Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие в себе суперкачеств

  Все выпуски  

Неподконтрольные ситуации


Информационный Канал Subscribe.Ru


Развитие в себе суперкачеств № 56

Приветствую вас, дорогие подписчики!

 Неподконтрольные ситуации 

Ориентированность человека на один из трех способов восприятия мира — зрительный, слуховой или через ощущения — может быть различной по силе. Иногда человек настолько сильно привязан к единственному способу восприятия и общения, что приобретает особенные черты, которые вы можете без труда заметить. Эти черты личности довольно четко проявляются в поведении человека в сложной обстановке, иногда вы можете узнать заранее, как наш знакомый будет действовать в кризисной ситуации, тем самым избавив себя от неприятных открытий.

Люди, сильно ориентированные на зрение, при разговоре стараются держать с собеседниками большую дистанцию. Осанка у них прямая, голос высокий, дыхание преимущественно грудное. Жесты часто рисующие (человек как бы изображает в воздухе картины, которые представляет), движения рук чаще направлены вверх от себя и редко опускаются ниже груди. В речи много пауз, заполненных чем-то вроде «э...», «м...». Любят употреблять в речи обобщающие местоимения: все, каждый, любой, всякий раз и вопросы в отрицательной форме: «Почему вы не...?», «Как вы не...?»

В стрессовой ситуации людей этого типа следует опасаться. Они легко изображают праведный гнев и выступают в роли обвинителя, нередко подставляя под удар окружающих.

Обвинитель — это человек, который всегда и всеми недоволен. Своим поведением он показывает: «Вот если бы не ты!» или: «Если бы не он!» Мышцы напряжены, голос громкий, дыхание прерывистое, учащенное. Лицо красное, искаженное, жесты очень экспрессивные, глаза слегка закатываются вверх.

Люди, сильно ориентированные на слух, часто малоподвижны, их жесты скупые, редкие, преимущественно на уровне груди. Когда сидят в кресле с подлокотниками или за столом, любят подпирать голову рукой возле уха, как бы разговаривая по телефону. Во время беседы часто поворачиваются к партнеру боком. Избегают встречаться взглядом с собеседником. Речь монотонная, много неопределенных фраз: «те, кто...», «каждый, кто...», «тот, кто...» и тому подобных.

Люди этого типа обычно приверженцы логического самоконтроля. Избегают принятия решений и любой личной ответственности. В стрессовой ситуации берут на себя роль компьютера.

Компьютер чрезвычайно корректен, весьма рассудителен и, кажется, не выказывает никакого беспокойства и чувства опасности. Он собран и хладнокровен, словно профессиональный игрок в покер. Голос сухой и монотонный, слова абстрактные, не всегда понятные, «заумные». Мозг постоянно отягощен самоконтролем и подбором нужных слов. Человек слуха применяет самые длинные и сложные из известных ему слов и предложения строит максимально длинными, с большим количеством причастных и деепричастных оборотов, сложных грамматических конструкций. Вместо «это беспокоит меня» он говорит «это вызывает беспокойство» и тому подобное. «Ну ладно, не будем...» Это предложение как раз утрированный пример того, как должен говорить компьютер.

Такой способ поведения вовсе не идеален — хладнокровие-то показное, — но в критической обстановке компьютер способен разрядить ситуацию и отвести угрозу. На такого человека вполне можно положиться, как на объективного и беспристрастного аналитика, который никогда не подставит под удар окружающих И постарается перевести чью-то личную ответственность в коллективную.

Каждый из нас способен войти в роль компьютера (поскольку каждый может на время использовать ключевые слова человека слуха).

Чтобы избежать нежелательных последствий, в критической ситуации лучше всего использовать стиль поведения компьютера. Если вы привыкли проговаривать про себя текст, который читаете, то наверняка сможете изобразить подобное поведение. При этом нужно исключить всякие жесты, выпрямить спину и сделать голос монотонным. Иногда такая роль — единственное спасение и сложной ситуации.

Люди, сильно ориентированные на ощущения, любят длинные, текучие движения; жесты направлены к себе, вниз, кисти рук находятся ниже уровня груди. В беседе занимают дистанцию, максимально близкую к партнеру, прикасаются к нему руками, плечи и шея при: лом подаются вперед. Голос низкий, с частыми придыханиями. Речь медленная. Такие люди часто употребляют местоимение «я». В разговоре использует обороты типа: «Он думает, что я неправильно себя веду», «Мне очень жаль, что вы не посчитались с моими чувствами», «Если бы он меня любил, он купил бы мне букет цветов» и тому подобные. То есть человек часто приписывает себе способность узнавать, что думает его собеседник.

В стрессовой ситуации люди, сильно ориентированные на ощущения, выбирают поведение заискивающего.

Заискивающий разговаривает обвораживающим тоном, всеми силами старается выглядеть «примерным учеником», часто извиняется, никогда не скажет прямо о своем несогласии, о чем бы ни шла речь. Это соглашатель в полном смысле слова. Создается впечатление, будто сам он ничего сделать не может и ему необходима поддержка других.

Чтобы лучше представить себе состояние заискивающего, можете провести небольшой психологический эксперимент. Закройте глаза и на минуту представьте, что вы на самом деле ни на что не годитесь. Вам платят зарплату только из милости. Вы отвечаете за все неудачи на свете, и вам остается только с виноватым видом промямлить: «Я больше не буду...»

«Я больше не буду» — отличная фраза-якорь, позволяющая быстро вернуть большинство людей в те моменты детства, когда они были вынуждены играть роль заискивающего.

Заискивающий благодарен уже за то, что с ним разговаривают, и ему не важно, как и что при этом говорится. Ему и в голову не придет отстаивать свою точку зрения или отрицать вину.

При напряженном разговоре руки у заискивающего висят словно плети или одна рука просительно вытягивается вперед, плечи опущены, колени чуть подогнуты, голова отклоняется назад, взгляд направлен на собеседника снизу вверх. Голос звучит жалобно, временами переходит в писк. Независимо от чувств и мыслей заискивающий говорит: «да, да, да, конечно... понятно... хорошо...», кивая головой и прикрывая глаза. В стрессовой ситуации противостоять напору и высказывать собственное мнение он не способен совершенно, хотя в спокойной обстановке вполне может быть ценным советчиком.

 Прежде всего глаза.. .

Итак, один из ключиков доступа к людям у вас уже кармане. После недолгих тренировок вы сможете без труда понять, с кем имеете дело — человеком зрения, слухи или ощущений. Во всяком случае, отправляясь ни свидание (деловое или личное), вы безошибочно определите, как лучше к нему подготовиться — тщательно проследить за своим внешним видом или хорошо продумать разговор, подобрать нужную интонацию, ведь не всегда хватает времени подготовить наступление по всем фронтам.

И вот час свидания настал. Если эта встреча важна и и значима для вас, вы, конечно, волнуетесь. Вы без конца поправляете прическу или одергиваете пиджак, вспоминаете домашние заготовки речей, бледнеете, краснеете или же, наоборот, очертя голову бросаетесь в словесную перепалку... Дома, войдя в спокойное состояние уравновешенного созерцателя, вы, скорее всего, не сможете вспомнить ничего, кроме весьма приблизительного содержания беседы. Что за человек был перед вами? Можно ли ему доверять? Какое впечатление произвела на него ваша скромная персона? И, наконец, какого цвета глаза у этого субъекта? Часто ответов на эти важные вопросы невозможно добиться не только после первого, но и после десятого свидания. Не правда ли, знакомая ситуация? Желание произвести на собеседника хорошее впечатление и страх провала мешают человеку правильно подойти к ситуации. Конечно, желание — это огромная сила, но оно не должно уводить вас от контроля над ситуацией. Поэтому не спешите сразу включаться в действие. Сначала — спокойное созерцание, сбор информации, а уже потом действие — незначительное по затратам, но способное изменить ситуацию. Вспомните, что говорил великий Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Найдите точку опоры. Наблюдайте за собеседником.

Поза, улыбка, мимолетное движение глаз, даже легкий жест могут сказать о человеке, о его подлинных намерениях гораздо больше, чем долгая совместная беседа. Любой неглупый человек, имея на то желание, с помощью слов может очень далеко увести вас от истины. Плутая в словесных конструкциях своего собеседника, пытаясь логически оценить его фразы, вы рискуете основательно попасть на удочку обмана и совершить серьезную ошибку. Чтобы не дать недоброжелателям такого шанса, для начала научитесь в своем окружении «выключать звук».

Пусть ваш мир какое-то время будет состоять только из различных форм и движений. Конечно, не забывайте об интуиции, пытайтесь расшифровать ее намеки, а вот о звуках и об ощущениях, полученных от соприкосновения с физическими объектами, забудьте основательно.

Самый удобный «учебный материал» — это телевизор с выключенным звуком или любое многолюдное место, где вы можете незаметно наблюдать за чьей-то неторопливой беседой. Хорошо, если суть разговора будет абсолютно недоступна вам, — иначе вы окажетесь в неловком положении подслушивающего или уйдете в мир логики, пытаясь вложить смысл в услышанные обрывки фраз. Телевизионный экран в данной ситуации предпочтительнее, на нем вы можете увидеть лица крупным планом, уловить тончайшую эмоцию, взгляд, непроизвольные движения зрачков... Все важно в этой безмолвной беседе: общая поза, положение рук, ног, головы... Но анализ мы все же начнем с самой загадочной части человеческого существадуши.

Хотя и говорят, будто душа иногда уходит в пятки, все же основное ее местонахождение связано с планами — зеркалом души. Вряд ли найдется смельчак, который станет опровергать это утверждение. Если по поводу носа мы можем сказать лишь «прямой», «курносый», «орлиный» и прибавить еще пару-тройку внешних эпитетов, а про уши и того меньше, то глаза можно описывать бесконечно.

Неподвижные и бегающие, смеющиеся и плачущие, тусклые и блестящие, злые и добрые, стеклянные, проницательные, обольстительные... Есть и вовсе роскошные эпитеты, которые любят использовать писатели и поэты: «глаза-омуты», глаза «занавешенные», «колдовские», «небесные», «сумасшедшие», «змеиные»...

Ни один орган человеческого тела не способен на такие быстрые реакции, как глаза. Они то прищуриваются, то широко распахиваются, то поднимаются, то опускаются, иногда бесцеремонно таращатся или глядят искоса... Такая удивительная способность позволяет глазам превращаться во взгляд. И взглядов — от самых банальных до мистических — тоже не счесть. Любой «взглядовед», обобщив собственный опыт и проштудировав шедевры мировой культуры, смог бы назвать огромное количество взглядов: прямой, уклоняющийся, бесцельный, взгляд сквозь собеседника, интимный, многообещающий, деловитый, живой, беспокойный, лукавый, очарованный, сальный, вялый, скользкий, пронизывающий, холодный, влюбленный, пьяный, оценивающий, оскорбительный, бешеный, контролирующий, взгляд свысока, снизу, сбоку или через плечо... И подобрать множество других эпитетов вплоть до непостижимого и загадочного «взгляда сфинкса».

Если у вас большие, красивые глаза, то вы у природы в огромном долгу — ведь она наградила вас таким драгоценным подарком! Большие глаза всегда кажутся нам выразительными и трогательными. Так уж устроен человек. Мы психологически запрограммированы отвечать на призыв больших, широко распахнутых глаз. У маленьких детей глаза и зрачки значительно увеличены по сравнению с общими пропорциями тела. С самого начала дети пользуются этим, чтобы привлечь к себе внимание, обеспечить заботу и защиту взрослых.

Наверное, все замечали, что даже взрослая женщина с большими глазами всегда выглядит по-детски трогательно и нередко получает прозвище «куколка». Мужчины невольно чувствуют ее хрупкость и выстраиваются в очередь, чтобы стать защитой и опорой. Люди, как правило, не способны оставаться равнодушными даже при виде какого-нибудь зверька с большими выразительными глазами — этот факт хорошо пшют и широко эксплуатируют дизайнеры, рекламодатели, оформители открыток, книг, конфетных коробок.

Не переживайте, если глаза у вас все же поменьше, чем у знаменитой куклы Барби. Даже самые непритязательные по цвету и форме глаза обладают огромной силой и притягательностью, если могут передать утонченность вашей души, силу характера, искренность намерений.

Огромное количество информации о внутреннем содержании человека мы сознательно или интуитивно считываем с его лица, особенно с глаз. Глазами лгать  сложнее, чем словами, позой, жестами или мимикой, так как выражение глаз очень трудно контролировать сознанием. Проницательный человек при встрече с собеседником легко касается взглядом его лица и фигуры, немного дольше останавливается на глазаx и тут же восклицает: «Я вижу, у тебя все замечательно!» Или с сочувствием спрашивает: «Что-то случилось?»

Чище всего мы понимаем взгляд и считываем с него информацию интуитивно. Кстати, женщины в этом преуспели больше, чем мужчины. Поэтому не удивляйтесь, милые дамы, если ваш взгляд, который вы сами считаете достаточно откровенным, мужчины таковым не считают. Так уж они устроены. Сильной половине нужно попотеть, чтобы осилить науку распознавания взглядов.

Вообще, очень сложно на словах подобрать определение взгляду, установить, по каким конкретным признакам отличается, скажем, холодный взгляд от делового или сального. Даже взгляд искоса или снизу не всегда можно определить только по положению головы и зрачков.

Можно досконально изучить, какие группы мышц задействованы в пустом или вялом взгляде, но если вы ведете активный образ жизни, полны сил и готовы осуществить множество замыслов — пустой или вялый взгляд вам не изобразить. Для этого нужно быть очень хорошим артистом, войти в иное энергетическое состояние, ощутить себя в шкуре другого человека, что мы нередко наблюдаем в кино и на сцене.

Взгляд обладает реальной энергетической силой, способной влиять на физический мир, недаром во все времена люди опасались «дурного глаза». Поэтому люди чувствительные, способные воспринимать тонкие вибрации, ощущают взгляд всем своим телом. В какой-то мере это получается у каждого человека, когда он внутренне гармоничен, уравновешен, то есть пребывает в состоянии, чутком к проявлению тонких энергий. Наверное, каждый из вас замечал: стоит где-нибудь на прогулке в тихом парке даже случайно зацепить взглядом чью-то спину, как человек начинает дергать плечами или оборачиваться. Люди, умудренные опытом, знают, что в темном переулке нужно отводить взгляд от встречных. Ведь смотреть на людей агрессивных, взбалмошных крайне опасно. Известны случаи, когда хулиганы нападали на случайного прохожего только за один пристальный взгляд.

Используя силу своего взгляда, можно справиться даже с диким хищником. Если смотреть зверю в глаза прямо и твердо, без страха, но и без вызова, грубой агрессии, он уйдет. Такой взгляд отработан тысячелетней борьбой за выживание. Тот, кто владеет им, может справиться со многими опасностями.

Вот только опасность, исходящая от людей, не всегда очевидна. Ведь человек как противник во много раз коварнее и хитрее зверя. Мы не можем точно описать, как выглядит человек, готовый на обман или предательство. Но нередко мы интуитивно чувствуем: «что здесь не так» и стараемся не доверять подозрительному субъекту. Жесты и взгляды могут рассказать о человеке больше, чем слова.

Интуиция заставляет нас не доверять людям, которые при разговоре смотрят в сторону, и даже тем, у кого глаза посажены слишком близко. Но, к сожалению, мы сами чаще всего не принимаем всерьез свои  ощущения и подсказки подсознания.

Часто люди и сознательно, и бессознательно выдают желаемое за действительное. При этом человек может даже сам искренне верить в то, о чем говорит. Хороший актер, талантливый политик приправят свою речь лишь проникновенной интонацией, искренними жестами.

В такой ситуации вам скажут правду только глаза собеседника. Движения глазных яблок зависят от того, используется ли информация, взятая из памяти, или же она только конструируется и до этого в памяти человека не находилась.

Отвечая на любой вопрос, даже самый элементарный, типа: «Где вы родились?», кто-то на мгновенье увидит улочку своего детства, кто-то ощутит тепло маминой щеки. Даже если человек, отвечая на этот вопрос, увидит в это время прозаическую запись в своем паспорте, он все равно обращается к различным участкам своего мозга, активизирует их, извлекает нужное ощущение, зрительную картинку или звук. Так действует механизм нашей памяти.

Мы уже говорили, что одним (людям зрения) удобнее считывать информацию из зрительной памяти, другим (людям слуха) из слуховой или звуковой, люди ощущений чаще обращаются к памяти своих чувств. В этом проявляются особенности личности каждого человека.

Однако любое логическое деление на группы всегда достаточно условно. В жизни трудно встретить «чистого» холерика, флегматика или меланхолика. Можно говорить лишь о преобладающих чертах. Точно так же и с перечисленными выше тремя типами. Есть люди, у которых восприятие информации и ее переработка одновременно сопровождаются зрительными, слуховыми и чувственными образами.

Возможен и такой вариант: преимущественно аудиальный тип (человек слуха), махнув на месяц на Канары, изменил свой привычный ритм и образ жизни. Там он как следует отдохнул, снял стресс, ненужные комплексы и зажимы, чуть ли не впервые замер от потрясающих красок моря и неба, ощутил всеми фибрами тела горячий воздух юга... Вернувшись в душный город и отвечая на вопрос о летнем отдыхе, человек вспомнит одновременно и поразившие его картины, и ощущения, и звуки. При этом его глаза совершат три быстрых перемещения, которые опытный наблюдатель сможет без труда заметить и расшифровать. Во всяком случае такой наблюдатель поймет: «Мой друг — "слухач" действительно повидал экзотические края или страстно мечтает об этом».

Непроизвольные быстрые глазодвигательные реакции напрямую связаны с механизмом обращения к памяти. Зрачки, на мгновение уходящие вправо или влево, вверх или вниз, перед тем как человек отвечает на вопросы, помогают активизировать нужный участок  мозга, извлечь необходимую информацию.

Если после вашего вопроса зрачок собеседника уйдет вверх или вверх и влево— это значит человек извлекает из памяти реальную информацию.

 Например, идет телевизионная, передача, где ведущий задает политику вопрос «на засыпку» о личном имуществе за рубежом. Телекамера показывает крупным планом возмущенное лицо: «О чем вы говорите?! Какой домик под Парижем? Конечно, нет!» Этот эмоциональный ответ может сопровождаться подобающей мимикой и интонациями, характерными для человека, несправедливо обвиняемого. Но опытный наблюдатель заметит, что перед ответом зрачки политика сделали непроизвольное движение — вертикально вверх или наискось влево. Значит, он увидел, извлек из памяти реально существующий за рубежом домик! Стоит ли верить такому человеку?

Если во время небольшой паузы перед ответом зрачки ушли в правый верхний угол, а политик при этом говорит, что неплохо бы заиметь дачу в Альпах, значит, он чист перед народом. Дачу он пока только конструирует, воображает, но не имеет.

А вот другой пример. Журналист задает видному политику прямой вопрос: «Правда ли, что вам удалось встретиться с представителями чеченских боевиков?» Беспристрастная камера фиксирует зрачки политика, которые сперва резко опускаются вертикально вниз, затем возвращаются в центральную позицию, уходят вверх влево и снова возвращаются к центру, после этого отклоняются по горизонтали влево и опять приходят в центральное положение.

Уже по одной этой «игре глаз» можно судить о том, что вопрос задел политика за живое. Его зрачки в первую очередь опустились в зону ощущений. Скорее всего, он тут же прочувствовал всю опасность от раскрытия факта встречи с боевиками, вспомнил свои ощущения от встречи, затем увидел самые памятные эпизоды этого события и даже услышал речь его участников. Каким бы ни был ответ собеседника, мы уже можем сделать вывод: наш собеседник действительно встречался - боевиками и разговаривал с ними.

Теперь вообразите другую ситуацию. «Вы знаете, как вывести нашу страну из кризиса?» — задает вопрос Телеведущий очередному кандидату в Государственную думу. Кандидат уверенно отвечает, что только он и его Партия — реальная сила, способная обеспечить стране лучшее будущее. Но что при этом делают его глаза? Они поднимаются направо, в зону зрительной конструкции, и сообщают нам: этот кандидат заглядывает в текст своего выступления и там ищет ответ на вопрос. Если бы у него была четкая отработанная программа, разве он стал бы «искать» ответ в тексте? Все его выступление — лишь очередное красивое обещание перед выборами.

Да, взгляды бывают откровеннее слов. Но судить о человеке только по глазам все же не стоит. Чтобы увидеть подлинные намерения господина X, нашего собеседника, не нужно игнорировать и его мимику, позу, жесты и интонации. Словом, подходить к оценке личности нужно целостно. Зацикливаясь только на одной или двух деталях, можно легко запутаться и обвинить во всех смертных грехах самую простодушную и чистую натуру. Ведь не исключено, что ваш собеседник страдает каким-либо хроническим недугом, перенес травму головы, глаз или позвоночника и его глазодвигательные реакции нарушены. А может быть, ваш собеседник окажется левшой или скрытым левшой (точнее, наспех переученным в детстве. У левшей все наоборот: глядя горизонтально вправо, они оживляют слуховую память, глядя вправо и вверх, они вспоминают зрительные картинки. Зону логических конструкций природа для левши перенесла влево.

Не спешите сделать вывод, что ваш собеседник с блеском пытается повесить вам на уши лапшу, лучше

для начала попросите его вспомнить зеленую квадратную обезьяну. Если он станет искать ее в области зрительной памяти, то, скорее всего, перед вами левша — ведь не может же человек действительно хранить в памяти это крайне редкое животное!

Если не хотите вызвать подозрение собеседника, спросите ненавязчиво, как там вчерашнее собрание или спектакль, о чем говорили, что показывали. Так вам удастся выяснить, в какой стороне у него лежит область реальных воспоминаний.

Словом, отличить левшу от правши несложно, только не нужно торопиться. Задайте для проверки не один, а несколько простых нейтральных вопросов, отвечая на которые собеседник не станет скрывать правду, — чтобы уж точно убедиться в своих выводах. И конечно, не забывайте о других многочисленных «знаках» человеческого тела.

 Варианты стратегий памяти 

Вскоре вы легко заметите, что стратегий ответа на вопросы не так уж и много.

На вопросы: «Как дела?», «Как вас зовут?», «А откуда вы родом?», «У вас не найдется сигареты?» — словом, на любой вопрос, который не дает подсказки, в какой области воспоминания следует искать ответ: зрительной, слуховой или в области ощущений, — человек отвечает в той системе, в которой ему это делать проще. По крайней мере, первое движение глазами надежно подскажет вам, где собеседник хранит воспоминания о событиях.

В дальнейшем вам будет очень легко связаться с памятью вашего собеседника. Достаточно подойти к проблеме с той «стороны», которая отвечает за воспоминания.

Например, вы хотите выяснить, куда ваш сынишка дел свой микрокалькулятор. Вы знаете, что в речи он чаще употребляет слова человека зрения, а событии хранит в системе слуха. Как можно ему помочь?

— Не помнишь? Ну давай посмотрим, как можно вспомнить. Ты помнишь, когда последний раз держал ею в руках? Что ты при этом говорил! А с кем ты говорил!

Вспомнил? Теперь давай потихоньку вспоминать, что было потом. Что ты говорил? Как выглядел человек, с которым ты говорил? Как выглядела комната? Помнишь? (Голос более высокий, вы делаете жест вверх, выводя сына в зрительную систему восприятия.) Посмотри на свои руки... Ты видишь микрокалькулятор? Попробуй его почувствовать. Теперь чувствуй свои дальнейшие движения и смотри, что ты им делаешь. И не забывай про то, что ты говоришь... Ну и ты говоришь, забыл!

Точно так же вы можете вспоминать и сами. Ищи — и ответ в своей же системе хранения воспоминаний. Если ваш коллега не помнит, где хранится файл с отчетом, помогите ему, используя его стратегию памяти, употребляя нейтральные слова, но выделяя их голосом и жестами. Понижайте тембр голоса и делайте короткий жест рукой вниз, если ваш коллега хранит воспоминания в системе ощущений. Повышайте тембр и делайте жест вверх, чтобы активировать зрительную систему. Пользуйтесь только знаковыми словами человека слуха, чтобы расшевелить слуховую систему.

Нарад, 
автор данной рассылки и сайта "Основы тайных знаний" - http://narad.ip-ua.com/
http://narad.km.ru/ , или http://narad2.narod.ru/

Архив выпусков рассылки находится в разделе новостей моего сайта. Не забывайте на него заходить - там постоянно происходят разные изменения!

Примечание: здесь и в последующем, помимо всего прочего, используются и перерабатываются материалы авторов: Татьяны Кавиновой, Татьяны Никитиной, Сергея Лебедева, Владимира Логинова.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное