Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Волшебство своими руками. Теория и практика магии.


Волшебство своими руками. Теория и практика магии. Всё что нужно знать о воздействии на психику человека. Защита от негативных влияний. Излечение от болезней. Обретение процветания и удачи. Это и многое другое на сайте http://magic-goods.narod.ru   #10 (2006)

НОВЫЕ МАГИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ...
(FM1) ВЕДИЧЕСКАЯ МАНТРА ОТ ЖАДНОСТИ

Бесплатная мантра для общего пользования. Её можно скачать с главной страницы сайта http://magic-goods.narod.ru

ТРАКТАТЫ, ЛЕКЦИИ, ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ...

Новый семинар Рузова В.О. «Любовная психонумерология»

Прочитать весь семинар http://www.ruzov.ru/psiho/psnum/psnum.htm

Скачать весь семинар http://www.ruzov.ru/book/psnum.chm

Введение.

Любовная психонумерология основана на глобальных циклах, пронизывающих все мироздание.

Любовь имеет 7 аспектов – столько же, сколько у человека чакр и сколько дней в неделе. Но самое главное, что это сочетается с развитием 7 качеств удачливого человека.

Каждый день недели предназначен для развития определенного качества удачи, и если это удастся сделать, то человек не только поднимется по лестнице самосознания и исполнит свои желания, но и обретет здоровье, так как одновременно гармонизируются и все 7 чакр человека.

Проходя в своем развитии определенные циклы, также и любовь проявляет все свои грани и насыщает жизнь человека различными эмоциями.

По этой же причине женщина обладает семью хорошими качествами: Сатья (истина), Према (любовь), Дхарма (праведность), Шанти (покой), Титикшава (терпимость), Ананда (блаженство) и Свадхарма (духовность).

Поэтому в семье женщину называют Гриха Лакшми, что означает «Богиня Удачи Семьи». От отношения к женщине зависит благополучие дома и семьи.

Понедельник. Это 2 (Луна)

В этот день надо проявлять заботу, защиту и покровительство, что уничтожит сомнения и страх у наших любимых и даст им возможность легко идти по жизни. Действуя таким образом, вы вызовете первое качество удачи – шанти, успокоенность.

Вторник. Это 9 (Марс)

В этот день надо позаботиться о чувствах наших любимых. Это вызовет проявление второго качества – сахана, терпимости.

Среда. Это 5 (Меркурий)

День, когда надо проявить деловитость. Это вызовет проявление третьего качества – дхарма, праведности.

Четверг. Это 3 (Юпитер)

День установления гармонии во всех направлениях. Это вызовет проявление четвертого качества – сатья, истинность.

Пятница. Это 6 (Венера)

День осмысления и философии. Это вызовет проявление пятого качества – сванубхути, духовность.

Суббота. Это 8 (Сатурн)

День мудрости. Это вызовет проявление шестого качества – ананда, блаженства.

Воскресенье. Это 1 (солнце)

День духовности. Это вызовет проявление седьмого качества – премы, любви.

Психология самоактуализации

Удовлетворенность, или самоактуализация, – важнейший аспект психического, духовного и физического здоровья человека. И все было бы просто и понятно, если бы не пол, который разделил нас на мужчин и женщин, хотя эти названия и являются некоторой символикой, за которой скрыты различия в достижении своего жизненного предназначения.

Мужчина достигает удовлетворенности через мужественность, женщина через женственность, осталось только разобраться, что это такое...

И мужчины, и женщины странным образом озадачены поиском своего предназначения, не замечая, что ответ лежит на поверхности и не увидеть его трудно: мы все разные. И первый вид различий, который сразу же бросается в глаза – это половое различие, соответственно, с этим связаны основные жизненные задачи человека, и, не понимая этого, невозможно стать счастливым и удовлетворенным.

Мужественность и женственность не более чем инструменты, с помощью которых душа решает свои жизненные задачи. Это похоже на нож и вилку. И тот, и другой предмет очень важен для приема пищи. Мы ими пользуемся вместе и в то же время по-разному. И не надо есть с ножа...

Различия в способах мышления

Мужчина обдумывает проблему, а женщина ее проговаривает. Поэтому мужчине нужно просто не мешать думать самостоятельно, а женщине надо не мешать выговориться. Если мужчина что-то хочет сказать, не бойтесь, он вам это обязательно скажет, но если женщине не дать выговориться – каждое невысказанное слово превращается в стрелу, а речь в стрельбу этими стрелами по живым мишеням.

Рецепт для семейной жизни очень прост – хотите сделать мужчину довольным – не мешайте ему, хотите удовлетворить женщину – поговорите с ней.

Закон 15 минут: нельзя ничего требовать от мужчины в первые минуты встречи! 87% женщин критикуют мужчину в первые минуты его возвращения домой. Это роковая ошибка, которая запросто может привести к разводу. Почему?

Различия в способах удовлетворения

Мужчина удовлетворяется через внешние достижения, внешние успехи, карьеру, успех, а женщина через семейные отношения. Поэтому мужчина в первую очередь должен чувствовать, что он нужен. Ему обязательно надо дать почувствовать, что он очень важный, что он не просто герой, а спаситель всей семьи, и что бы мы без него все делали...

В этом одна из главных причин такого большого количества разводов в странах запада. Вместо того чтобы позволить мужчине побыть героем (ты мой герой), женщина начинает с ним соперничать. И вместо того чтобы встретить, придя домой, признание и славу победителя, он встречает последнего противника за день, и вся его злость (а в этом мире приходится с трудом добывать ресурсы для поддержания жизни) обрушивается на любимую жену. Он целый день контролировал себя, терпел трудности, лишения и голод и полдня уже мечтает о еде и диване, и тут на его пути встает его собственная жена. Так дайте же ему просто поесть, отдохнуть, и пусть он почувствует себя нужным, а потом просите чего хотите...

Обвинения, советы, упреки, наставления в первые минуты встречи – ощущаются мужчиной как пощечины, и он запоминает их надолго. И если он достаточно часто чувствует унижение и недоверие к себе – у него появляется первый тревожный симптом – апатия. И если мужчина останавливается, он останавливается надолго, как каток, так просто его уже с места не сдвинешь.

Различия в жизнедеятельности

Для мужчины более важно, что он делает, а не с кем. А для женщины не что она делает, а с кем она это делает. И оба совершают ошибки на своем пути. Это естественно и не является большой проблемой для семейной жизни, но неправильное отношение к ошибкам партнера может легко разрушить отношения, складывающиеся годами.

Совет прост – мы должны научиться умиляться причудам любимого человека. Это единственная возможность ужиться с вместе с глобальными отличиями друг от друга. А ошибками мужа – надо вообще гордиться («как ты здорово все разрешил», а не «я же тебе говорила»).

Нельзя провоцировать мужа – в сердце каждого мужчины сидит драчун. И у женщины есть волшебная способность увидеть больное место и очень точно на него надавить. Но любое задевание нерва приводит к чему – к непроизвольному сокращению мышц (молоточком по колену – и пациент пинается).

А в сердце у каждой женщины сидит врач, и она очень хочет кого-то вылечить, так как видит болезнь, но помните, что зубной врач тоже лечит, но встречаться с ним и тем более жить в кабинете у врача никто не хочет. Для женщин совет один – не надо лечить мужчину, пока он сам не приполз на полусогнутых ногах, надо награждать его медалями за храбрость.

Если же у женщины все же получится вести себя так, что мужчина почувствует себя героем, она сможет его контролировать. Это секрет женщин востока. Грамотная женщина способна создать своего мужа с нуля. Мужчина в семье, как пустой горшок, что в него женщина положит, то и извлечет.

Различия в эмоциональности

Женщина намного эмоциональнее мужчины. Даже животные умирают, оставаясь в одиночестве. Поэтому рецепт для мужчин прост – женщине нужно хорошее общение. И это общение должно проходить по особым правилам.

Женщине нужно, чтобы ее поняли, а не дали совет. Но мужчина в этом плане часто становится полностью деревянным. Он слушает женщину, находит в ее словах проблему и тут же дает решение и довольный идет по своим делам. Поэтому следующий рецепт достаточно сложен для мужчин: любить жену – это любить ее слушать. Это главный признак совместимости, все остальные вторичны.

Женщина слабее, она не подходит для аскез и трудностей, она проще, и ее сердце мягче. На основе своей мягкости, а не тупости, как думают мужчины, она может легко запутаться в критической ситуации (надпись на машине – путаю педали). Именно поэтому ей требуется мягкость и спокойствие. Три раза в день мужчина должен обнять свою жену. Регулярная теплота нужна женщине, как мужчине регулярная еда.

Если же мужчина принципиально не захочет слушать женщину – она начнет искать способы привлечь его внимание, и тут ждите всего чего хотите, женщины очень изобретательны.

С другой стороны, сознание женщины успокаивается, когда спокойна внешняя среда: есть еда, дом, деньги. Это и есть настоящая психология – знать, как разрядить обстановку, когда отношения или ситуация накалились...

На что толкают нас различия

Нежелание и неумение ценить различия приводит к тому, что нас это раздражает. Это неестественно. Человеку свойственно радоваться отличиям. Мы смотрим в окно автобуса, поезда, самолета, путешествуем и ходим в музеи, только чтобы найти новые отличия. И имея такие огромные возможности постоянно находить отличия прямо в любимом человеке, мы упускаем этот шанс и начинаем раздражаться. Здорового человека различия должны радовать, а не раздражать...

Любовь по расчету это не только регистрация ради прописки в Москве, это жизнь с человеком не желая его понять, оценить и сделать счастливым. Только когда мы научимся ценить, а значит, радоваться нашим отличиям, мы сможем создать семью по любви.

Брак по любви – это когда я готов отречься от своих удобств ради счастья любимого человека. Брак по расчету – это когда я готов отречься от счастья любимого человека ради своих удобств.

Любовь – это не единство чувств, ощущений, реакций, взглядов и вкусов. Любовь – это желание сделать другого человека счастливым, не требуя ничего взамен. Все остальное – просто дрессировка животного противоположного пола. Время от времени животное съедает своего любимого дрессировщика.

Успех мужчины и женщины

Мужчине важен не просто успех, а осознание того, что он добился его самостоятельно. Это основа его самореализации, и никто лучше женщины не старается разбить его надежду на самостоятельность. Она всегда рядом со своим советом. Когда мужчина уже готов принять решение и в его сердце уже появилась радость героя, совет жены звучит как выстрел в спину.

Почему это происходит – из-за небольшого количества детей в семье. Помогать – естественное материнское чувство по отношению к детям. Но муж – совсем не ребенок, и его уже давно тошнит от опеки и контроля. Мало детей – муж станет ребенком для жены. И тогда он потеряет свой наркотик – давать решение проблемы.

С другой стороны, женщина по природе интуитивна, и не задумываясь она очень точно говорит мужчине то, что далось ему с большим трудом. Это очень обижает логичного мужчину. Он никак не может понять, как его жена, ничего не понимающая в сути вопроса, не задумываясь ляпнула то, что он вынашивал несколько дней. Женщины, помните, интуиция не должна проявляться раньше высказывания мужчины.

Мужчина ради этого живет. Он ждет, когда окажется нужным и тогда с великой радостью в сердце и холодным выражением лица подарит вам решение проблемы. И не ждите продолжения общения. Как только мужчина нашел ответ к задаче, его  интерес к этому тут же пропадает. Мужчина должен помнить, что давать решение нужно только тогда, когда женщина устала говорить, иначе это уже будет его выстрелом ей в спину.

Помогать мужчине – это значит ему не мешать! И не дай бог раскладывать его вещи по «своим» местам. Это уже чревато серьезными проблемами... Уборка – это не перекладывание вещей с места на место, это их выравнивание. Иначе поиск пропавшей вещи аннулирует все ваши усилия по наведению порядка за пять минут.

Желание улучшить то, что уже сделал мужчина – опасно в семейной жизни. Мужчина очень доволен своим трудом, и, если сам не попросит, лучше ничего не улучшать, иначе это будет в его глазах разрушением, а не улучшением. Не надо улучшать мужчин и все, что они сделали и решили, они этого не оценят. Ваш самый добрый совет он может воспринять как личное оскорбление, особенно когда у мужчины что-то не получается. Самое лучшее в это время показывать всем видом, что вы в него верите, и страшно обрадоваться, когда он найдет выход из положения.

А женщине важно не что ей сказали, а как ей это сказали. Что она почувствовала, когда ей это сказали. И какое это произвело впечатление на тех, кто был рядом... Для женщин главное – настроение, и они выражают его всей своей жизнью. Именно это является причиной такого разнообразия женского гардероба.

Мужчине достаточно одних брюк и штанов, он их даже сам не догадается постирать. Но женщина выражает свои чувства через внешний вид. Сколько чувств – столько вариантов одежды ей нужно. Это каторга для женщины, когда ее настроение сменилось, а выразить она его не может. Это обычно звучит как «мне совсем нечего одеть».

Отличий много, но поняв сам принцип взаимоотношений, мы легко подберем ключик к сердцу наших любимых. А следующее, что нас будет интересовать, это то, что наши отношения проходят определенные циклы развития, что и изучает ведическая психонумерология. Это значит, что каждый день недели окрашен определенным способом заботы и любви, который мы должны понять и воплотить в жизни, посредством собственных проб и ошибок...

Понедельник

Понедельник несет в себе качества Луны. Луна вызывает сомнения и беспокойства, поэтому в этот день надо проявлять заботу, защиту и покровительство, что, несомненно, поможет нашим любимых избавиться от страхов и даст им возможность легко идти по жизни.

Какие сомнения могут возникнуть в процессе взаимоотношений?

Любить трудно!

Почему же нам так трудно любить? Ответ очень прост – любить не трудно, трудно притворяться, что любишь! Для того, у кого есть любовь и преданность, не существует никаких трудностей.

Трудности в любви только добавляют радости тому, кто любит. Это похоже на голод перед пиром. Вкус еды становится только сильнее. Если пару дней не есть простого хлеба, то окажется, что даже его запах начинает сводить нас с ума. Или усталость перед сном – сон становится намного желаннее и слаще. Сон после усталости является лечебным, а без усталости отбирает последние силы

Трудность – от слова труд. Это значит, что мы работаем на кого-то и ожидаем зарплаты. Отсутствие вознаграждения и является для нас трудностью.

И награда не обязательно должна быть в денежном эквиваленте, достаточно мягкого взгляда. Взгляд человека способен передавать нашу благодарность на расстоянии. Помните, что мягкий взгляд – это не просто доброжелательное отношение, это реальная передача энергии на расстоянии – своеобразная валюта в отношениях. Этим часто пользуются женщины в своей жизни.

А когда мы смотрим зло – это значит, что мы требуем что-то от человека, это не просто агрессия, это вымогательство. Некоторый психологический рэкет... Одна из причин нашего одиночества – это наш собственный требовательный взгляд.

В восточной культуре уже давно известно, что злой взгляд несет болезнь, а добрый – излечение.

Поэтому любовь не основана на труде, она основана на благодарности, преданности и бескорыстии. Не найдя этих качеств в семье, человек будет изобретать новые формы раскрепощения, что опасно для семейного человека. Помните: неудовлетворенность вызывает изобретательность. Если ваш любимый начинает что-то изобретать – это должно прозвучать для вас как сирена тревоги...

Как факт можно привести исследования английских врачей, которые определили, что 11% детей в Англии не принадлежат отцу семейства.

Прочитать весь семинар http://www.ruzov.ru/psiho/psnum/psnum.htm

Скачать весь семинар http://www.ruzov.ru/book/psnum.chm

ТРАКТАТЫ, ЛЕКЦИИ, ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ...

Александра Давид-Неэль.

Мистики и маги Тибета.

 

Пер. с французского.

 

...продолжение...

Глава 3

Знаменитый тибетский монастырь Кум-Бум. - Монастырская жизнь. - Высшее образование у ламаистов. - Волшебное дерево. - "Живые Будды".

Спускаясь по горным дорогам из Жигатзе, я снова пересекла Гималаи. С сожалением расставалась я с очарованной страной, где несколько лет вела такое фантастически- пленительное существование. Я понимала, что из этого преддверия Тибета мне едва ли удалось хотя бы мельком заглянуть в его "святая святых" со всеми его своеобразными учениями и удивительными событиями, тщательно скрываемыми от непосвященных мистическими общинами необъятной Страны Снегов. Во время моего пребывания в Жигатзе мне открылся схоластический Тибет с огромными библиотеками, монастырскими университетами, учеными. Сколько еще остается узнать, а я уезжаю!
Жизнь в Бирме. Уединение в горах Сагэна у "Каматангов" (монахов-созерцателей) - самой суровой из всех буддистских сект.
Пребывание в Японии среди глубокой тишины Тофокю-жи, монастыря секты Зен. В этом монастыре в течение многих столетий сосредоточена вся духовная аристократия страны.
Пребывание в Корее, в Панья-ан (монастырь мудрости) - уединенном, затерянном среди лесов убежище, где несколько пустынников-мыслителей ведут тихое, суровое и незаметное существование. Когда я туда явилась с просьбой принять меня на время в их общину, проливные дожди совсем размыли дорогу. Я застала монахов Панья-ан за ремонтом повреждений. Молодой монах, сопровождавший меня с поручением рекомендовать меня от лица своего настоятеля, остановился перед одним из работавших, покрытым, как и все, с ног до головы грязью, монахе и, склонившись перед ним в глубоком поклоне, сказал несколько слов. "Землекоп" облокотился на лопату, с секунду внимательно меня рассматривал, затем кивнул в знак согласия головой и снова принялся копать, не обращая больше на меня ни малейшего внимания.
- Это настоятель, - объяснил проводник, - он соглашается вас принять.
На следующий день мне отвели пустую келью. Расстеленное на полу одеяло служило мне ложем, а чемодан - столом. Ионгден разделял с одним послушником, своим сверстником, помещение, так же скупо меблированное, как и моя келья.
Распорядок дня был следующим: восемь часов медитации, разделенных на 4 периода, восемь часов занятий и физической работы, восемь часов на принятие пищи, сон и развлечения. Развлекался каждый по собственному вкусу и разумению. Каждое утро около трех часов один из монахов обходил монастырь, стуком деревянной колотушки пробуждая других монахов ото сна, и все отправлялись в зал собраний, где рассаживались лицом к стене для двухчасовой медитации. Суровость монастырского устава выражалась и в скудной пище: рис и немного вареных овощей. Часто последние отсутствовали и вся трапеза состояла из одного риса. Молчание уставом не предусматривалось, как у траппистов, но монахи только изредка обменивались отрывистыми фразами. Они не испытывали необходимости в разговорах и не расточали энергии на внешнее проявление чувств. Мысли их были сосредоточены на глубоких истинах, а взор обращен на созерцание внутренней сущности, как на изображениях Будды.
Затем следует жизнь в Пекине, так далеко от квартала для иностранцев, что визит к ним составляет настоящее путешествие. Потом я жила в монастыре Пей-линг-ссе, бывшем императорском дворце.
И вот я снова отправляюсь в неодолимо влекущий меня край. Уже много лет мечтаю я о монастыре Кум-Бум, совсем не рассчитывая туда попасть. Но теперь это путешествие решено. Нужно пересечь весь Китай до его западной границы. Я присоединяюсь к каравану, состоящему из двух лам-тюльку,* (*Которых иностранцы ошибочно называют "живые Будды". - Прим.авт.) возвращающихся на родину со своими свитами, китайского купца из далекой провинции Кан-су и нескольких безвестных путешественников, желающих совершить переход по беспокойной стране под защитой большого каравана.
Чрезвычайно красочное путешествие, мои спутники уже сами по себе представляют обширный, полный сюрпризов, материал для наблюдений. В один прекрасный день огромный начальник каравана приглашает на постоялый двор, где мы отдыхаем, китайских гетер. Малютки в шароварах из светло-зеленого атласа и розовых курточках входят в помещение, занимаемое гигантом-ламой, словно семейство мальчиков-с-пальчиков к свирепому людоеду-великану. Лама женатый человек, "нгагпа", то есть, принадлежит к секте весьма свободомыслящих магов, имеющих весьма отдаленное отношение к духовному сословию. При открытых дверях происходит оглушительная ожесточенная торговля. Условия, предлагаемые этим дикарем, одновременно циничные и наивные, переводит на китайский язык невозмутимый толмач - секретарь ламы. Сделка заключена за пять пиастров, и одна из крошек-куколок остается на ночь у простака-великана, отпускающего ее только в десять часов утра.
В другой раз тот же лама затевает ссору с китайским офицером. На постоялый двор врываются вооруженные солдаты, прибежавшие с соседнего поста. Лама зовет своих слуг. Слуги хватаются за ружья. Хозяин гостиницы падает мне в ноги, умоляя вмешаться и не допустить кровопролития. С помощью говорящего по-тибетски попутчика-купца убеждаю солдат, что ниже их достоинства обращать внимание на дикарей из "страны трав". Потом внушаю воинственному ламе: человеку его звания не пристало связываться с простыми солдатами. Мир восстановлен.
Мне приходится познакомиться с гражданской войной и с разбоем. В качестве добровольной сестры милосердия пытаюсь ухаживать за лишенными всякой помощи ранеными. Однажды утром моим взорам предстал букет из отрубленных голов, подвешенных над дверью нашей харчевни. Этот букет служит источником вдохновения для моего невозмутимого сына, излагающего по этому поводу некоторые философские соображения о смерти. Продвигаться дальше по дороге немыслимо. Всюду на пути идут сражения. Надеюсь избежать неприятных встреч, направившись в сторону Тунгсшоу. На следующий день после нашего прибытия Тунгсшоу подвергается осаде. Наблюдаю штурм города, взобравшись на приставную лестницу, и смотрю, как осажденные на земляных укреплениях забрасывают нападающих градом камней. Мне кажется, будто я вижу одну из очень старых картин, изображающих войну давно минувших времен. Нам удается бежать во время грозы, когда "армия" спасается от дождя в укрытиях; после этого следует ночной переход. Река. Переправившись через нее, мы будем в безопасности; взываем к перевозчику на пароме. В ответ в нас стреляют с противоположного берега.
Забавное воспоминание о чае у губернатора Шаньси. Город окружен неприятелем. Чай подают солдаты с револьверами за поясом, с ружьями за спиной, готовые отразить ожидаемую с минуты на минуту атаку. Несмотря ни на что, гости беседуют спокойно, с обходительной и внешне безмятежной учтивостью, отличающей старинное китайское воспитание. Мы обсуждаем философские проблемы. Один из чиновников превосходно говорит по-французски и служит мне переводчиком. Каковы бы ни были чувства, волнующие в данный момент губернатора и его приближенных, на их лицах они не отражаются. Это беседа ученых. Обмениваясь изысканными мыслями, они бесстрастно наслаждаются изящной игрой ума. Как тонка, как восхитительна, несмотря на все свои недостатки, китайская раса!
В конце концов, мне удается уйти из зоны военных действий. Я в Амдо и занимаю на территории монастыря Кум-Бум маленький домик при дворце ламы Пегиай... Моя тибетская жизнь возобновляется.

* * *

Хвала тебе, о Будда!
На языке богов,
На языке нагов, демонов и людей,
На языке всех существ вселенной
Я возвещаю истину!

Стоя на террасе, крыше общей молельни, несколько юношей, каждый с раковинообразной трубой, возглашают эту священную формулу и одинаковым движением все сразу подносят к губам инструменты. Раздается необычный воющий звук. Трубные переливы последовательно вздымаются и снова низвергаются, как волны морского прибоя, разбрызгиваясь и долго бурля над спящим монастырем. Еще ночь. Безмолвный гомпа множеством своих низеньких выступающих из мрака домиков похож на некрополь, а силуэты музыкантов, облаченных в ламаистские тоги, на фоне звездного неба напоминают посланцев иных миров, сошедших с небес, чтобы пробудить мертвецов от вечного сна. Прерывные звуки замирают. В окнах дворцов монастырских сановников начинают мелькать огоньки. Из скромных жилищ младшего духовенства доносится хор голосов. Хлопают и скрипят двери, шум поспешных шагов гулко раздается на всех улицам монастырского города: ламы идут на утреннюю службу. Когда они появляются перед колоннадой молельни, небо бледнеет, занимается день. Монахи снимают войлочную обувь, оставляя ее снаружи беспорядочно разбросанной, и торопливо простираются ниц на самом пороге большого входа, или же на паперти, если они еще не монахи, а только послушники. Затем все спешат на свои места.
В Кум-Бум и других больших монастырях часто собирается несколько тысяч монахов. Зловонная, растерзанная толпа. Среди лохмотьев и рубищ странно выделяются роскошные одеяния великих лам из золотой парчи и украшенные драгоценными каменьями плащи избранных руководителей гомпа. Масса стягов, подвешенных к потолку в галереях и прикрепленных к высоким опорным столбам, являют собравшимся великое множество изображений Будды и богов, а на покрывающих стены фресках, среди когорт других героев, красуются святые и демоны в угрожающих или благодушных позах. В глубине огромного помещения за несколькими рядами алтарных светильников мягко мерцают позолоченные статуи великих, давно преставившихся лам и усыпанные драгоценностями ковчеги из серебра и золота, хранящие их мумии или кремационный пепел. Устремив свои требовательные или повелительные взоры на монахов, подавляя их своим количеством, все эти существа, скульптурные, живописные или представленные материально собственными останками, удивительным образом расширяют рамки конгрегации: кажется, будто прародители и божества смешиваются с толпой монахов. Мистическая атмосфера окутывает людей и предметы, застилает дымкой тривиальные детали, идеализируя лица и позы. Собрание это являет собой зрелище, оставляющее неизгладимое впечатление даже у тех, кому хорошо известен низкий уровень умственного и духовного развития большинства присутствующих монахов. Все сидят по-восточному, скрестив ноги - сановники на тронах разной высоты, зависящей от ранга их обладателей, а вся масса низшего духовенства на длинных, покрытых коврами скамьях почти вровень с полом.
Священные песнопения начинаются с глубокой низкой ноты в очень медленном темпе. Колокольчики, жалобные голоса гианлингов, оглушительные раскаты огромных труб, тамбурины всех размеров - от гигантских до крошечных, отмечают ритм хора и время от времени сопровождают пение.
Для послушников-детей отведены места на концах скамеек возле дверей. Мальчики едва осмеливаются дышать. Они знают, что стоокий "четимпа" мгновенно подметит малейший шепот или игривый жест. Им внушает ужас бич, висящий у него под рукой на столбе возле его высокого трона. Это орудие воздействия предназначается не только для мальчиков: вся монашеская братия за исключением сановников и старцев рискует при случае с ним познакомиться. Мне довелось несколько раз быть свидетельницей бичеваний. Одно из них имело место в гомпа секты "Сакьяпа".
В тот раз в молельне собралось около тысячи монахов, и, как обычно, звуки песнопений и музыки наполняли огромный зал своей суровой гармонией. Вдруг трое участников хора возымели неосторожность жестами сообщить что-то друг другу. Без сомнения, за спинами сидящих перед ними монахов, они были уверены в своей безопасности, думая, что главный надзиратель не сможет заметить взгляды и легкие движения рук, которыми они объяснялись. Но, должно быть, боги-покровители ламаистских молелен наделяют своих служителей сверхъестественной прозорливостью. Надзиратель видел все и сейчас же поднялся с места. Это был Кхампа колоссального роста с темной кожей. Стоя на ступенях своего трона, он казался бронзовой статуей. Величественным жестом сняв со столба бич, он, внушающей ужас поступью с грозным взглядом карающего небожителя, большими шагами пересек зал. Остановившись перед преступниками, он одним рывком поднял их за загривок одного за другим. Не было ни малейшей возможности избежать наказания. Покорившись своей участи, монахи пробрались через ряды собратьев и распростерлись ничком в проходе, прижав лоб к полу. Несколько звонких ударов бича легло на спину каждого провинившегося, и рослый блюститель порядка все с той же свирепой величавостью вернулся на свое место. Только нарушения правил поведения наказываются незамедлительно при всем честном народе. Кара за тяжелые проступки или за проступки, совершенные за пределами молельни, воздается в специальном месте и только после судебного дознания и решения, вынесенного монастырскими судебными органами.
Священнодействие длится очень долго и прерывается интермедией, вызывающей оживленное одобрение всех монахов: подают чай. Еще кипящий, приправленный по тибетскому вкусу маслом и солью, чай приносят в больших деревянных чанах. Дежурные по раздаче несколько раз проходят по рядам, наполняя протягиваемые им чаши. Отправляясь на ассамблею, каждый монах должен запастись собственной чашей, которая обычно хранится под курткой. На ассамблеях не разрешают пользоваться чашами из фарфора или серебра. Монахи должны пить из простых деревянных чашек. В этом правиле можно усмотреть далекий отзвук обета бедности, бывшего обязательным для всех монахов при древнем буддизме. Но плутоватые монахи-ламы ловко обходят неугодные им правила устава. Чаши самых богатых лам, несомненно деревянные, но сделаны из редкостных древесных пород или из наростов на некоторых деревьях с прожилками, образующими красивый рисунок. Такие чашки стоят порой до 70 рупий (700 франков). В определенные дни к обычному чаю добавляют несколько горстей тсампы* (*Мука из поджаренной ржи. Основная пища тибетцев; имеет такое же значение, как хлеб в Европе. - Прим. авт.) и маленький кусочек масла. Иногда масло заменяется супом. В некоторых случаях даровое угощение состоит из чая, супа и кусочка вареного мяса. В это время происходит раздача денег. При этом монголы по щедрости намного превосходят тибетцев. Я бывала свидетельницей, как некоторые из них за одно посещение оставляли в Кум-Буме свыше десяти тысяч китайских долларов (китайский доллар был в то время почти что равен американскому).
Члены братии особенно популярных монастырей часто получают приглашения на подобные банкеты, устраиваемые богатыми паломниками-мирянами или зажиточными ламами. Во время таких пиршеств переполненные кухни уже не вмещают гор тсампы и зашиваемых в бараньи желудки кусков масла. Их приходится складывать за дверями. Иногда больше сотни баранов попадает в гигантские котлы, где мог бы вариться суп для целой армии великанов-Гаргантюа.
В Кум-Буме и других монастырях, мне, как женщине, запрещали принимать непосредственное участие в этих вечерах. Но, когда я хотела, мне всегда присылали полную миску самого лакомого блюда. Таким образом, я познакомилась с одним монгольским блюдом, состоящим из баранины, риса, китайских фиников, масла, сыра, кислого молока, жженого сахара, имбиря и различных пряностей, причем все варилось вместе в одном котле. И ламаистские шеф-повара потчевали меня не только этим образчиком своего искусства.
И так изо дня в день, когда неумолимо брезжит пронизывающий зимний рассвет, и на заре теплого летнего утра - круглый год, совершается эта своеобразная заутреня в бесчисленных гомпа, разбросанных помимо Тибета по огромной территории Азии. Каждое утро мальчуганы, наряду со взрослыми, погружаются в странную духовную атмосферу, создаваемую смесью мистицизма, прожорливости и возбуждаемой денежными подачками алчности. Такое начало дня проливает свет на характер всего уклада монастырской жизни ламаистов. Тут снова соприкасаются разношерстные стремления, проявляющие свою истинную сущность во время ассамблеи: изощренная философия, торгашество, высокая духовность, неистовая погоня за грубыми плотскими наслаждениями. Все эти элементы переплетаются здесь так тесно, что напрасны были бы усилия выделить какой-нибудь из них в чистом виде. Послушники, воспитываемые среди самых противоположных влияний, поддаются тому или иному из них, в зависимости от врожденных склонностей и наставлений учителя.
Религиозное воспитание в Тибете готовит небольшой избранный круг ученых, великое множество неповоротливых бездельников, любезных и веселых жизнелюбцев и живописных фанфаронов, небольшое число мистиков, живущих в беспрерывной медитации в уединенных убежищах в пустынях. Однако большинство представителей тибетского духовенства нельзя с уверенностью причислить к той или иной категории. В каждом из них таятся, по крайней мере, потенциально, все указанные свойства. Такую множественность личностей в одном человеке, по-видимому, нельзя считать отличительной чертой одних только тибетских лам, но в последних эта многоликость развита в потрясающей степени. По этой причине их поведение и речи бывают для стороннего наблюдателя неистощимым источником сюрпризов.
Ламаистский вариант буддизма значительно отличается от буддизма Цейлона, Бирмы, Сиама и даже от буддизма, исповедуемого в Китае и Японии. Характер местности, избираемой тибетцами для постройки убежищ для братии, до некоторой степени созвучен своеобразному толкованию буддийской доктрины в Тибете. Тибетские монастыри, расположенные на горных вершинах, открытых всем ветрам вселенной, имеют воинственный облик. Кажется, будто они бросают вызов невидимым врагам во все четыре конца света. В то же время, гомпа, ютящиеся в пустынных высокогорных долинах внушают тревожное представление о таинственных зловещих лабораториях, оккультизме и черной магии. Такая двойственность в какой-то мере соответствует реальности. Хотя уже давно мысли большинства монахов всех рангов направлены на занятие торговлей или на другие тривиальные заботы, монастыри в эпоху своего возникновения создавались не для людей с таким прозаическим мировоззрением. Покорение дорогой ценой доступного восприятию человека потустороннего мира, приобретение опыта чистого разума, занятия магией, подчинение оккультных сил - вот цели, для достижения которых воздвигались среди облаков эти крепости и возникали загадочные, затерянные в горных лабиринтах селения.
В наши дни приходится, тем не менее, искать магов и мистиков за пределами монастыря. Спасаясь от насыщенной мирскими интересами монастырской атмосферы, они переселились в далекие, трудно доступные места. Розыски приютов уединений некоторых отшельников по сложности не уступают исследованиям настоящих научных экспедиций. И все же, за немногими исключениями, все анахореты начинают свой путь в качестве обычных послушников в одной из монашеских общин.
Мальчиков, предназначенных родителями для духовной карьеры, уже в возрасте восьми лет отводят в какой-нибудь монастырь и отдают на попечение монаха, связанного с семьей родственными узами или состоящего в дружеских отношениях с его отцом. Обычно опекун ребенка становится первым, а очень часто и последним его учителем. Богатые родители, имеющие средства оплачивать уроки ученого монаха, часто помещают ребенка к одному из них в качестве пансионера, или, по крайней мере, договариваются, чтобы мальчик регулярно брал у него уроки. Иногда учеников, особенно мальчиков знатного происхождения, принимают в дом какого-нибудь сановника культа, и тот более или менее добросовестно руководит их занятиями. Молодых послушников содержат родители, посылающие опекунам припасы: главным образом масло, чай, мясо. Помимо основных продуктов питания, состоятельные тибетцы присылают своим сыновьям лакомства: сыр, сушеное мясо, сушеные фрукты, сахар, пироги на патоке и т.д. Подобные драгоценные подарки натурой имеют большое значение в жизни маленьких монахов. Счастливчик, получивший посылку, может производить различные обмены и покупать услуги своих бедных, но чревоугодливых товарищей за горсть твердых как камень абрикосов или несколько крошечных кусочков сушеной баранины. Детям бедняков платить за учение нечем, и они идут в "гейоги" (добродетельные слуги), т.е. оплачивают уроки работой у опекуна в качестве слуги. Само собой разумеется, занятия в последних случаях имеют место редко и бывают непродолжительными. Учитель часто совсем или почти совсем неграмотный, в состоянии научить поступивших к нему в учение мальчиков только повторениям наизусть отрывков священных текстов, которые он к тому же потрясающим образом искажает и смысла которых совсем не понимает. Многие гейоги совсем ничему не учатся. Это происходит не потому, что черная работа поглощает все их силы и время, но по естественному в ребяческом возрасте равнодушию к наукам. Учиться их никто не заставляет, и мальчики проводят все свободное время в играх с такими же неимущими товарищами.
Как только послушника приняли в монастырь, он, сколько бы ему ни было лет, начинает получать положенную часть монастырских доходов* (*Доходы от урожаев монастырских угодий и от скотоводства реализуются светскими арендаторами. Три государственных монастыря Сера, Галден и Депюнг, расположенные вблизи Лхасы, и еще несколько монастырей получают, кроме того, ежегодную субсидию от правительства. Наконец, все монастыри занимаются торговлей через финансируемых ими посредников-купцов или же непосредственно через чиновников-монахов, выборных членов монастырской братии. Этим монахам поручается управление всем монастырским хозяйством. - Прим.авт.) и доброхотных даяний благочестивых прихожан.
Если с возрастом у мальчика пробуждается склонность к науке, ему не возбраняется поступить в одну из четырех высших школ, существующих при каждом крупном тибетском монастыре. Послушникам небольших монастырей, где нет школ, нетрудно получить разрешение пойти учиться в другое место. Программа монастырского образования ламаистов следующая: философия и метафизика - преподается в школе Тсен Гнид; ритуал (богослужение), магия и астрология - в школе Гиюд; медицина в школе Мен; священное писание и монастырский устав - в школе До. Грамматике, арифметике и другим наукам обучают частные преподаватели вне школы.
В определенные дни студенты-философы проводят публичные диспуты. Ученый спор сопровождается ритуальными жестами, оживляющими его самым забавным образом. Существуют своеобразные способы, задавая вопросы вращать на руке свои длинные четки, хлопать в ладоши и притоптывать ногой. Есть и другие, тоже скрупулезно соблюдаемые оттенки движений, например, подпрыгивать, задавая вопросы или отвечая оппоненту. Таким образом, несмотря на то, что тирады противников чаще всего заимствованы из трудов классиков и делают честь главным образом памяти цитирующего их философа, все-таки жестикуляции и антраша полемизирующих сторон создают иллюзию горячей дискуссии. Во время торжественных соревнований в красноречии монах, объявленный победителем, совершает триумфальный круг верхом на плечах побежденного противника.
Из сказанного не следует делать, однако, вывод, будто все представители ламаистской философской школы простые начетчики. Среди них встречаются выдающиеся ученые и тонкие мыслители. Хотя они и могут часами цитировать выдержки из бесчисленных произведений, но в то же время, умеют обсуждать смысл их и излагать выводы собственных размышлений.
Школа магии почти повсеместно самое богатое из монастырских схоластических заведений, а ее ученые "гиюд-па" пользуются глубоким уважением. На них возлагается обязанность охранять свой гомпа, отводить от него бедствия и обеспечивать благоденствие. Представители двух больших школ "гиюд" в Лхасе исполняют аналогичные обязанности по отношению ко всему государству и его владыке, Далай-ламе. В функции "гиюд-па" входит также поклонение и служение туземным богам и демонам. Благосклонность или нейтралитет последних покупают взамен обязательства постоянно им служить и удовлетворять все их потребности. Наконец, опять-таки "гиют-па" должен своим магическим искусством удерживать в заточении свирепые и злокозненные создания, если с ними невозможно столковаться никакими другими средствами.
Хотя за неимением другого слова в нашем языке нам приходится именовать гомпа монастырями, трудно найти какое-нибудь сходство между гомпа и христианскими монастырями, за исключением соблюдаемого монахами обета безбрачия и общей монастырской собственности. В отношении обета безбрачия следует оговориться: только одна реформированная секта гелугпа - в просторечии секта "желтых колпаков" - предписывает безбрачие всем своим монахам. В сектах "красных колпаков" безбрачие обязательно только для гелонгов, т.е. для монахов, получивших высшую степень посвящения. Женатые ламы имеют для себя и своих семей жилище за пределами монастыря. Кроме того, им отводят помещение и в монастыре, где они живут во время религиозных праздников или же, когда испытывают потребность уединиться на некоторое время для медитации, или совершения религиозных обрядов. Женщинам запрещается сожительствовать со своими мужьями в монастыре.
Назначение ламаистских монастырей - давать приют людям, преследующим цели духовного порядка. Эти цели весьма неопределенные, неодинаковы и необязательны для всех обитателей монастыря. Чаяния каждого монаха - низменные или высокие - составляют его тайну; ему предоставлена полная свобода добиваться осуществления своих целей какими ему будет угодно средствами. Единственные действующие в гомпа общие правила относятся к порядку и внешней благопристойности, обязательными как в монастыре, так и за пределами его, а также к регулярному посещению собраний. Последние обособлены от священнодействий, когда каждый из участников рассчитывает извлечь какую-нибудь выгоду духовного или материального порядка. Тут обитатели гомпа просто сходятся в зале ассамблей прослушать объяснения от лица властей предержащих о распорядке дня, а затем все читают или наизусть повторяют отрывки священных текстов. Считается, что подобные декламации имеют силу предотвращать бедствия, эпидемии; привлекать благоденствие. Поэтому такое чтение предписывается совершенно официально, как способствующее процветанию страны, ее монарха и благотворителей монастыря. Что касается ритуальных церемоний, то они тоже отправляются в целях, совершенно чуждых личным интересам священнослужителей. Тибетцы верят даже, что священнодействующий не может извлечь из отправляемого им обряда ни малейшей выгоды, и самые ловкие из "гиюд-па", желая обеспечить благотворное действие церемонии лично для себя, прибегают к помощи товарища.
Поскольку совершение магических обрядов, наоборот, преследует личные цели, медитации и мистические упражнения совершаются в индивидуальном порядке. За исключением духовного руководителя никто не смеет вмешиваться. Тем более, никто не имеет права требовать от монаха-ламаиста отчета о его религиозных или философских воззрениях. Он может исповедовать какое угодно учение, даже быть абсолютно неверующим - это его сугубо личное дело.
В тибетских монастырях нет ни храмов, ни часовен. Монастырские "лхакланги" (дома богов) просто считаются частными жилищами богов или исторических героев. Всякий желающий может нанести визит вежливости скульптурным изображениям божественных особ. Он зажигает перед ними светильники или сжигает в их честь благовония. Затем, отдав троекратный поклон, удаляется. Во время таких мимолетных аудиенций посетители часто испрашивают себе милостей. Однако некоторые ограничиваются только выражениями почтения совершенно бескорыстно и ни о чем не просят. Перед изображением Будды вообще никогда ни о чем не просят, потому что Будда переселился за пределы мира желаний, вернее, за пределы всех миров. Но все же посетители дают обеты, выражают свои чаяния, принимают решения. Например, гость мысленно произносит: "Ах, хорошо было бы в этой жизни или в дальнейших моих существованиях иметь много денег, чтобы раздавать щедрую милостыню и сделать многих счастливыми". Или же: "О, если бы я мог вполне постигнуть учение Будды и жить по его законам и заповедям!". Тех, кто, вознеся ритуальным жестом маленький зажженный светильник перед статуей Будды, жаждет только духовного просветления, гораздо больше, чем думают. Пусть они часто не делают никаких усилий, чтобы достичь его, все же мистический идеал спасения через познание продолжает жить среди тибетцев.
Полная духовная свобода, предоставленная монахам-ламаистам, сочетается почти с такой же материальной самостоятельностью. Члены монастырской братии не живут общиной. Каждый живет отдельно в своем доме или отведенном для него помещении и на собственные средства. Добровольная бедность, обязательная когда-то для последователей древнего буддизма, уставом не предписывается. Я уверена даже, что лама, давший обет бедности, встретил бы всеобщее порицание. Одни только отшельники могут позволить себе подобную эксцентричность. И все-таки, идеал полного отречения в том смысле, как его понимает Индия (и может быть одна только Индия), не совсем чужд и тибетцам: они вполне сознают его величие и всегда готовы отдать ему должное.* (*Анахорет и поэт Милареспа (XI век), самый популярный тибетский святой, служит тому примером. - Прим.авт.) Предания о "сыновьях из хороших семейств", променявших богатство и роскошь на жизнь нищего-подвижника, и более конкретно - историю Будды, бежавшего с трона махараджи, - всегда находят благоговейных и неподдельно восхищенных слушателей. Но такие истории о делах давно минувших дней кажутся им сказаниями о мире ином, не имеющем ни малейшего отношения к миру, в котором живут их высокочтимые пышные ламы.
Можно получить посвящение в тот или иной монашеский сан, не поступая в монастырь, но такие случаи бывают редко и только тогда, когда возраст кандидата в отшельники позволяет ему избрать свой путь самостоятельно.
Прием в монастырь не дает права на даровое жилище. Каждому монаху приходится покупать или строить себе дом, если только он не унаследовал жилища от своего родственника или учителя. Монахи, не имеющие средств стать домовладельцами, снимают одну или две комнаты в доме более зажиточного товарища. Небогатые ученики и старые бедные монахи чаще всего живут из милости в больших домах богатых лам. Самые неимущие, нуждающиеся не только в кровле, но и в хлебе насущном, нанимаются в услужение к великим ламам или выпрашивают для себя место в конторах или у выборных чиновников гомпа. Их благосостояние зависит от их собственных талантов. Одни могут выполнять обязанности редакторов, конторщиков, помощников счетоводов; другие работают поварами и конюхами. Счастливцам, попавшим в управляющие к какому-нибудь тюльку, часто удается составить большое состояние. Ученые монахи из бедняков зарабатывают на жизнь преподаванием. Имеющие талант художника пишут картины на религиозные сюжеты. Занятие это вполне почтенное и немногие монастырские школы изящных искусств привлекают множество учеников. Положение монахов, живущих у зажиточных лам или богачей-мирян, тоже считается выгодным. И, наконец, свободная профессия прорицателей и астрологов, - составление гороскопов, отправление религиозных обрядов в частных домах - постоянные источники доходов для трапа, добывающего средства к существованию собственным трудом.
Ламы-эскулапы делают завидную карьеру, если их искусство доказано исцелением от тяжелых недугов знатных особ. Впрочем, профессия доктора достаточно прибыльная даже при самых незначительных успехах на медицинском поприще.
Однако, коммерция кажется многим монахам самой привлекательной из всех профессий. Большинство послушников, войдя в возраст и не испытывая никаких склонностей к монашеству и к науке, пытают счастье в торговле. Если завести собственное дело им не по средствам, они нанимаются к купцам в качестве секретарей, кассиров, агентов и даже простых слуг. Некоторые торговые сделки разрешается заключать в монастырях. Но трапа, ведущим действительно крупные торговые операции, администрация монастыря по их просьбе предоставляет отпуск, даже на несколько лет, так что они могут сопровождать свои караваны и открывать торговые конторы, где им заблагорассудится.
Все монастыри ведут крупную торговлю, продавая или обменивая продукцию своих владений. К барышам присоединяется доход от больших "сборов доброхотных подаяний", именуемых "карткик". Одни сборы производятся через правильные промежутки времени, другие же эпизодически. Небольшие монастыри просто командируют кого-нибудь из монахов для взимания подаяния с жителей окрестных селений. Но в крупных монастырях "карткик" приобретает размеры настоящих экспедиций. Группы трапа, часто под предводительством сановников-монахов, идут из Тибета до самой Монголии, находясь в пути долгие месяцы и возвращаются подобно победоносной рати древних времен, подгоняя перед собой тысячные табуны лошадей и гурты домашнего скота, навьюченного разнообразными приношениями верующих.
Существует оригинальный обычай взаимообразно доверять какому-нибудь монастырскому чиновнику некоторую сумму денег или партию товаров на определенное время, часто на три года. Чиновник должен пустить вверенный ему капитал в оборот таким образом, чтобы прибыль позволила ему покрыть различные заранее обусловленные затраты: например, он должен будет поставлять масло для заправки светильников какого-нибудь храма или устроить определенное число трапез для братии гомпа, или же ему придется взять на себя расходы по ремонту монастырских зданий, приему гостей, содержанию лошадей или что-нибудь другое, а по истечении срока займа он обязан вернуть капитал сполна. Ссуду, полученную скоропортящимися товарами, он должен возвратить таким же количеством однотипных товаров. Если удача ему улыбнулась и прибыль превышает сумму обязательных по договору расходов, его счастье: остаток идет в его пользу. Но если ему не повезло, он обязан возместить недостающую сумму из собственных средств, так как основной капитал, переходя из рук в руки, должен в любом случае оставаться неизменным.
Управление большим монастырем так же сложно, как большим городом. Помимо населяющей гомпа многотысячной монашеской братии, монастырь распространяет свое покровительство на полчища арендаторов-полурабов, но зато он властен также творить над ними суд и расправу. На избираемых монастырским советом чиновников возложено вершение всех мирских дел. Они справляются с ними с помощью штата конторщиков и небольшого отряда полицейских.
 

...продолжение следует...

Всё только начинается... http://magic-goods.narod.ru

В избранное