Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

Во всех современных научных исследованиях подчеркивается, что влияние массмедиа и интернета отчасти позитивно: доступность информации, быстрота и удобство коммуникации, разнообразие познавательного и развлекательного контента могут выступать как ресурс для развития подростка. С другой стороны, интернет приносит в жизнь подростка и множество рисков: кибербуллинг, манипулятивное воздействие, искажение представлений о морально-нравственных ценностях, зависимость от социальных сетей и гаджетов, формирование неадекватной самооценки и нереалистичных представлений о теле и многие другие.


Если хотите, можете сразу читать на сайте по ссылке

ВЛАСТЕЛИН ВРЕМЕНИ - 19 (645).

Хроники разумной жизни

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Контакты: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет октябрьского номера эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru) , а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

ОСЕНЬ - ЭТО ВСЕГДА НАЧАЛО НОВОГО ЦИКЛА

 

...Мы еще раз напоминаем о важности учёта уроков 16-летней давности как в личном плане, так и в масштабе всего мира, т.е. о важности 16-летних циклов. Наверное, еще не забыли, как в 2008 году в этой вот технократической цивилизации разразился финансово-экономический кризис. И теперь мир вновь рискует погрузиться в подобное состояние. Это еще если не считаться с глобальными переменами в Природе, на которые обычно предпочитают закрывать глаза, хотя как раз они больше всего свидетельствуют о необратимых преобразованиях и переходе в новую эпоху. Нам очень хочется, чтобы вы тоже, вступая в новый 16-летний цикл, учли то, как это было в прошлый раз. И повторяем то, что было не потому, что писать не о чём, а потому что это снова очень важно! Читая этот материал, просим учесть, что он опубликован еще 16 лет тому назад! И советуем хотя бы бегло пролистать весь октябрьский номер 2008 года...

... ... ...

(читать полный текст можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за октябрь 2024 - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=408 )

 

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" ( октябрь 2024 ):

( скачайте сразу весь журнал на сайте http://zovu.zovu.ru)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 703) - СЕМЬ НЕБЕС ДО ЧЕЛОВЕКА (Врастание в Реальность)

- «... Сложившиеся и признаваемые научным сообществом психологические теории в общих чертах сходятся с восточными представлениями о чакровой системе энергетики человека ...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 645) - КАК ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯЮТ НА СОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ

- «... Вспомним все, что «не боги горшки обжигают», что «под лежащий камень вода не течет» и создадим новый, интересный, сказочный, прекрасный, волшебный русский Мир ...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 584) - ИННОВАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБЪЕДИНЕНИЕ КУЛЬТУР

- «... Нам предстоит самим понять, насколько промышленная цивилизация исключает культуру, если предсуществовавшие промышленные цивилизации своих рекомендаций по этому вопросу нам не оставили...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 574) - ОТ ЭТИМОЛОГИИ - К ПРОИСХОЖДЕНИЮ СЛОВА (Из курса русского языка как родного)

- «... Как будто нынешние хотят вернуться в зависимое от Европы прошлое, или просто-напросто застабилизировать состояние своей проевропейской науки, которая в быстро меняющихся условиях всё больше заходит в большой кризис ...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС ОКТЯБРЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=408 (там же можно скачать и журнал),

а еще можно скачать СЕНТЯБРЬский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=407 .

 

 

 

Постоянный адрес полного текста публикации в окружении тематически близких материалов см. по ссылке:

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

В статье рассматривается историческая справка развития и восприятия информационной реальности ХХ и ХХI века населением планеты, технические изменения трансформирующие образ жизни, а также и модели мышления, и системы ценностей общества при использовании средств массовой информации и коммуникации на общественное сознание. Актуальность темы обусловлена широким распространением информационных технологий, передатчиков, носителей информации в подростковой среде, большой вовлеченностью подростков в общение и потребление аудиовизульного контента в социальных сетях...

От автора

 

 

КАК ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯЮТ НА СОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ

 

… … (Окончание. Начало. См. «ЗОВУ РИТМ», август-сентябрь 2024)

 

По всей видимости связь между влиянием и восприятием массмедиа (в виде ежедневной продолжительности использования телефонов, гаджетов, общения в социальных сетях и просмотра контента) и психическим благополучием опосредована (и до конца не изучена);

- во-первых, индивидуальными и личностными особенностями подростков, такими как самооценка, уровень развития их социальных навыков, мотивация;

- во-вторых, их статусом в дружеских, школьных, романтических отношениях, уровень социальной поддержки);

- в-третьих, их уровнем когнитивного развития (критичность мышления, способность обрабатывать и оценивать разнообразную информацию, сопоставлять факты и пр.).

Можно предположить, что подростки с низкой самооценкой, низким уровнем социальной поддержки со стороны сверстников, низкой критичностью мышления, мотивированные на избегание неуспеха и ищущие легкого способа самоутверждения, стремятся в социальных сетях к признанию, популярности, в большей степени ориентированы на социальные сравнения и, как следствие, более подвержены манипулятивному воздействию массмедиа. Те же подростки, которые обладают адекватной самооценкой, имеют друзей в реальной жизни и не склонны к негативным социальным сравнениям, а также ощущают социальную поддержку, могут более критично воспринимать информацию, менее подвержены манипулятивному воздействию СМИ и, как следствие, у них показатели обращения к онлайн-контенту (в том числе, показатель продолжительности общения в социальных сетях в день) не будет связан с психологическим неблагополучием и эмоциональной дезадаптацией.

Проведенное нами теоретическое исследование позволило выделить следующие психологические ресурсы противодействия манипулятивным стратегиям массмедиа в рамках психолого-педагогического сопровождения:

- во-первых, это путь укрепления социализации личности через выстраивание конструктивных межличностных отношений подростков с родителями, учителями и сверстниками, а также через создание условий для усвоения норм и ценностей в совместной деятельности;

- во-вторых, это путь формирования экзистенциального самоопределения личности через развитие способности к командной работе лидерству в ней, помощь подростку в формулировании собственных смыслов, развитие субъектности;

- в-третьих, это путь развития у подростков навыков критического мышления через обсуждение и осмысление увиденного и услышанного в массмедиа;

- в-четвертых, это создание безопасной среды, «нового позитивного контента» и «безопасного интернета» с целью обеспечения условий для цифровой социализации подростков.

Во всех современных научных исследованиях подчеркивается, что влияние массмедиа и интернета отчасти позитивно: доступность информации, быстрота и удобство коммуникации, разнообразие познавательного и развлекательного контента могут выступать как ресурс для развития подростка. С другой стороны, интернет приносит в жизнь подростка и множество рисков: кибербуллинг, манипулятивное воздействие, искажение представлений о морально-нравственных ценностях, зависимость от социальных сетей и гаджетов, формирование неадекватной самооценки и нереалистичных представлений о теле и многие другие.

Таким образом, теоретический анализ позволил нам сформулировать ряд выводов относительно особенностей воздействия массмедиа на подростков в современных условиях.

1. Уязвимость современной молодежи и подростков перед манипулятивным воздействием массмедиа обусловлена глобальными психологическими особенностями современного человека (инфантилизм, эгоизм, неумение выстраивать здоровые межличностные отношения, погоня за впечатлениями и удовольствиями и др.).

2. К особенностям воздействия массмедиа на подростков в современных условиях можно отнести: воздействие на эмоциональную сферу (контент дает подросткам яркие эмоции, а также выступает как инструмент эмоциональной саморегуляции); воздействие на поведение (погружение в виртуальный мир позволяет подросткам получить опыт социального взаимодействия и успешной самопрезентации); воздействие на ценности и мотивацию, а также на свою самооценку.

3. Негативные эффекты влияния массмедиа на личность подростка включают в себя: поведенческие (различные формы опасного и деструктивного поведения), когнитивные (когнитивная поглощенность, потеря контроля над использованием интернета и др.), эмоциональные (рост неудовлетворенности собой, снижение самооценки, чувства идентичности, что приводит к нарастанию эмоциональной дезадаптации).

 

Выводы по первой статье.

Теоретической основой настоящего исследования в данной статье является реальное представление развития современного российского подростка с позиции национальной культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и национальной русской философии Ф.М.Достоевского, А.С.Арсеньева, А.Г.Дугина и других. Российские ученые такие, как В.Вернадский, П.Флоренский, Ю.Лотман, И.Ильин, Н.Данилевский, М.Бахтин и Л.Выготский, исследовавшие место человека в социуме - это мыслители все, обратившие особое внимание на роль или на область коммуникаций. Они не разделяли человечество на такие категории, как массовое и немассовое. В отличие от западной психологии интенсивного развития технологических средств коммуникаций и средств массовой информации на рубеже XIX - XX века Г.Тардом, которым официально было произведено деление воспринимающих сообщения социума на элиту и толпу. Поскольку, по его мнению, любая эволюция происходит благодаря чередованию двух процессов – творческого изобретения и массового подражания (потребления), но российская философская мысль божественна по отношению к человеку, и он в ней подражает своему высшему идеалу Богу – Отцу, поскольку он таким и создан. Именно поэтому русский человек (ребенок, подросток, юноша) от природы божественно добр, милостив, человечен, кроток, гуманен, благодушен, отзывчив, сердечен, участлив, добродушен, не завистлив, не корыстен и так далее. Человечеству, нации, народу всегда даются истины свыше, на основании которых происходят уже все следующие события его развития. Принимать их или не принимать - это наше право в соответствии с космическим Законом свободы выбора. Но ошибки исправлять приходится затем сложнее и с большими затратами и человеческими жертвами воплощённых душ. Одно из таких посланий донёс до нас в своей статье А.С.Арсеньев «Подросток глазами философа» [ 3. 30 c.] и выдержки из его философского очерка, мы приводим ниже.

…Россия изначально в своей основе (а значит, и предназначенности) – не Восток и не Запад. А основа её (здесь, безусловно, прав Н.Я.Данилевский) не может быть изменена, ведь она заложена свыше. Россия управляется Богом напрямую. Только рыночная экономика и денежная система взаимоотношений и коммуникаций не может стать основой жизни России никогда. Так же, как и демократия западного типа. Конечно, судьба России может сложиться и таким образом, ведомая управленческими и экономическими элитами, но она перестанет быть самой собой и не выполнит своё истинное предназначение. И это будет ущерб не только для неё, но и для всего Мира. Об особенностях «русской души» существует целая библиотека литературы. Хочется лишь обратить особое внимание воспитателей современного информационного поколения, воспитывающих взрослеющих подростков, на следующие моменты: максимализм (способствует к «беспределу» в положительном и отрицательном смысле) и связанные с ним диффузность сознания и поведения, недисциплинированность сознания и поведения, склонность к анархизму, а также потребность в бесконечном харизматическом лидерстве; суггестивность, широкая способность «заряжаться» чужими идеями при недооценке гораздо более глубоких своих собственных – все это обратная сторона универсальности, технологичности, способности (и потребности!) выхода за пределы наличного бытия и высокого творческого потенциала. Русского человека не удовлетворяют гражданские свободы и «права человека», ему нужна «воля» настоящей русской души человека огромных просторов земли российской, вот к чему бессознательно стремится всегда взрослеющий подросток. Подсознательно он «дикий, нецивилизованный, недовоплощенный». И потому он ещё не потерял способность испытывать и глубокую, часто неосознанную и бесконечную потребность в религиозном отношении к миру, для него ещё мир мистичен!», и он испытывает настоящий метафизический «голод» экзистенциональных истинных смыслов (особенно при пробуждении рефлексии в подростковом возрасте) и ищет его удовлетворения на просторах иной реальности Интернета. Вместе с тем, как «дикарь», он легко «ловится» на разных соблазнах, ловушках и подмене (ведь именно религиозное воспитание всегда веками в какой-то доступной для него степени иносказательно предохраняет его от заблуждений этого мира).

На данный момент в этом информационном глобальном сообществе коммуникаций русский подросток (с «русской душой» живя в России) воспринимает жизнь Запада как свободу, хотя на самом деле это более глубокая и тонкая форма «рабства», чем господствующие у нас традиционный идеологический пресс и всеобщие нравственные и духовные запреты. Последние лежат на поверхности и порождают такой же поверхностный внутренний протест и непонимание действительности. Яркий пример - Украина! Ложь, обман, подмена истории и ценностных базовых смыслов и вещей, манипуляция сознания подрастающей молодежи нескольких поколений привели к серьезным духовным, нравственным, идеологическим, социальным и военным последствиям. Западная цивилизация «поверхностно» свободна, ограничивая поведение индивида лишь демократическим законодательством, гарантирующим к тому же лишь гражданские права и свободы, управляет сознанием людей через СМИ и средства массовой коммуникации. Ведь привязывая человека к миру вещей и вещных глубоких материальных отношений, делает его рабом в гораздо более глубоком и общем смысле, разрушая не только сознание, но и «более глубокие слои психики, захватывающие глубокие психические «архетипы», через средства массовой рекламы его потребностей. Борьба против неё (глубинной технократической цивилизации расчета и расчеловечивания населения планеты) в России пока происходит на подсознательном духовном уровне. Это – ещё не до конца осознанный духовный и идеологический протест, который все больше проявляется между этими глубинными разделами, это пока скорее бунт! Но ему подвержены уже также многие российские подростки. К сожалению, они ещё не нашли поддержки у взрослых, которые сейчас сами «заново осознают» происходящее! И их порыв, если им не помогут, может оказаться «бессмысленным и беспощадным!»

Уберечь от этого нашего подростка можно, только противопоставив поверхностным «ценностям» современного Запада, против которых протестует герой сэлинджеровского романа «Над пропастью во ржи», только ценности, более глубоко и целостно захватывающие его душу. Предпосылки для этого у нас все есть. Эти предпосылки именно в тех качествах, которые принято считать отрицательными: например, в диффузности, расплывчатости сознания, означающей его открытость к радикально новому, бесконечному, то есть божественному, творящему чудеса, в способности к положительному «беспределу» создания («позитивного миру интернета»). Это мир Ивана добра молодца и царевича, а не просто простофили и дурачка. Они же все эти грани «обоюдоостры» и представляют «твердый орешек» для воспитателей и педагогов-практиков. И есть ли эти предпосылки и запросы в системе нового воспитания и образования? И если есть, то как с ними работают?

Ведь именно в подростковом возрасте и в младшей юности происходит возрождение и реализация того непосредственного восприятия Мира, которое было заложено в раннем детстве. Что могут заложить в душу ребенка наши дедушки и бабушки, папы и мамы, воспитатели в детских садах и учителя младших классов, то мы и получим в подростковом возрасте? Воспитатель детсада и учитель младших классов в своем лице представляет ребенку весь Мир включая и природу, и культуру, да ещё в период, когда закладываются основы целостного восприятия всего макро и микро Мира, именно в этот период к воспитанию должны допускаться лишь наиболее широко образованные, культурные, творчески одаренные люди, обладающие знаниями детской психологии, могущие войти в мир игры и фантазии (виртуальный божественный мир). Таким образом, переход в фазу подростка и подростковой юности связан с основой, заложенной в раннем детстве, вернее, со степенью и формой (положенной этой фазе) реализации духовно – душевного потенциала, заложенного в человеке как таковом. Адекватная форма этой реализации – воспитание религиозного отношения к этому сакральному миру бытия должно быть очень бережное. И требуется найти форму, соответствующую этому возрасту (например, образ Христа как живой личности в православной России, образ Мухаммеда в мусульманском мире, образ Будды есть в буддийском и т.д.). Идея смены фаз в онто- и филогенезе личности, вводящая в это развитие обязательное соприкосновение с областью актуальной бесконечности (экзистенциональная и когнитивная психология личности), представлена здесь в самой общей форме как гипотеза, могущая служить одним из возможных оснований для естественной периодизации онтогенеза. Ситуация крайне сложная. С одной стороны, уничтожение идеологического пресса, штамповавшего социальных функционеров и конформистов, как будто бы открывает дорогу воспитанию новой высокодуховной личности, с другой стороны, хлынувшая в образовавшийся вакуум связанная с господством рыночных отношений идеология индивидуализма, массового вещизма и ее продукт - массовая культура являют собой более глубокую, тонкую и соблазнительную подмену («бери от жизни всё, один раз живём!») всего собственно глубинного человеческого и личностного, угрожающую стереть все своеобразие России и Мира, включив ее в систему западной цивилизации, лишить собственной исторической культуры и судьбы.

Филогенез управленческой личности в западной цивилизации «застрял» на подфазе подростка, специализировался на ней веками безответственности за свои деяния перед миром, остановился и начал разлагаться. Резонируя с соответствующей подфазой онтогенеза, он препятствует переходу индивида в фазу юности или взросления всего человечества. Поэтому, дорогие воспитатели! В лице русского подростка вы имеете уникальный, может, уже в какой-то степени «реликтовый», «материал – божественное существо», из которого может вылететь бабочка личности. Не препятствуйте пройти ему фазу «окукливания». Помогите, а не терзайте, не разрушайте, не превращайте в вечную гусеницу (девять с лишним миллиардов гусениц дожевывают нашу прекрасную планету!). Для такой помощи не пригодны «научные» штампы, нужны любовь и глубокое понимание воспитателем (учителем) того, что он делает (сравните хотя бы язык В.Зеньковского со штампованным языком «научной» психологии). Разумеется, для этого вы должны сами включиться в процесс становления самого себя как участвующей в этом процессе повзрослевшей личности. В наших условиях это очень трудно, но все же легче, чем в условиях господства тотальной рыночной экономики. Вспомним все, что «не боги горшки обжигают», что «под лежащий камень вода не течет» и создадим новый, интересный, сказочный, прекрасный, волшебный русский Мир! Да, проще всего подросткам создавать пока его виртуально, но это большой шанс, создавая его виртуально, воплотить в жизнь реально!

 

ЕРМАКОВА Вера Васильевна,

магистр психологии

Екатеринбург

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Анхимова Р. В. Психологические особенности влияния СМИ на личность. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-3. – 359 с.
  2. Алексаньян Н.К. Влияние средств массовой коммуникации на трансформацию современного общества: автореферат диссертации, кандидата философских наук : 09.00.11 / [Место защиты: Краснодар. ун-т МВД России]. - Краснодар, 2009. - 32 с.
  3. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа: из одноименной книги (Алматы, 1996) / Анатолий Арсеньев; извлечения и ред. Людмилы Кожуриной. – Москва, 2009.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2015. – 35 с.
  5. Bauer, R.A. & Bauer, A. (1960). "Америка, массовое общество и СМИ". Журнал социальных проблем. 16 (3): с 16.
  6. Декарт Рене. Рассуждение о методе... и другие произведения, написанные в период с 1627 г. по 1649 г. / Рене Декарт. - 2-е изд. Москва, 2014. - 322 с.
  7. Джейкобс, Норман. Журнал «Средства массовой информации в современном обществе». (1 января 1992 г.) Издательства Transaction Publishers. C 21/
  8. Жан-Клод Ларше. Обратная сторона новых медиа. серия Православное Богословие, Изд. Сретенского монастыря, М.: 2023, с 38, 39, 40. (5)
  9. Жижина М.В. Культурно-психологическая компетентность личности: социально-психологическое исследование молодежной медиакультуры. // Психологическая наука и образование. psyedu.ru. 2009. Том 14. № 2. С.62.
  10. Индекс подростковой самооценки бренда Dove, 2021г. // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-podrostkovoi-samoocenki-brenda-dove (дата обращения: 10.06.2024).
  11. Корягина С.А., Кравченко И.О. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование мировоззрения молодежи в информационном пространстве. // Вопросы теории и практики журналистики. 2019.Т.8, № 4, 763 с 8] (5- 6)
  12. Ларзарсфельд Пол и др. Народный выбор. 1944., Нью-Йорк: Дуэлл, Слоун и Пирс.22, с 312.
  13. Миллер Н.Э. и Доллард Дж. Социальное обучение и имитация. 1941. APA PsycNET. Издательство Йельского университета. Проверено 30 марта 2016.44] (3)
  14. Маккуэйл Денис. Теория массовой коммуникации Маккуэйла. (12 марта 2010 г.) Публикации SAGE. стр. 456-460. ISBN 9781849202923.17][18 (2)
  15. Политология: Крат. словарь / Под ред. В.Н. Коновалова; [Басенко Н.А. и др.]. - Ростов н/Д : 2001. - 447 с.; 17 см. - (Словари XXI века). (2)
  16. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития. // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. 18 с.
  17. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор - академик РАН Г.В.Осипов. - М., 1998. - 288 с.
  18. Элвин Тоффлер, Хейди Тоффлер. Часть VIII. Будущее капитализма. Глава 40. Управление завтрашними деньгами. // Революционное богатство. - 2007. - 289 с.

 

 

Источник: Ермакова В.В. Теоретические исследования особенностей воздействия массмедиа и взаимосвязи между восприятием развивающихся подростков и средствами массовой информации, массовых коммуникаций и некоторыми историческими аспектами России. 2024.

 

 

 

Литература

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО:

1. Центр Сказки. - РИТМ. Екатеринбург. 2015г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=277 бесплатно)

2. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 1. - РИТМ. Екатеринбург. 2005г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=255 бесплатно)

3. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 4. " Карта и компас" для переходного периода. - РИТМ. Екатеринбург. 2016г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=293 бесплатно)

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2024.

* * *


В избранное