Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие в себе суперкачеств

  Все выпуски  

Еще несколько способов запомнить ряд однотипных слов


Информационный Канал Subscribe.Ru


Развитие в себе суперкачеств № 58

Приветствую вас, дорогие подписчики!

 Еще несколько способов запомнить ряд однотипных слов 

 Третий способ 

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций
(для запоминания правописания слов)

Метод запоминания правописания слов с помощью звуковых, ассоциаций больше нравится средним и старшим школьникам, а также взрослым. С его помощью можно запомнить правописание даже очень сложных слов. Он очень похож на метод запоминания иностранных слов с помощью фонетических ассоциаций.

Начнем с примера. Как вы напишите слово В(Е,И)Н(Е,И)ГРЕТ? Вы уверены? По   статистике двое из троих взрослых людей с высшим образованием ошибаются в написании этого слова. И на  вопрос о том, как оно пишется, можно услышать следующие варианты ответов: "венигрет", "венегрет", "винегрет" и "винигрет". И примерно 90% людей серьезно задумываются, прежде, чем дать пусть даже правильный ответ. А те немногие, кто отвечает на этот вопрос правильно, нередко сознаются, что выбрали свой вариант ответа чисто интуитивно и совершенно не были уверены в его правильности. На самом деле это слово правильно пишется так—ВИНЕГРЕТ.

Но стоило  предложить  собеседникам запомнить это слово, подобрав к нему два созвучных "ВИНт" и "НЕГР" и составив из них сюжет: "Винт негру попался в винегрете", как каждый из них заявлял, что вот теперь уж точно не будет сомневаться в правописании слова "винегрет".

Можно придумать и другие сюжеты: "ВИНом НЕГР запивал винегрет" или "ВИНни (Пух) ГРЕется после того, как объелся винегретом". Главное — постараться как можно ярче представить себе придуманный сюжет, применить метод соощущений. Например, при запоминании слова "винегрет" можно попробовать представить себе чувства человека, которому в винегрете попался винт.

Итак, для того, чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций надо: 

1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.

2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем "проблемная" буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.

3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.

4. Дальше хорошо бы применить методы оживления и соощущения.

5. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом (особенно, если со словами работает ребенок).

Например, для запоминания правописания слова "барсук" можно подобрать созвучное слово "бар" и составить сюжет "За стойкой БАРа стоял БАРсук" или "БАРсук веселился в БАРе". Для слова "кастрюля" созвучным словом может быть слово "каска", а сюжетом — "КАСтрюлю одели вместо КАСки".

Слово "стадион" более сложное, в нем надо запомнить две буквы "А" и "И", поэтому к нему подбираем два созвучных слова — "стадо" и "дикий". Сюжет: "СТАДо ДИких зверей на СТАДИоне".

Помните, рассказывая о графическом методе запоминания правописания,  приводилось в пример слово "велосипед". Посмотрите, как правописание того же самого слова можно запомнить, применяя метод звуковых ассоциаций. Подбираем два созвучных слова, в которых три проблемные буквы слышатся отчетливо. Это, например, слова "ВЕЛик" (так дети называют велосипед, так что его можно считать почти что проверочным) и. "ЛОСИ". Составляем простенький сюжет: "На великах ехали лоси". Затем оживляем его и т.п.

 

Упражнение

Потренируйтесь в подборе созвучных слов (звуковых ассоциаций) и в составлении сюжетов для запоминания непроверяемых гласных в словах:

БЕГЕМОТ, ГАРНИР, ПЕЛЕНКА, ГАЛОП, ПОСУДА, ЦАРАПИНА, МАКАКА, КРОКОДИЛ, МАКИЯЖ, ГАСТРОЛИ.

Если у вас возникли проблемы с выполнением этого упражнения, посмотрите, как его можно было выполнить.

Бегемот: "Я не БЕГаю и много ЕМ, поэтому такой толстый", сказал "БЕГЕмот".

Гарнир: "ГАРнир пах ГАРью".

Пеленка: "ПЕЛ с ПЕЛенок".

Галоп: "ГАЛопом бежал по ГАЛьке".

Посуда: "На пОСуду сели ОСы". / Мой ПОСуду ПОСле еды".

Царапина: "У ЦАРя ЦАРапина".

Макака: "МАКака спряталась в МАКах".

Крокодил: "РОК ОДИн танцует к РОКОДил".

Макияж: "МАма КИсточкой делает МАКИяж".

Гастроли: "АСТРы подарили на гАСТРолях".

 

Четвертый способ 
Комбинированный метод

Этот метод бывает нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Часто использование именно этого метода целесообразно в силу того, что при запоминания слова только методом фонетических ассоциаций получилась бы слишком громоздкая и не звучащая фраза, а при запоминании только графическим методом — слишком непонятный или "перегруженный" рисунок.

Рассмотрите примеры: Слово "пИрАмида". Первую непроверяемую букву удобнее запомнить при помощи звуковой ассоциации — "пир". Сюжет: "ПИР на вершине ПИРамиды". Вторую непроверяемую букву легко запомнить, используя схожесть формы пирамиды с формой буквы "А". При запоминании правописания слов с помощью комбинированного метода также, как и при запоминании их графическим методом нужно обязательно нарисовать картинку с выделенной в ней запоминаемой буквой, а рядом с ней написать звуковую ассоциацию и сюжет. Слово "мАЙОнез". Первые две буквы запоминаем, используя созвучное слово "майка", в котором и "А", и "И" слышатся отчетливо. Составляем сюжет: "МАЙка испачкана МАЙонезом". А чтобы запомнить букву "О" представим на этой майке пятно от майонеза в виде буквы "О".

Как правило, для запоминания комбинированным методом сначала нужно применить метод фонетических (звуковых) ассоциаций, так как созвучие эффективнее помогает, если оно напоминает начало слова, а затем для остальных букв — графический метод. Комбинированный метод удобно применять для слов, в которых кроме гласной надо еще запомнить парную согласную.

Упражнение 

Подумайте, как можно было бы запомнить правописание следующих слов, применяя комбинированный метод. Сохраните свои записи, может быть, вам придется когда-нибудь объяснять, каким образом можно быстро и без зубрежки запомнить правописание этих слов, своим детям или внукам.

КОЛОННА, ГАРДЕРОБ, ШТУКАТУР, ДИРИЖЕР, КОТТЕДЖ

 

 Пятый способ запоминания правописания слов 

Этот метод основан на схожести форм букв с различными предметами, животными, растениями, людьми. Буквы, как и цифры, могут напоминать нам по форме различные предметы и т.п. (см. главу, посвященную нахождению сходства между формой цифр и предметами, животными, растениями).

Для каждой из букв, с правописанием которой в словах могут возникнуть сложности, нужно найти похожие на них по форме предметы в окружающем мире, иными словами придумать ассоциации. В русском языке это прежде всего буквы "А", "О", "Е", "И", а также "К", "Л", "М", "Н", "П", "Р", "С", "Т" и очень редко "Б", "Ы", "Э", "Я".

После того, как ассоциация к проблемной букве будет подобрана, надо связать запоминаемое слово со словом-образом буквы. То есть составить маленький сюжет, так как вы это делали в предыдущих упражнениях. Например, чтобы запомнить, что в слове "революция" надо писать "Е" и "О", сначала подберем ассоциации по форме к этим буквам. Буква "Е" похожа на расческу, а буква "О" — на монету. Теперь из этих слов можно составить такой сюжет: "Во время рЕвОлюции всем полагалось сдать РАСЧЕСКИ и получить за это МОНЕТЫ. Не забывайте, что сюжет должен быть по возможности необычным и веселым. Для еще лучшего запоминания сюжет нужно представить как отрывок из фильма. Свой сюжет вы можете при желании и зарисовать.

Упражнение

Сначала посмотрите, на какие предметы могут быть похожи по форме буквы, а затем придумайте для каждой буквы еще по 2—3 ассоциации. Можете использовать различное написание букв. Их можно "класть" на бок, сжимать, менять пропорции.

Предлагаются следующие варианты:

А - палатка, пирамида, сумка, шлагбаум;

О — мяч, монета, капля, слива, шайба;

Е — расческа, трава, головастик, листик;

И— книга, улица, волны, стакан;

К — танцор, птица;

Л — шалаш, гора;

М - качели, Кремль; 

Н - кровать, стремянка;

 

Еще несколько примеров. 
Правописание слова "гЕнЕрал" можно запомнить, представив, как "Генерал лежит в густой ТРАВЕ" (трава похожа на букву "Е", а их в слове генерал целых две).

Для того, чтобы запомнить, что в слове "гАлактика" пишется "А" можно составить такой сюжет: "Для въезда в галактику поставили шлагбаум".

Этот способ запоминания правописания слов иногда может напоминать графический (второй) способ. Например, если представить генерала в погонах, которые Похожи на букву "Е". Но если вы применяете графический метод, вы рисуете само слово в виде буквы, а пользуясь пятым способом, вы применяете вспомогательное слово (являющееся образом буквы) и если зарисовываете, то в рисунке присутствует и это вспомогательное слово.

Упражнение

Подумайте, как можно запомнить правописание следующих слов, используя схожесть форм букв с предметами и составляя сюжет из запоминаемого слова и слова-образа буквы.

КАРНАВАЛ, СЕРВИЗ, ОДЕКОЛОН, ПАШТЕТ, ЧЕМПИОН

Достоинство этого метода в том, что его удобно использовать и для запоминания правописания иностранных слов. Но, естественно, если вы захотите применять его для этой цели, вам будет необходимо придумать ассоциации и к латинским буквам, отличающимся от наших по форме. Например, " J" похожа на зонтик, "V" — на кулек с конфетами, "Y" — на фужер или рогатку, "В" — на очки или бинокль, "G" — на серп и т.д.

Для запоминания правописания иностранных слов удобно также использовать первый из описанных способов запоминания правописания сложных слов.

Этот же (пятый) метод можно использовать для запоминания аббревиатур, составленных как из русских, так и из латинских букв.

Есть еще один способ запоминания правописания слов. Но поскольку он менее эффективен и редко кому нравится, упомяну о нем лишь вскользь. Способ очень похож на предыдущий, но сюжет надо составлять не из запоминаемого слова и слова-образа "проблемной" буквы, а из запоминаемого слова и любого слова, начинающегося с той буквы, которая вызывает затруднения. Например, для запоминания того, что в слове "зАвод" пишется "А", нужно составить сюжет: "На ЗАВОД пришла АРМИЯ". Не будем перечислять всех недостатков и ограничений этого способа, - что они очевидны. Одним из самых больших ограничений же этого способа является то, что для самых "проблемных" букв в русского языка—"А", "О", "Е", "И" —- есть не так уж много слов, начинающихся с них и являющихся одновременно конкретными и яркими словами, которые удобны для составления сюжета.

Итак, теперь вы знакомы с несколькими способами, позволяющими запомнить правописание трудных слов, которые можете использовать по желанию. Выбор наиболее удобного для вас метода (или методов) вы сможете сделать при первых же попытках применения их на практике.

Нарад, 
автор данной рассылки и сайта "Основы тайных знаний" - http://narad.gold-profi.com/   и
http://narad.ip-ua.com/

Архив выпусков рассылки находится в разделе новостей моего сайта. Не забывайте на него заходить - там постоянно происходят разные изменения!

Примечание: здесь и в последующем, помимо всего прочего, используются и перерабатываются материалы авторов: Татьяны Кавиновой, Татьяны Никитиной, Сергея Лебедева, Владимира Логинова.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное