Все гости Далай-ламы пристально смотрели на результаты сканирования мозга, которые выводились на экраны, расположенные в разных концах зала. Но какими разными были эти гости! С одной стороны сидели пять нейрофизиологов, объединенных верой в то, что физическими процессами, происходящими в мозгу, можно объяснить любые чудеса, не прибегая к духовным аспектам.
Напротив них сидели десятки монахов, исповедующих тибетский буддизм, в одеждах шафранового цвета, убежденных в том, что круглолицый молодой человек, находящийся среди них, является реинкарнацией одного из покойных учителей Далай-ламы, а другой – реинкарнацией монаха, жившего в XII веке, а сущность, которую мы называем разумом, это вовсе не проявление деятельности мозга, как утверждают нейрофизиологи.
Иными словами, это не была обычная научная конференция.
Но, хотя буддисты и ученые, которые в октябре провели пять дней в доме Далай-ламы в Индии, по-разному смотрят на проблемы реинкарнации и взаимоотношений разума с мозгом, они забыли о разногласиях ради общей цели. Они собрались под сенью Гималаев, чтобы обсудить одну из самых горячих тем нейрофизиологии – пластичность мозга.
Так называется недавно обнаруженная способность мозга менять свою структуру и функции, в частности расширяя или усиливая используемые участки и сжимая или ослабляя те, которые используются редко. Например, у пианистов, часто играющих арпеджио, отделы мозга, контролирующие указательный и средний пальцы, сливаются, видимо, потому, что, когда один палец очень быстро ударяет по клавише, второй делает то же самое почти одновременно, заставляя мозг считать два пальца одним. В результате такого слияния пианист не может
шевелить этими пальцами по отдельности.
Но в последнее время ученые задались вопросом о том, может ли мозг меняться под действием чисто внутренних, ментальных сигналов. Здесь и появились буддисты. Их многовековая традиция медитации позволяет провести эксперимент и установить, могут ли мысли менять физическую материю мозга.
"Из всех направлений современной нейрофизиологии нейропластика имеет самый большой потенциал для осмысленного взаимодействия с буддизмом", – говорит нейрофизиолог Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина. Далай-лама с этим согласился и предложил монахам на время открыть свой мозг науке.
Результатом стало сканирование, результаты которого Дэвидсон и показывал в Индии. Он сравнил мозговую деятельность добровольцев, являвшихся в медитации новичками, с мозговой деятельностью монахов, отдавших медитации более 10 тыс. часов. Они должны были предаться медитации "сочувствия", порождающей чувство любви ко всему живому.
"Мы пытались вызвать душевное состояние, при котором сочувствие заполняет весь мозг, не оставляя места для других мыслей," – говорит Мээтхью Рикард, буддистский монах из Непала, защитивший диссертацию по генетике.
Различие между новичками и монахами оказалось разительным, последние продемонстрировали резкое нарастание высокочастотной деятельности мозга, так называемых гамма-волн, во время медитации. Волны, которые считают главной характеристикой деятельности нейронов, связывающей воедино отдаленные участки мозга, являясь основой высшей умственной деятельности – например, сознания. "У большинства монахов обнаружилось увеличение, которое никогда не описывалось в специальной литературе", – говорит Дэвисон, полагающий, что
тренировки помогают мозгу подняться на более высокий уровень сознания.
Используя метод сканирования, который называется отображением функционального магнитного резонанса, ученые определили участки, активные во время медитации. Активность в левой лобной доле коры (отвечающей за положительные эмоции) забивала активность в правой лобной доле (отвечающей за отрицательные эмоции), чего никогда не отмечалось при чисто умственной деятельности. Участок, который включается при виде страданий, у монахов тоже оказался активнее, как будто монахи были готовы немедленно прийти на помощь тому,
кто попал в беду.
Статья об этом на будущей неделе будет опубликована в трудах национальной Академии наук. "Мы не можем исключить возможность того, что различия в функционировании мозга монахов и новичков существовали изначально, – говорит Дэвидсон. – Но тот факт, что у монахов, отдавших больше времени медитации, изменения существеннее, заставляет нас поверить в то, что изменения действительно связаны с ментальными упражнениями".
Таким образом, есть вероятность, что мозг, как и тело, можно изменять по своей воле. Точно так же, как аэробика формирует мышцы, ментальные упражнения формируют серое вещество, и ученые только начинают разбираться в этом.
Что такое медитация?
Ю.Л. Каптен
«Основы медитации»
Состояние медитации - это прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс. Первичным этапом во всех вариантах практики является достижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а также - от других, второстепенных внутренних переживаний. Это - общее свойство, присущее всем
религиозным, религиозно-философским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам.
В широком понимании медитаци с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражени человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого "Я". Так, озарение и экстаз - не единственные следствия медитации. Другие "плоды" медитации, например, - изменение стереотипов поведения человека и/или исцеление. В более узком контексте под медитацией понимаются также специальные упражнения, предназначенные для расширения умственно-психических способностей человека, их развитие
в том или ином направлении.
Систематизируя положительное влияние упражнений медитации на человека, необходимо выделить следующие основные аспекты:
- Повышение интеллектуальных способностей, глубины восприятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот.
- Выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью, лечение психических заболеваний.
- Улучшение памяти, ликвидация бессонницы.
- Общее оздоровление организма, профилактика общих функциональных расстройств, повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям.
- Повышение эстетических вкусов, развитие чувства гармонии, красоты. Выработка экстрасенсорных способностей, "сверхъестественных" возможностей человека.
Курс "Охотники за Сновидениями", группа 4. Последний набор 2006 года!
Начало обучения 20 ноября.
Узнать подробнее о курсе и записаться в группу можно здесь...