Глух тот,кто не желает слышать, и слеп тот, кто не желает видеть
Здравствуйте! Сегодня, продолжая индуистскую тему, я хочу рассказать вам об ЙОГЕ. Йога относится к одному из шести главных ортодоксальных направлений индуистской традиции. Как уже было отмечено в одной из предыдущих рассылок, индуизм поражает воображение "западного" человека прежде всего огромным количеством различных направлений, течений и религий.
И йога здесь не является исключением. Некоторые специалисты утверждают, что существует до 1000 различных йог. Не знаю насколько это правда, но в различных источниках, переведённых на русский язык, можно уверенно насчитать до 100 всевозможный направлений йоги. Ниже приведён только краткий список названий йог:
Каждая йога занимается развитием вполне определённого аспекта человеческой сущности. Так, Хатха-йога занимается совершенствованием физического тела путём выполнения асан и пранаям. Раджа-йога основана на изменении "интеллектуальных" состояний. Кстати именно поэтому она (Раджа-йога) более понятна западному человеку. Кундалини-йога пробуждает внутренние неосознанные силы, сконцентрированные в нижнем энергетическом центре (муладхара-чакре). Брахма-йога занимается исключительно сосредоточением на Брахмане. И т.д.
Невольно появляется вопрос. Что же может объединять столь различные направления йоги? Имеется ли у этих направлений что-то общее, из-за чего все они и были отнесены к йоге?
Можно назвать по крайней мере три общих свойства, которые позволяют отнести все эти различные направления к йоге.
· Признание Ведической литературы
· Обязательное личное самосовершенствование
· Признание "Йога-сутры" Патанджали как основного наставления в йоге
Вопрос насчёт Ведической литературы (что это такое, её место в индуистской традиции) был рассмотрен в одной из предыдущих рассылок. С личным самосовершенствованием тоже более-менее понятно. А вот по поводу Йога-сутры Патанджали следует сделать некоторые пояснения.
Индуистская традиция отождествляет Патанджали со знаменитым грамматистом, который жил во втором веке до н.э. и написал Маха-бхашью. Но учёные сходятся на том, что это не так. И содержание, и терминалогия Йога-сутры убеждают в том, что второй век нашей эры - наиболее вероятная дата для Патанджали, кем бы он ни был.
Йога не является оригинальным изобретением Патанджали, да он этого и не утверждает. Йога - как слово и как идея - упоминается в Ведах, Упанишадах и других индуистских текстах. Заслуга Патанджали состоит в том, что он сформулировал основные принципы йоги. Он с присущей ему гениальностью связал понятие йоги с умственной деятельностью. Это отображено в самом начале Йога-сутры - во второй сутре: "Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление не отвлекаясь". Просто и гениально.
По существу "Йога-сутры" - это наставления в йоге. И настолько глубокие, что на их основе образовалось и развивается по крайней мере сотня различных направлений йоги.
Сутры Патанджали представлены в четырёх главах. Первая глава названа Самадхипада (глава о самадхи, экстазе). Эта глава определяет йогу и её характеристики. В ней обсуждаются проблемы, связанные с достижением состояния йоги, а также способы разрешения этих проблем.
Вторая глава называется Садханапада (глава о пути, методе). В ней описаны качества, необходимые для постепенного и эффективного изменения разума от состояния рассеянности к состоянию внимания. Здесь указывается, насколько важны эти качества и какими упражнениями они достигаются.
Третья глава носит название Вибхутипада (глава о сверхспособностях) и в ней Патанджали описывает способность разума, посредством выполнения различных упражнений, достичь состояния, свободного от возмущения. Здесь же даётся описание этих состояний.
Четвёртая глава называется Кайвальяпада (глава об освобождении) и в ней дано описание возможностей, которые открываются перед учеником. Здесь же раскрывается внутренняя суть этих возможностей.
В завершение сегодняшней рассылки хочу предложить вам несколько сутр из первой главы "Йога-сутры" Патанджали.
1.2 Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление не отвлекаясь.
1.3 Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно.
1.12 Разум может достичь состояния йоги посредством упражнений и отрешённости.
1.13 Упражнение, в основном, - это правильное усилие, требуемое для продвижения вперёд, достижения и поддержания состояния йоги.
1.14 Только после длительного выполнения правильных упражнений, без перерывов, при наличии положительного к ним отношения и рвения, можно достичь желаемого.
1.19 Будут такие, которые родятся в состоянии йоги. Им не нужны упражнения или самодисциплина.
1.20 Благодаря вере, которая даёт достаточно энергии для достижения успеха вопреки всем случайностям, направление будет выдержано. Реализация целей йоги - это вопрос времени.
1. 24 Бог - это Высшее Существо, чьи действия никогда не основаны на
неправильном постижении.
1.25 Он знает всё, что следует знать.
1.26 Бог вечен. В действительности Он перво-Учитель. Он источник Руководства для всех учителей прошлого, настоящего и будущего.
1.27 Для того, чтобы связаться с Богом, необходимо регулярно и правильно обращаться к Нему и размышлять о Его качествах.
1.34 Для успешного продвижения может помочь выполнение дыхательных упражнений с использованием растянутого выдоха.