Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мудрость мудрых: притчи, легенды, тексты, советы...


Информационный Канал Subscribe.Ru

Subscribe.Ru : Мудрость мудрых: притчи, легенды, тексты, советы.

Мудрость мудрых: притчи, легенды, тексты, советы…

выпуск 135
18 марта
2004 года

Глух тот,кто не желает слышать, и слеп тот, кто не желает видеть

Здравствуйте! Идеи о справедливом и совершенном государстве сопровождали человечество на всём пути его развития. Достаточно вспомнить Кампанеллу, Фурье, Френсиса Бэкона, а ещё раньше Аристотеля, Платона и многих, многих других. Каждый из них пытался построить модель идеального государства, в котором только правда и справедливость руководят счастливыми подданными. А сами эти подданные имеют все условия для своего развития и счастливой жизни. Одним из главных гарантов существования такого государства, по мнению всех авторов, является мудрое правительство во главе с ещё более мудрым и просвещённым правителем.

Ближе всех "теоретиков" к реализации своего проекта-мечты подошёл Платон. Он был приближен сицилийским тираном Дионисием, сыном Гермократа, и получил от того право на демократические преобразования в своём мегаполисе. Но вскоре эксперимент был прерван. Платон поругался с Дионисием по поводу устройства государства, и тот, не долго думая, продал философа в рабство.

И всё же в истории есть пример, когда во главе огромной и могучей страны был поставлен по-настоящему мудрый правитель-философ. Это Марк Аврелий Антоний - известный философ-стоик, который правил Великой Римской Империей с 161 по 180 годы нашей эры. Это был не только философ-мудрец, но и в высшей степени добродетельный и порядочный человек. Скромный, даже аскетический образ жизни, "полный рабочий день", без поблажек для себя и для подчинённых, искреннее желание улучшить жизнь всех своих подданных. Марк Аврелий окружил себя самыми образованными и просвещёнными помощниками. 19 лет неустанных трудов на благо своей страны. И что же в итоге? Ряд незначительных преобразований, которые, хотя и изменили в лучшую сторону жизнь верноподданных жителей государства, но не смогли в итоге остановить процесс распада Великой Империи.

И ещё, как итог, гениальный вывод, сформулированный в следующих строках:

"Всеобщая причина есть как бы стремительный поток: он всё уносит с собой. Как жалки все эти преисполненные самомнения люди, мнящие, что они по-философски ведут дела государства! Чего ты хочешь, человек? Делай то, чего от тебя требует в настоящее время природа. Не надейся осуществить республику Платона и будь доволен движением вперёд хотя бы на один шаг - и не считай этот успех маловажным. Кто может изменить образ мысли людей? а без такого изменения что может быть кроме рабства, стонов и лицемерного повиновения?"

После смерти Марка Аврелия, в складках его одежды была найдена рукопись, в которую он записывал свои мысли и рассуждения. Этот сборник впоследствии был издан под названием "Размышления" или "Наедине с собой". Сегодня я предлагаю вашему вниманию несколько фрагментов из этого сборника.



2.4 Помни, с каких пор ты откладываешь это и сколько уже раз, получив от богов отсрочку, ты не воспользовался ею. А пора уж тебе понять, какого мира ты часть и какого мироправителя истечение, и очерчен у тебя предел времени; потратишь его, чтобы так и не просветлиться душой - оно уйдет, ты уйдешь, и уж не придется больше.

2.11 Поступать во всем, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни. Уйти от людей не страшно, если есть боги, потому что во зло они тебя не ввергнут. Если же их нет или у них заботы нет о человеческих делах, то что мне и жить в мире, где нет божества, где промысла нет? Но они есть, они заботятся о человеческих делах и так все положили, чтобы всецело зависело от человека, попадет ли он в настоящую-то беду, а если есть и другие еще беды, так они предусмотрели и то, чтобы в каждом случае была возможность не попадать в них. А что не делает человека хуже, может ли делать хуже жизнь человека? Что ж, по неведению ли, или зная, да не умея оберечься наперед или исправиться после, допустила бы это природа целого? Неужто по немощи или нерасторопности она так промахнулась, что добро и худо случаются равно и вперемешку как с хорошими людьми, так и. с дурными? Ну а смерть и рождение, слава, безвестность, боль, наслаждение, богатство и бедность - все это случается равно с людьми хорошими и дурными, не являясь ни прекрасным, ни постыдным. А следовательно, не добро это и не зло.

2.13 Нет ничего более жалкого, чем тот, кто все обойдет по кругу, кто обыщет, по слову поэта. "все под землею" и обследует с пристрастием души ближних, не понимая, что довольно ему быть при внутреннем своем гении и ему служить искренно. А служить - значит блюсти его чистым от страстей, от произвола, от негодования на что-либо, исходящее от богов или людей. Ибо то, что от богов, своим превосходством вселяет трепет, а что от людей - по-родственному мило. Ведь иной раз и жалко их за неведение того, что добро и что зло. Ибо этот недуг ничуть не лучше того, из-за которого лишаются способности различать черное и белое.

2.14 Да живи ты хоть три тысячи лет, хоть тридцать тысяч, только помни, что человек никакой другой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и живет лишь той, которую теряет. Вот и выходит одно на одно длиннейшее и кратчайшее. Ведь настоящее у всех равно, хотя и не равно то, что утрачивается; так оказывается каким-то мгновением то, что мы теряем, а прошлое и будущее терять нельзя, потому что нельзя ни у кого отнять то, чего у него нет. Поэтому помни две вещи. Первое, что все от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. А другое, что и долговечнейший и тот, кому рано умирать, теряет ровно столько же. Ибо настоящее - единственное, чего они могут лишиться, раз это и только это, имеют, а чего не имеешь, то нельзя потерять.

3.2 Следует примечать и в том, что сопутствует происходящему по природе, некую прелесть и привлекательность. Пекут, скажем, хлеб, и потрескались кое-где края - так ведь эти бугры, хоть несколько и противоречащие искусству пекаря, тем не менее чем-то хороши и особенно возбуждают к еде. Или вот смоквы лопаются как раз тогда, когда переспели; у перезрелых маслин самая близость к гниению добавляет плодам какую-то особенную красоту. Так и колосья, гнущиеся к земле, сморщенная морда льва, пена из кабаньей пасти и многое другое, что далеко от привлекательности, если рассматривать его отдельно, однако в сопутствии с тем, что по природе, вносит еще более лада и душу увлекает; поэтому кто чувствует и вдумывается поглубже, что происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно слажено. Он и на подлинные звериные пасти станет смотреть с тем же наслаждением, как и на те, что выставляются живописцами и ваятелями как подражание; своими здравомысленными глазами он сумеет увидеть красоту и некий расцвет у старухи или старика, и притягательность новорожденного; ему встретится много такого, что внятно не всякому, а только тому, кто от души расположен к природе и ее делам.

3.7 Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах. Право, тот, кто предпочел собственный разум и своего гения, и таинства его добродетели, тот не разыгрывает трагедию, не стенает, не нуждается ни в одиночестве, ни в многолюдстве. А главное - станет жить, не гоняясь и не избегая, а будет ли он больший отрезок времени распоряжаться душой и объемлющим ее телом или же меньший, это ему ничуть не важно. Да хоть бы и пора было удалиться - уйдет так же легко, как на всякое другое дело из тех, которые можно сделать почтительно и мирно. Всю жизнь он будет остерегаться единственно того, как бы мысль его не оказалась в каком-нибудь развороте, не подходящем для разумного государственного существа.

3.13 Как у врача всегда под рукой орудия и железки на случай неожиданного вмешательства, так пусть у тебя будут наготове основоположения для распознания дел божественных и человеческих и для того, чтобы даже и самое малое делать, памятуя о взаимной связи того и другого. Ведь не сделаешь ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным, и наоборот.



Ведущий рассылки - Александр
info11@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное