Опыт поста. - Что такое грех? - Гурджиев показывает упражнения на внимание. Эксперимент с дыханием. - Понимание трудностей пути. Необходимость больших знаний, усилий и помощи. - Нет ли какого-нибудь пути за пределами "путей"? - "Пути" как помощь, которая дается людям в соответствии с типом.   "Субъективные" и "объективные" пути. - Обыватель. Что значит "быть  серьезным"? - Только одна вещь является серьезной. - Как достичь подлинной свободы. - Трудный вопрос о рабстве и повиновении. - Чем готов пожертвовать человек? - Сказка о волке и овцах. - Астрология и типы. Демонстрация. -  Гурджиев объявляет о роспуске группы. Последняя поездка в Петербург.     

      ГЛАВА 18    

      Петербург в октябре 1917 года. - Большевистская революция. -   Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. - Отношение Гурджиева к одному из  учеников. - Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. - Прибывают люди. -   Возобновление работы. - Упражнения, еще более трудные и разнообразные, чем   раньше. - Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение психических "фокусов". - Продажа шелка. - Внутренняя борьба и решение. -  Выбор гуру. - Решение отделиться. - Гурджиев едет в Сочи. - Трудное время:  война и эпидемии. - Дальнейшее изучение энеаграммы. "События" и  необходимость покинуть Россию. - Конечная цель - Лондон. - Практические результаты работы над собой: чувство нового "я", "странная уверенность". - В Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. Гурджиев открывает свой институт в Тифлисе. - Отъезд в Константинополь. - Собираются люди. - Приезжает Гурджиев. - Гурджиеву представлена новая группа. - Перевод песни  дервишей. - Гурджиев как художник и поэт. - Институт начинает работу в Константинополе. - Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. - Гурджиев едет в Германию. - Решение продолжать константинопольскую работу в Лондоне. - Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. - Работа в замке  "Аббатства". - Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. - Гурджиев говорит о разных типах   дыхания. "Дыхание при помощи движений". - Демонстрация в парижском театре на   Елисейских Полях. - Отъезд Гурджиева в Америку. - Решение продолжать  самостоятельную работу в Лондоне.    

      Приложение     

      ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева

 

Информационный Дайджест "Антология Непознанного" выходит при поддержке СИА "Светозар"
Главный Редактор: Влад Велес,
veles@ua.fm
Мнение редакционной коллегии не всегда совпадает с мнением авторов.

Использование текстов согласовывается с авторами в обязательном порядке.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное