Глух тот,кто не желает слышать, и слеп тот, кто не желает видеть
Здравствуйте! Сегодня продолжение темы о дзэн-буддизме. Как уже говорилось в предыдущей рассылке, основы традиции дзэн заложил Бодхидхарма в 6 веке нашей эры. Он же сформулировал основные ключевые аспекты учения, отличающих его от других школ буддизма:
- традиция основана на изустной передачи знаний от учителя к ученику
- она отвергает письменные источники знания
- дзэн предлагает методику прямого личностного постижения
Просветление достигается при условии избавления от стереотипного мышления, путём прямого восприятия реальности. Способы достижения просветления непосредственно связаны с методами и техниками двух основных направлений дзэн - риндзай и сото. Адепты риндзай практикуют методику коанов, бросающую вызов традиционному мышлению и рассчитанную на внезапное интуитивное постижение (сатори). Коаном называется записанный вопрос или высказывание учителей дзэн. Наибольшую известность получил коан, суть которого можно выразить одним вопросом: "Какой звук производит хлопок одной ладонью?" Пытаясь найти ответ на этот вопрос с позиции формальной логики, человек заходит в тупик. В этот момент перед ним может "разверзнуться пропасть" и он почувствует себя свободным как от телесных, так и от интеллектуальных оков. Именно в такие моменты человек проникает в глубины собственного сознания.
Представители школы сото-дзэн предпочитают достигать состояние просветления при помощи медитации, акцентируя внимание на самом процессе дзадзэн. Во время этой медитации человек сидит лицом к голой стене. Техника дзадзэн чередуется с сеансами медитации во время ходьбы (кинхин). Сознание медитирующего должно быть абсолютно ясным и безмятежным. Эта задача не так проста, как может показаться на первый взгляд, ибо нетренированный ум постоянно генерирует различные мысли. В процессе дзадзэн все мысли отбрасываются и внимание сосредотачивается на дыхании. Подобная техника способствует обретению бездумного состояния умиротворённости, войдя в которое, человек способен к непосредственному постижению реальности.
Методику дзадзэн сравнивают с очищением загрязнённого водоёма. Водная гладь способна чётко отражать предметы только тогда, когда волнение успокоилось, а вода кристально чиста. Дзадзэн никак не определяет отражённый образ, а лишь очищает и успокаивает воду. При этом очищение воды и отражение образа происходят одновременно, то есть просветление осуществляется как процесс (в отличии от школы риндзай, считающей просветление своего рода внезапным озарением).
И, напоследок, дзэн-буддийская притча.
Кэйчу, великий учитель дзэн, возглавил главный храм Киото. Однажды к нему впервые пришёл губернатор. Слуга принёс Кэйчу его карточку (визитную). На ней стояло: "Китайгаки, губернатор Киото".
- С таким человеком у меня нет отношений, - сказал Кэйчу слуге. - Скажи, чтобы он убирался отсюда.
Слуга отнёс карточку обратно и стал извиняться.
- Это была моя ошибка, - сказал губернатор и зачеркнул карандашом слова "губернатор Киото". - Попроси-ка своего учителя ещё раз.
- А, так это Китайгаки? - воскликнул учитель, увидев карточку. - Я хочу видеть этого человека.