Каждый из нас рано или поздно сталкивается со смертью.
Смерть близких,
родных, знакомых распахивает перед нами ее
бездну. Вопрос
о смерти подбирается к нам и выпускает когти.
Уже в детстве мы
понимаем насколько страшно умереть. Это
значит для нас
-не видеть света, потерять все, исчезнуть навсег-
да. В психике человека
в такие моменты происходит надлом.
И многие из нас
вытесняют мысль о смерти в подсознание.
Но вытесненная,
эта мысль вновь и вновь возвращается к
нам. Трагическое
противоречие жизни и смерти с неизбежностью
становится достоянием
всей нашей жизни. Мы несем его в себе
как загадку, все
обыденные разгадки которой кажутся бледными
и завершаются знаком
вопроса. Они напоминают лучи карман-
ных фонариков,
устремленные в бездонную пропасть.
Не случайно поэтому
вопрос в смысле смерти вошел в ткань
всех известных
культур. Ответом на него стали учения о бес-
смертии, выходящие
за пределы обыденности.
УЧЕНИЯ О БЕССМЕРТИИ
В РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ
ВОСТОКА
Для Востока характерно этчко-натуралистчческое представ-
ление о бессмертии
человека. Согласно этому представлению, добродетельная
жизнь позволяет получить после смерти лучшее
положение в телесно-природном
мире или бессмертную телесность.
В индуизме развивается
идея реинкарнации - перерождения
человека, которое
подчинено нравственно-космическому закону
кармы. Для даосизма
характерно представление о бессмертии как
неумирании - праведная
жизнь становится основанием телесного
бессмертия праведника.
И индуизм, и даосизм рассматривают бессмертие
как телесно-душевное возрождение и обновление, возвышающееся над
миром культуры.
Природное возрождение для восточного сознания есть
большая укорененность в бытии, чем творение культуры. Культура для
восточного сознания
- лишь пена на поверхности потока бессмертия. Бес-
смертие человека
интимно связано не с бессмертием культуры, а
с бессмертием природы.
Человек на Востоке желает живого бессмертия,
природного бессмертия-возрождения,
а не застывшегобессмертия в культуре.
Эту особенность сознания
прекрасно выразил английский
писатель-романтик
Роберт Чарлз Метьюрин: "В странах Востока
растительность
как бы олицетворяет собой вечное торжество
природы среди превращающихся
в развалины творений челове-
ческих рук... Роза
вновь рождается каждый год, а какой из этих
годов увидит, как
вновь строится пирамида?.."
Итак, бессмертие
в индуизме и даосизме выступает посюсто-
ронним явлением,
оно реализуется в рамках телесно-природного
мира. Пониманию
бессмертия в этих религиозных традициях
противостоит
буддизм с учением о нирване как выходе за пределы
материального бытия,
в котором действуют этико-природные за-
коны, в любом случае
обрекающие человека на страдания. Бессмертие человека
в буддизме - это потустороннее, трансцендентное
бессмертие, бессмертие
за пределами обыденного мира,
перерождение в
котором для Будды равнозначно смерти. Такая
трактовка бессмертия
роднит буддизм с христианством.
P.S. Что бы Вы стали делать
если бы узнали, что бессмертны ?!
Информационный Дайджест "Антология Непознанного" выходит при поддержке
СИА "Светозар"Главный Редактор: Влад Велес, veles@ua.fm
Мнение редакционной коллегии не всегда совпадает с мнением авторов.
Использование текстов согласовывается с авторами в обязательном порядке.
Страничка рассылки: http://subscribe.ru/catalog/rest.mystery.unknown