Глух тот,кто не желает слышать, и слеп тот, кто не желает видеть
Здравствуйте! Несколько предыдущих выпусков рассылки были посвящены даосизму - философии Пути (Дао).
Вплоть до настоящего времени Даосизм занимает одно из ведущих мест в китайской философии.
Пожалуй, только конфуцианство и дзэн-будизм имеют столь большое влияние в Поднебесной.
Дзэн-будизм достаточно молодое течение - оно появилось в Китае в 6 веке нашей эры.
Конфуцианство - более ранняя философия и появилась в то же время, что и даосизм, то
есть 5 веке до нашей эры. Основателем конфуцианства, как нетрудно догадаться, был Конфуций.
Привычное нашему слуху имя Конфуций происходит от латинской транскрипции китайского словосочетания Кун фу цзы, в дословном переводе означающего "учитель Кун". Он родился в 551 году до н. э., прославился своей мудростью, имел много последователей и умер в 479 году, создав учение, которое на более чем две тысячи лет стало идеологической основой китайской империи.
Конфуций считал, что для духовного развития человека достаточно заниматься лишь двумя вещами: изучением ритуала и музыкой. А из книг, помимо истории и наставлений в проведении ритуалов достаточно постоянно читать "Ши цзин" ("Книгу песен"), содержащей 305 различных поэтических произведений. В его учении вы не найдете таких понятий как "дао", "инь" и "ян", которые ассоциируются у нас с древнекитайской философией. Он не занимался вопросами Космологии и Антропологии. Он считал, что самым полезным для духовного самосовершенствования является развитие в себе различных добродетелей. И поэтому многие его высказывания связаны с поведением "благородного мужа", то есть человека, уже обладающего какими-либо добродетелями.
Сам Конфуций не записывал своих поучений. Все его высказывания собраны его учениками и изданы в книге "Лунь Юй" после смерти учителя. Поэтому высказывания не систематизированы, в текстах есть повторы, мысли даны бессистемно. В сегодняшнем выпуске я приведу несколько изречений учителя Куна, объединённых темой "благородный муж". Надеюсь, они вам понравятся.
Учитель сказал:
- Благородный муж взыскателен к себе, малый человек взыскателен к другим.
Учитель сказал:
- Благородный муж печалится о своём несовершенстве, он не печалится о том, что неизвестен людям.
Учитель сказал:
- О благородном муже нельзя судить по мелочам, ему можно доверять большие дела. Низкому человеку нельзя доверять большие дела, но о нём можно судить по мелочам.
Учитель сказал:
- Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время говорить, - это опрометчивость; не говорить, когда настало время говорить, - это скрытность; и говорить, не замечая его мимики, - это слепота.
Учитель сказал:
- Благородный муж трижды испытывает трепет: он трепещет перед Повелением Неба, с трепетом относится к великим людям и трепещет перед словом людей высшей мудрости. Малый человек, не зная Повелений Неба, перед ним не трепещет, непочтительно ведёт себя с великими людьми и пренебрегает словом людей высшей мудрости.
Учитель сказал:
- Высший - тот, кто знает от рождения, следующий - тот, кто познаёт в учении; следующий далее - учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся, - люди низшие.
Учитель сказал:
- Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии.
Учитель сказал:
- Благородный муж участлив, но лишён пристрастности. Малый человек пристрастен, но лишён участливости.
Учитель сказал:
- Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
Учитель сказал:
- Благородный муж способствует тому, чтобы в человеке побеждало всё, что есть в нём самого хорошего, а не плохое. Малый человек способствует обратному.