Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

ШКАЛА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА


Информационный Канал Subscribe.Ru

ra01

Властелин Времени (технология практической жизни). №22

(рассылка для "вольнослушателей" в честь 5-й годовщины Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ) http://www.temp.zovu.ru/ и российского культурного портала "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ ЦСкА): http://www.zovu.ru )

тема 3) технология практической жизни (применение):

ШКАЛА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

Обычное определение "темперамента" сводится к тому, что это - "индивидуальные особенности", которые определяют "динамику протекания психических процессов". А в "динамику" включают: темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов. В частности, включают даже внешние поведенческие проявления, типа: подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций… Все это, как вы видите, связано с проявлениями ВРЕМЕНИ, В принципе, в переводе с латыни "темперамент" и связан напрямую с "временем".

Но изначально следует помнить, что темперамент связан с динамикой, но напрямую никак не связан с убеждениями и интересами личности. Не показывает ценность личности. Не надо путать свойства темперамента со свойствами характера или способностями.

Выражение общей активности у различных людей различно: пассивно - активно. Моторная активность показывает состояние двигательного аппарата: медленно - быстро, сильно - слабо, молчаливость - разговорчивость... Эмоциональная активность выражается во впечатлительности и чуткости к эмоциональным проявлениям и импульсивности. Естественно, темперамент проявляется во всей текущей деятельности и в каждом поступке человека. Поэтому по внешним признакам можно приблизительно говорить о свойствах темперамента.

Обычно ссылаются, в истории вопроса, на древнегреческого врача Гиппократа, жившего в 5 веке до н. э., который описал четыре известных темперамента. В то время "теория темперамента" основывалась на других фундаментальных представлениях, которые современная наука высокомерно отрицает, объявляя их "ненаучными". Поэтому сегодня "научными" являются "только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, доказавшим, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов". Во, как научно!

Тем не менее, раз из всех проявлений времени лично в нас самих нам известно такое психологическое понятие, как "ТЕМПЕРАМЕНТ", то, думаем, что вполне уместно и, главное, понятно (доступно для каждого) будет начать освоение ВРЕМЕНИ именно с этого. Для изложения материала по теории и практике темперамента мы воспользуемся, с любезного согласия составителя, методическим пособием для учителей и воспитателей по психологии "Есть контакт" (1995г. Екатеринбург), в котором собраны материалы из различных источников для выявления типологических особенностей темперамента в работе с подростками, т.е. фактически мы имеем практическое применение психологической теории в школе. Ну, если на школьном уровне материал понятен, то, думается, поймут все!

Составитель пособия пишет, что "практика применения типологических особенностей темперамента в работе с подростками в школьных классах включает:

∙ знание теории характерологических особенностей личности и темперамента в различных авторских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко, Павлов и др.),

∙ практику психодиагностической процедуры на основе опросника Айзенка (подростковый вариант),

∙ классификацию типов и классификацию групп в зависимости от соотношения результатов шкал нейротизма - интроверсии, описание особенностей каждого типа и тактику взаимоотношений с подростками каждого типа, типологию взаимоотношений между различными психотипами".

Ну, сами понимаете, психологами в школе мы с вами работать не собираемся, и нам не обязательно знать все это в подробности. Техническая часть всей процедуры начинается с 1) тестирования по опроснику Айзенка (вот оно когда и пригодилось, наше ДОМАШНЕЕ задание вам!). Затем 2) подсчитывается результат тестирования по каждой шкале. И по этим результатам 3) определяется свой тип темперамента. Если вы эту процедуру прошли, то дальнейшее вам будет легко понятно.

Сначала нарисуем простую схему. Отложите на листе бумаги горизонтальный отрезок, с градацией на 24 единицы. В начале отрезка (слева) у вас будет стоять "0", а в конце (справа) - "24". Теперь математику дополним психологией: там, где "0", поставьте букву "И" (интроверсия), а рядом с "24" - букву "Э" (экстраверсия). Пока ничего не надо расшифровывать, пока только рисуем. Следующий шаг. Перпендикулярно первому отрезку с середины первого отрезка (там, где у вас стоит цифра "12") нужно нарисовать второй такой же длины отрезок. Градация у полученного таким образом вертикального отрезка такая же, как и у первого отрезка. Середина второго отрезка ("12") должна совпадать с серединой первого ("12"). Внизу вертикали ставьте "0" и букву "С" (стабильность), а вверху "24" и букву "Н" (нестабильность). У вас получилась крестовидная сетка координат.

Два отрезка - две психологических шкалы. Горизонтальную шкалу называют "шкалой И-Э" (интроверсии-экстраверсии), а вертикальную "шкалой нейротизма" (нейродинамических процессов).

(продолжение следует)

До следующих встреч! С уважением, Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ http://www.temp.zovu.ru/) и команда ЗоВУ http://www.zovu.ru . Ваши отзывы и замечания можете поместить на http://www.zovu.ru/forum/aforum.isa?zap=1101. Пишите по адресу zovu@baza-r.ru . P.S. А ссылки на Ваши публикации можете ввести, зарегистрировавшись в качестве пользователя интернет-библиотеки Института (http://www.zovu.ru/public/noindex.asp?St=1&gip=1 ).

Приглашение на вторую рассылку РИТМ: "XXI ВЕК: ПСИХОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ" (Диалоги о жизни, тайнах и людях) - http://www.zovu.ru/1d



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное