Сенсационные материалы об аномалиях на Земле и в Космосе
На пороге нового варварства Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук. Дискуссия, вокруг которой сложилась Главная тема восьмого номера журнала за прошлый год под названием «Конец фундаментальной науки?», казалось бы, не оставила камня на камне от позиции автора нашумевшей книги под аналогичным заглавием Дж. Хоргана. Однако события ушедшей осени ожидаемо актуализировали поставленную проблему и заставили к ней вернуться. Обращения отечественных и зарубежных ученых, крайне озабоченных состоянием наших науки и образования, в верхние эшелоны российской власти; заявленная президентом модернизация страны, опирающаяся на инновационные прорывы; отказ от института вроде бы только созданных госкорпораций как бесперспективной формы обеспечения этих самых прорывов; новые инициативы по преобразованию высшей и средней школы… Список можно продолжить, но и так ясно, что все упомянутое теснейшим образом связано с судьбой фундаментальной науки и ее способностью помочь в поиске ответов на накопившиеся и грядущие вызовы. В приходящих нам — прямых и косвенных — откликах на эту тему она получает порой неожиданное развитие, заставляя с новых позиций и, по нашему мнению, не менее глубоко, чем у Дж. Хоргана, взглянуть на проблемы эволюции научного знания — как на родине, так и за ее пределами, как с академической точки зрения, так и глазами практика. Несколькими подобными откликами сегодня делятся с читателями представители разных предметных областей и разного научного статуса. Такой подход нам хотелось бы сохранить в дальнейшем, чтобы высветить при обращении к поднятой теме и иные ее грани. Новая реальность: технологии формирования сознания
Человечество начало глобальный переход к новому состоянию, к иной организации самого общества, чем та, к которой мы привыкли и с которой традиционно отождествляем себя. Этот переход идет по нескольким разным направлениям. Мы воспринимаем его как волну разнообразных кризисов. А между тем связь между ними очевидна.
Мы не склонны обнаружить и исследовать эту связь не только потому, что наше знание имеет, как правило, отраслевой характер. Дело еще и в страхе. Страшно дать себе отчет в том, что кризисы более глубоки и требуют от нас больших изменений, чем те, которые мы готовы признать. В результате мы не просто не видим за деревьями леса. Мы боимся его увидеть, подозревая, что он потребует от нас жертв, думать о которых не хочется.
Те же технологии, которые максимально упростили все виды коммуникации -что и лежит в основе феномена глобализации, — сделали формирование человеческого сознания самым выгодным из общедоступных видов бизнеса. «Общедоступный» и притом «самый выгодный» — значит массовый и, строго говоря, основной вид деятельности развитой части человечества.
Это качественное изменение — фундаментально. Оно меняет сам характер развития.
Если раньше на всем протяжении своего существования человечество выживало и развивалось за счет преобразования окружающей среды, то теперь оно — впервые! — пытается развиваться за счет изменения самого себя.
С экологической точки зрения это прекрасно. Человечество, вероятно, ощутив приближающиеся пределы допустимого антропогенного воздействия на природную среду, начало само приспосабливать себя к ней.
Однако формирование человеческого сознания ведется стихийно, хаотично и, строго говоря, случайно. И степень соответствия сознания, сформированного таким образом, реальности, и степень его устойчивости — неизвестны.