Глух тот,кто не желает слышать, и слеп тот, кто не желает видеть
Здравствуйте! Самый поздний классический даосский текст - "Ле-цзы" - появился в 3 веке нашей эры. Значительно позже, чем два других текста. Напомню, что в даосизме почитаются три классических сочинения: "Дао дэ Цзин", "Чжуан-цзы" и "Ле-цзы". Многие современные исследователи отрицают принадлежность трактата "Ле-цзы" мудрецу Ле-цзы и настаивают на компиляции данного текста. Существует также мнение, что такого философа как Ле-цзы не было вовсе, а трактат с его именем не более чем сборник из различных даосских источников.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько историй из "Ле-цзы".
Направляясь в царство Вэй, Ле-цзы присел закусить на обочине и заметил валявшийся на траве столетний череп. Ткнул его палкой и сказал ученику Байфэну:
- Только он и я знаем, что ты никогда не рождался и некогда не умрёшь. Вправду ли ему нужно печалиться? Вправду ли нам нужно радоваться?
Шунь спросил у своего наставника:
- Могу ли я обрести Путь и владеть им?
- Вы даже своим телом не можете владеть, как же вы можете владеть Путём?
- Если моё тело мне не принадлежит, то чьё же оно?
- Это форма, данная вам на время Небом и Землёй.
Ваша жизнь вам не принадлежит: это гармония жизненных сил, дарованная вам на время Небом и Землёй.
Ваша природа и судьба вам не принадлежат: это Путь, предначертанный вам Небом и Землёй.
Ваши дети и внуки вам не принадлежат: Небо и Земля ниспослали их вам, как змеи сбрасывают кожу.
Поэтому вы странствуете, не зная, куда направляетесь, покоитесь на месте, не зная, на что опираетесь, и питаете себя, не ведая как. Вы - вечное дыхание Неба и Земли, которое влечётся во всех направлениях. Как же вы можете владеть им?
В царстве Сунн жил человек, который очень любил обезьян и держал у себя целые обезьяньи стаи. Он мог читать мысли обезьян и обезьяны тоже его понимали. Его семья жила впроголодь, потому что он тратил все свои доходы на обезьян. В конце концов ему стало совсем туго, и он решил давать обезьянам меньше корма. Опасаясь, что обезьяны взбунтуются, он задумал обхитрить их.
- Если я буду давать вам только по три ореха утром и по четыре вечером, что вы скажете? - спросил он обезьян.
Обезьяны пришли в ярость.
Тогда человек сказал:
- Ну хорошо, тогда я утром буду давать вам по четыре ореха, а вечером по три.
Обезьяны были очень довольны и быстро успокоились.
Точно также умный человек обманывает глупого. Мудрый своей мудростью заманивает простаков в клетку, точь-в-точь как владелец обезьян поступает со своими животными. Ничего не меняя ни по названию, ни по сути, он умеет вызывать в других то радость, то гнев.