Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

Цифровые медиа СМИ постепенно в течении века заполонили все сферы деятельности и все области нашей частной и общественной жизни. Так Роберто Казати говорил в своих научных статьях в этой связи о <<цифровом колониализме>> - понятии, которое он определяет следующим образом. <<Цифровой колониализм - это идеология, которая сводится к простому условному принципу: <<Если можешь, значит должен!>> Если возможно перевести какой-либо объект или деятельность в цифровую форму, это необходимо сделать. Поборники цифровых технологий делают все возможное, чтобы внедрить эти новые технологии во все области жизни, от чтения электронных книг до игр, от образования до консультирования и принятия решений, до всех видов услуг в том числе и оборота денежных средств. Итак, к возрастному, психологическому, эмоциональному, экономическому и политическому давлению добавляется социальное давление, создаваемое и поддерживаемое самими людьми: во избежание появления комплексов каждый взрослый и подрастающий молодой человек считает себя обязанным иметь не только доступ ко всем существующим средствам информации и коммуникации, но и самые новомодные устройства связи, обеспечивающие такой доступ. СМИ и их инструменты стали не только средством и признаком интеграции и уровня принадлежности к сообществу, но и объектами социальной оценки и самооценки человека [8 с 37].


Если хотите, можете сразу читать на сайте по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=407

ВЛАСТЕЛИН ВРЕМЕНИ - 17 (643).

Хроники разумной жизни

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Контакты: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

ыпуск посвящен выходу в свет сентябрьского номера эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru) , а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

НОВЫЕ ДЕТИ - НОВЫЙ МИР

 

...Вот и сентябрь. Осень! Желтеющие листья! Урожай! Начало нового года! Такое знакомое, понятное и привычное словосочетание! Когда-то это так и было.

Много всего изменилось с тех пор, но самое главное осталось неизменным. Законы жизни сильны, и они неизменно берут свое, не взирая на все новомодные фантазии и измышления. Ведь именно осенью, собирая урожай, люди видят итоги прошедшего природного цикла. Осенью закладываются урожаи грядущего лета. Можно даже сказать, что определенным образом скЛАДывается, закЛАДывается, формируется будущее. Ведь именно осенью заканчивается один природный цикл и начинается следующий. Сегодня с осенью связано начало нового...

... ... ...

 

( читать полный текст можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за сентябрь 2024 - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=407 )

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" ( сентябрь 2024 ):

( скачайте сразу весь журнал на сайте http://zovu.zovu.ru)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 701) - СЕМЬ НЕБЕС ДО ЧЕЛОВЕКА (Врастание в Реальность)

- «... Люди обычно складывают представление о жизни по навязанным картинам и внушениям социума, технократической цивилизации, и напрочь забывают о том, зачем они вообще родились, зачем вообще пришли в этот мир...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 643) - КАК ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯЮТ НА СОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ

- «... Поборники цифровых технологий делают все возможное, чтобы внедрить эти новые технологии во все области жизни, от чтения электронных книг до игр, от образования до консультирования и принятия решений, до всех видов услуг в том числе и оборота денежных средств...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 582) - ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- «... Дело в том, что люди, протестующие против войны, заинтересованы в продолжении войн, так как благодаря войнам продолжают существовать и НИИ, и промышленные предприятия по производству оружия, где люди получают заработную плату...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 572) - ОТ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ К ЭТИМОЛОГИИ - КОМУ ЭТО НУЖНО? (Из курса русского языка как родного)

- «... Погружение в смыслы и энергии слов и звуков речи понадобится поздней, по мере перехода в новую эпоху – как минимум, для ориентации и собранности (чтобы сосредоточиться, а не оказаться разобранным), без чего вряд ли можно будет выдерживать новые сильные энергии меняющейся реальности и окружающей природы ...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС СЕНТЯБРЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=407 (там же можно скачать и журнал),

а еще можно скачать АВГУСТовский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=406.

 

 

Постоянный адрес полного текста публикации в окружении тематически близких материалов см. по ссылке:

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

В статье рассматривается историческая справка развития и восприятия информационной реальности ХХ и ХХI века населением планеты, технические изменения трансформирующие образ жизни, а также и модели мышления, и системы ценностей общества при использовании средств массовой информации и коммуникации на общественное сознание. Актуальность темы обусловлена широким распространением информационных технологий, передатчиков, носителей информации в подростковой среде, большой вовлеченностью подростков в общение и потребление аудиовизульного контента в социальных сетях...

От автора

 

 

КАК ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯЮТ НА СОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ

 

… (Продолжение. Начало. См. «ЗОВУ РИТМ», август 2024)

 

Цифровые медиа СМИ постепенно в течении века заполонили все сферы деятельности и все области нашей частной и общественной жизни. Так Роберто Казати говорил в своих научных статьях в этой связи о «цифровом колониализме» - понятии, которое он определяет следующим образом. «Цифровой колониализм – это идеология, которая сводится к простому условному принципу: «Если можешь, значит должен!» Если возможно перевести какой-либо объект или деятельность в цифровую форму, это необходимо сделать. Поборники цифровых технологий делают все возможное, чтобы внедрить эти новые технологии во все области жизни, от чтения электронных книг до игр, от образования до консультирования и принятия решений, до всех видов услуг в том числе и оборота денежных средств. Итак, к возрастному, психологическому, эмоциональному, экономическому и политическому давлению добавляется социальное давление, создаваемое и поддерживаемое самими людьми: во избежание появления комплексов каждый взрослый и подрастающий молодой человек считает себя обязанным иметь не только доступ ко всем существующим средствам информации и коммуникации, но и самые новомодные устройства связи, обеспечивающие такой доступ. СМИ и их инструменты стали не только средством и признаком интеграции и уровня принадлежности к сообществу, но и объектами социальной оценки и самооценки человека [8 с 37].

Исследования ученых социологов так же показало, что по мере взросления у подростков нарастает вовлеченность в просмотр массмедиа и, параллельно с этим, растет и риск в разы негативных последствий для психического и физического здоровья. По данным недавнего зарубежного опроса греческих подростков, несмотря на то, что общение в сети не является единственным способом коммуникации, 87,1% используют соцсети ежедневно, причем более половины общаются в социальных сетях два часа и более. Такая же картина в исследованиях российских ученых - от 79% в городских школах, а в некоторых единичных случаях до 95%, бесконтрольного времени. Так же более половины опрошенных подростков признались, что используют соцсети в ущерб учебе и отдыху [20], в этих исследованиях была предпринята попытка показать, как все социальная сеть Facebook – запрещенная организация на территории РФ, Twitter, Youtube и прочие оказывают влияние на самооценку четырнадцатилетних подростков. Авторы исследования считают, что соцсети являются пространством, где поощряются и усиливаются социальные сравнения, являющиеся одним из основных механизмов развития самооценки, наравне с принятием или отвержением значимыми другими в ответ на различное поведение и способы общения [20].

Авторы другого исследования провели анкетирование среди афинских школьников шестнадцатилетних (N=71 %), касающееся их активности в социальных сетях, а также исследовали их самооценку. Это показало, что самооценка напрямую не связана ни с частотой, с которой школьники используют Facebook - запрещенная организация на территории РФ, ни с уровнем популярности в социальной сети. Исследователи предполагают, что для подростков соцсети являются способом общения со своими сверстниками и средством получения признания и одобрения через «лайки». Кроме того, популярность подростков в социальных сетях (количество «лайков») положительно коррелирует с качеством отношений с противоположным полом. Согласно опросу, более половины подростков испытывает потребность в более высоком принятии и общественном признании со стороны других (иного пола особей). Авторы исследования делают также вывод, что общение в социальных сетях удовлетворяет потребность подростков в принадлежности к «особой» закрытой группе и общении со сверстниками в ней [20].

Эти выводы хорошо соотносятся с позицией некоторых отечественных психологов-практиков. Так, Д.К.Хломов полагает, что развитие современных подростков во многом определяется интернетом и связано не только с количеством времени, проведенном онлайн, но и удовлетворением истинных интересов подростков в сети [16 с 18]. Таким образом, для подростков интернет является средством удовлетворения одной из самых важных в этом возрасте потребностей – потребности в общении и принятии сверстниками. В связи с этим становится актуальным вопрос содержания контента, потребляемого детьми и подростками, а также его возможного негативного влияния на их потребности, поведение, эмоциональное состояние и развитие личности, а также и способов противостояния деструктивному, в том числе манипулятивному, влиянию массмедиа. В недавно опубликованном зарубежном исследовании подростков [24] было показано, что доступность онлайн-ресурсов для обучения в сети интернет помогает подросткам в учёбе, но очень порой косвенно, поверхностно, неглубоко вникая в суть изучаемого вопроса, однако в то же время интернет и социальные сети отнимают у них много времени.

Авторы индийского исследования перечисляют ряд позитивных и негативных последствий использования интернета подростками, указывают ещё на способности новых медиа вызывать новые потребности. Среди позитивных они называют доступность разнообразной информации, которая позволяет самостоятельно искать ответы на волнующие их вопросы, а также то, что интернет даёт больше возможностей для общения и поиска поддержки, и подростки испытывают постоянную потребность в смартфоне, из-за чего утрачивают реальные дружеские, истинные, необходимые в будущем для жизни социальные контакты. Также среди негативных последствий авторы выделяют рост агрессии, чрезмерную вовлеченность в использование интернета, а также манипулятивное воздействие на подростков, в том числе, вовлечение в незаконную деятельность, особенно бедных и нуждающихся подростков из семей находящихся за гранью нищеты [23].

Еще одним направлением современных зарубежных исследований использования онлайн-контента подростками является поиск ответа на вопрос, каких эффектов больше – позитивных или негативных. Так, в рассматриваемом уже нами индийском исследовании, изучалась связь использования онлайн-медиа с психологическим благополучием в выборке (N = 13 871) детей в возрасте 9–12 лет. Полученные корреляции показали, что пользователи, которые чаще пользуются интернет-контентом, обладают более низкими показателями психологического и социального благополучия. Также было показано, что живое общение, по сравнению с онлайн-общением обладает большим жизненным потенциалом в плане социальной и чувственной поддержки сверстников и связано с более высокими показателями эмоционального благополучия. Авторы исследования делают вывод о том, что интенсивное использование онлайн-медиа детьми и младшими подростками отрицательно сказывается на их психологическом и психическом благополучии, но умеренное использование не наносит сильного вреда [23].

То есть техника способна одновременно изменять пользователя подростка по своему нужному ей образцу, отнимать у него определенные естественные предрасположенности, вносить хаос в его душу и разрушать его отношения с Богом. Так, Раффаэль Симоне пишет об этом так: «Повсеместное распространение медиа создает настолько тесную сеть, что порождает среди пользователей гигантскую цепочку экзаптаций. Количество потребностей, создаваемых таким образом, так велико, что это трудно объяснить в нескольких словах. Действительно ли желание поговорить по телефону подавлялось веками или оно возникло ex novo (лат., здесь: «впервые») из-за доступности недорогих мобильных устройств? В каких глубинах человека было скрыто всепоглощающее стремление к общению, которое наблюдается во всем мире с момента появления сотового телефона? Была ли необходимость отправлять SMS – сообщения (миллионы и миллиарды каждый день по всей планете) неудовлетворенной в глубинах бессознательного или возникла из ничего при появлении технического ресурса? Была ли необходимость слушать музыку где угодно и когда угодно подавляема усилием воли, или она была вызвана созданием портативных устройств, позволяющих скачивать и слушать музыку? Была ли потребность видеть и быть увиденным в сети с возникновением планетарного взрыва цифровой фотографии? Если это так, то технологическая современность привела к гигантской экзаптации данного вида» [ 8 с 38].

Отечественные исследователи описывают феномены когнитивной поглощенности и компульсивного использования интернета, а также использование его для регуляции настроения во время просмотра новостной ленты в социальных сетях. Согласно российским и зарубежным исследованиям, подростки чаще потребляют в сети именно тот контент, который не имеет практической пользы для них и не дает им ни знаний, ни опыта, способствующего развитию их личности, а гаджеты и игры ещё больше отвлекают их от учебы, чем помогают в ней, так как большинство опрошенных подростков использует интернет не для поиска учебной информации, а для развлечения [4. 35 с]. Таким образом, важной проблемой для теоретических психологических исследований практики применения внедрения и психологического сопровождения подростков становится изучение и поиск истинных психологических мотивов, потребностей и эмоционально-чувственных ресурсов противодействия манипулятивным стратегиям онлайн-медиа и социальных сетей и всей этой бездушной «технологической машине» новых посредников человека, ставшими для него привычными, своими повседневностными, но «тиранами божественной души человека». Сегодня дети - завтра народ... Так сказал Сергей Михалков, ещё в прошлом веке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В мире на протяжении всех веков на долю каждого поколения выпадают свои испытания, и каждое подвергается определенному влиянию социального общества. За ХХ век влияние Великой Мировой депрессии и Первой и Второй мировых войн, революций, социальных катаклизмов из представителей «тихого глобального поколения» человечества (людей рожденных между 1985 - 1905 и (1905 – 1925 дети революций), 1925 и 1945 годах) выразилось в стремлении к упорному и самоотверженному труду. Но эти мужественные люди сравнительно спокойно воспринимали протесты и политические веяния, захватившие другие поколения. Поколение беби-бумеров выросло в мире, где активно строились города и опустошались деревни, где было принято иметь очень большие и счастливые семьи, и они искренне верили, что если много работать, то все будут счастливы. На долю поколения Х (представители которого родились 1965 – 1985 года) пришлось появление первых персональных компьютеров, кабельного телевидения и интернета. Считается, что уровень светского образования у этого поколения выше, чем у предыдущего, однако его представителей куда меньше занимают вопросы, как постоянная и высококвалифицированная и востребованная работа (профессионала/мастера), пенсия, нравственные принципы и отношения с родителями (с семьей, с родом). То есть они вообще «свободны от всего» (от ответственности) и от Бога тоже.

Сегодня мы имеем дело с поколением, на которое уже оказало влияние стремительное развитие технологий. Детей, рожденных в конце 1980-х, и конце 1995, называют поколением Y или поколением Миллениума. Основной характеристикой для них является тотальность доступа к интернету и информационному миру. Для современной молодежи нормой стали быстрая связь, немедленное получение нужной информации и выполнимость этих условий в любой точке мира. Технический прогресс привёл к появлению устройств, делающих нашу жизнь удобней и проще. Благодаря Coogle мы получаем ответы на свои вопросы нажатием одной лишь клавиши, ищем новые возможности, любые пропущенные передачи и телешоу находим с Сети. Мир - огромный Информационный Файл. С помощью смартфона, который есть у каждого практически второго, решаем множество других задач. В результате нынешнее подрастающее поколение (подростков) стало ориентироваться в хаосе этого мира исключительно с помощью современных устройств и теперь требует для своих проблем немедленных решений.

Согласно психологии, восприятие может быть как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное восприятие предполагает наличие цели, намерения и осознанности в действиях. Например, когда ребенок читает книгу, он осознает цель этого действия, направляет свое внимание на буквы и уделяет внимание держанию учебника в руках. Непроизвольное восприятие вызвано внешней средой, а не целенаправленными действиями индивида. Хорошим примером является реакция ноги на молоточек невропатолога, который используется для проверки физиологических реакций. В этом случае восприятие не зависит от намерений человека, а является результатом воздействия внешнего стимула, как, например, Интернета на сознание и подсознание подрастающих поколений детей.

Юным представителям нынешнего «сетевого поколения» редко приходится что-то вообще ждать, сотворять и созидать внутри себя, на что-то надеяться свыше, о чём-то мечтать, кроме этих устройств. И их характеризует не только убежденность в том, что возникающие трудности должны разрешаться мгновенно и немедленно любой ценой, но и их проблема всего лишь «крайняя зависимость от взрослых». Ведь сегодня родители дают своим детям столько, сколько дети в прошлом никогда не получали, а технологии достигли такого уровня, что разнообразные удобства и технологии, немыслимые ранее, теперь не исключение, а правило. Это поколение можно назвать поколением, «привыкшим получать желаемое мгновенно». Нынешние дети, как и их родители, требуют всё большего, прикладывая меньше сил. При поддержке стремительно развивающегося мира информационных технологий мы воспитываем детей, которые «учатся не думать», «не чувствовать», «не рефлектировать на главные качества человечности - на любовь, милосердие и добро». И это первое поколение детей в истории человечества, на которое достижения эпохи оказывают уже негативное восприятие реальности и воздействие:

- у нас не получается прививать ему умение решать сложные проблемы,

- справляться с неожиданными трудностями;

- быть поистине человечными и добрыми;

- и жить самостоятельно.

В современной философии и психологии появился даже ряд терминов, отражающих формирование у таких новых интернет-пользователей особого рода виртуального Я: «виртуальная личность», «сетевая, или виртуальная, идентичность», «Я – виртуальное», «Я – новая социальная инфоличность». Современные СМИ для подростка могут быть как новые возможности, так и «информационный стресс» – зловещий спутник информационного общества. Проблема развития личности и социализация подростка в усложняющемся и информационно насыщенном поликультурном обществе очень глубока и до конца не изученная и не исследованная. Будущее человечества, самое его выживание прямо зависит от роста его интеллектуальных, духовных и душевных возможностей, в том числе и от возможностей его будущих поколений. Поэтому в рамках когнитивной и экзистенциональной психологии идёт изучение специфики многозначной и многомерной информации, что помогает подростку развить новое позитивное восприятие и понимание этого мира. Выстроить новые взаимосвязи его виртуального – Я и Я – истинного реального [2 с 102].

Человек – субъект познания. Любые попытки строить теорию личности, не встраивая в неё теорию познавательных процессов, обречены на провал. Проблема личности является одной из самых сложных проблем, обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами и представителями различных духовных религий. Построение теории познавательных процессов невозможно без построения теории восприятия. Восприятие является самой ранней формой познания как в фило-, так и онтогенезе. Оно составляет основу любого познавательного процесса более высокого уровня. Очень легко также доказать, что при отсутствии когнитивной активности никакое развитие личности невозможно, поскольку возникновение социальных мотивов поведения возможно лишь в структурах когнитивной мотивации подростка: познавательная потребность, содержательно раскрываемая как потребность в новых впечатлениях, будучи зафиксированной на другом человеке, преобразуется в мотив общения, порождающий соответствующую основную форму деятельности подростка [2. с 105].

Подростковый возраст – это пора вопросов, на которые он ищет ответы, в том числе в Интернете и новой информационной реальности. Также претерпевает значительную трансформацию познавательная сфера подростка. С точки зрения Д.Б.Эльконина подростковый возраст взаимосвязан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предыдущего периода. Учебная деятельность осуществляет «поворот» от ориентации на мир к ориентации на себя самого [4.с 66].

Проблемная сфера общения со взрослыми в подростковом возрасте имеет выраженную специфику и особое восприятие, особенно когда влияют неоднозначные внешние обстоятельства. Например, А.И.Подольский утверждает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития подросткового возраста, можно сформулировать и создать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения. Это - наличие общности, совместимости в жизни подростка и окружающих его взрослых людей, наличие сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального и культурного взаимодействия. Создание такой общности в том числе и информационной платформы диалога в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и расширение содержательных контактов между ними, составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества в данный период времени.

Проблема развития личности взрослеющего подростка (молодой личности) и социализации в «текущей современности» в усложняющемся и информационном поликультурном обществе выступает одной из актуальных междисциплинарных проблем человекознания. Обогащение и развитие представлений о процессе и механизмах информационной социализации подростков и поколения молодежи происходит в результате получения новых данных в социологии, педагогике, политологии, культурологии, разных отраслях психологии (психологии развития, акмеологии, социальной психологии, медиапсихологии, этнической, когнитивной, педагогической, гуманистической, экзистенциальной и других). При этом большинство исследователей признает, что содержание, формы и способы информационной социологии тесно связаны с социальными, культурными и экономическими условиями страны, в которых реализуется современный подросток, как и любой современный человек. Главная потребность подросткового периода – найти своё место в обществе, быть «значимым» и «востребованным» – реализоваться в сообществе сверстников и быть признанным взрослыми, то есть освоение его ведущей подростковой деятельности [3.с 42].

Массмедиа (СМИ) и интернет являются уже неотъемлемой частью социальной ситуации развития современных подростков, так как для них они являются не только источником информации, но и средством общения, познания мира, развлечения и досуга, источником образцов для подражания и идеалов. Можно утверждать, что для современного школьника массмедиа и интернет могут быть более авторитетными источниками информации, чем родители, воспитатели и учителя. Наравне с семьей и школой, интернет (в их числе, например, и школьный медиацентр), и, в частности, социальные сети, являются средой, оказывающей влияние не только на их интеллектуальное, эмоциональное, психологическое, но также на личностное, коллективное, духовно-нравственное развитие всего поколения, влияющее на их будущее и внутреннее развитие личности. Погружение в виртуальный мир позволяет подросткам получить опыт социального взаимодействия и успешной самопрезентации и, как они считают, самореализации. Именно здесь происходит воздействие на ценности и мотивацию, а также на их восприятие реальности и свою самооценку.

Негативные эффекты влияния массмедиа на личность подростка включают в себя: поведенческие (различные формы опасного и деструктивного поведения, зависимости, аддикции), когнитивные (когнитивная поглощенность, потеря контроля над использованием интернета и др.), эмоциональные (рост неудовлетворенности собой и как правило тревожность, снижение самооценки, чувства идентичности, что приводит к нарастанию эмоциональной дезадаптации). Таким образом, перспективным направлением научных исследований проблемы негативного воздействия массмедиа на подростков является изучение влияния совокупности факторов, связанных с использованием массмедиа, СМИ, в т.ч. интернета (частота и использование интернета и социальных сетей, качество потребляемого подростками текстового и аудиовизуального контента и пр.) на их психологическое благополучие. В связи с этим представляется необходимым комплексное исследование влияния и восприятия массмедиа, в частности, интернета и общения в социальных сетях, на психическое развитие и психическое благополучие подростков…

(продолжение следует)

 

ЕРМАКОВА Вера Васильевна,

магистр психологии

Екатеринбург

 

 

Источник: Ермакова В.В. Теоретические исследования особенностей воздействия массмедиа и взаимосвязи между восприятием развивающихся подростков и средствами массовой информации, массовых коммуникаций и некоторыми историческими аспектами России. 2024.

 

 

Литература

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО:

1. Центр Сказки. - РИТМ. Екатеринбург. 2015г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=277 бесплатно)

2. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 1. - РИТМ. Екатеринбург. 2005г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=255 бесплатно)

3. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 4. " Карта и компас" для переходного периода. - РИТМ. Екатеринбург. 2016г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=293 бесплатно)

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2024.

* * *


В избранное