Я читала, что в процессе своего развития, чтобы приблизиться к Творцу, человечество развивает свои эгоистические желания, и они должны развиться до того, чтобы человек захотел овладеть всем миром и высшими мирами. Но тогда получается, что чем больше в человеке эгоистических желаний, тем он ближе к Творцу?
Рав Лайтман:
Он не ближе, он удален так же, как и тот, в ком этих желаний мало. Но у него есть почва для исправления. Желания человека - это основа и двигатель развития - и материального, и духовного. То состояние, в котором сегодня находится человечество, - результат "перекоса", слишком интенсивного материального развития и резкого отставания в духовном развитии.
Для того чтобы Творец мог реализовать Свою единственную Цель -дать творению всю полноту наслаждения, - человек должен иметь очень мощные и развитые желания. Сытому человеку Вы не доставите удовольствия вкусной едой. А чтобы получить наслаждение от музыки, человек должен обладать развитым слухом. Это все примеры из материального мира, но для того, чтобы получить духовные наслаждения, уготовленные Творцом, человек должен развить в себе дополнительные органы восприятия, называемые в Каббале "духовными сосудами". А пока он этого не сделал, он бесконечно удален от Творца.
Человек не может изменить свой привычки, действия, взгляды, пока не придёт к выводу, что они вредят ему. И только когда он сам отчетливо ощутит, что эгоистические желания являются преградой, "не пускающей" его в высшие миры, не дающей ему власти над всем мирозданием, - он захочет их исправить. Он откажется от меньших (эгоистических) наслаждений ради больших - и не в загробном мире, а в этой жизни и в этом мире. А научиться исправлять эти желания он может с помощью Каббалы.
Для того чтобы реализовать истинный замысел творения, человек должен сохранить всю силу и интенсивность своих желаний. Ведь без желания невозможно овладеть знаниями управления миром, достичь ощущения вечности и совершенства, которые Творец хочет дать творению.
Вопрос:
Как я могу быть уверенна, что уже готова к изучению Каббалы?
Рав Лайтман:
Уже одно то, что Вы задаетесь такими вопросами, свидетельствует, что это не пустая трата времени. Вы найдете на них ответы, как и любой человек, который не ограничивает свою жизнь только повседневной рутиной. Теперь я объясню, почему это не пустая трата времени. Существует Творец и творение. Творение проходит всевозможные состояния - от начала истории человечества до сегодняшнего дня и далее, до конца исправления.
Мы живем в этом мире и будем еще не раз возвращаться в этот мир, как бывало и ранее. Из одного жизненного оборота в другой мы внутренне развиваемся, продвигаясь к цели, которая существует и которую мы откроем для себя. Не может быть более бездарного отношения к своей жизни, чем установка на то, что она не имеет ни смысла, ни цели. Но и просто предполагать наличие какой-то цели и какого-то смысла - этого недостаточно, это пассивный подход, пассивный период развития души. С
определенной ступени, с какого-то кругооборота человек становится действующим, активным в своем развитии. Как он узнает об этом? Он улавливает это в своем сердце, в своем стремлении к чему-то, чего он не находит в окружающем материальном мире. Его словно кто-то толкает к чему-то, что он еще не может различить и сформулировать.
Возникновение такого желания говорит о зарождении души из той Божественной искры, которая есть в каждом, но она дает о себе знать в определенный момент и, разумеется, не у всех в одно и то же время. Однако есть общие параметры, характеризующие определенные поколения. И в соответствии с тем, что писали каббалисты много столетии, назад, в нашем поколении зарождение души (Божественной, а не витальной, дающей возможность жить и развиваться и обычному животному, и человеку как его развитой разновидности) происходит уже не у единиц, как это было в прошлые века, а у многих тысяч. И вот эти люди не просто могут изучать Каббалу, но на них уже лежит и обязанность хотя бы познакомиться с основными положениями этой науки о законах высших миров.
Бааль Сулам пишет, что если тот, кому уже пришло время изучать Каббалу, отказывается от этого, он становится причиной многих несчастий в мире, потому что не вносит свою лепту в управление мирозданием. Общий закон мироздания устроен таким образом, что если человек уже должен включиться в управление как активный участник и не включается, его функции выполняет жесткая природная сила. В таком случае в нашем мире эта подмена силы человека на силу природы ощущается как несчастья, страдания. Поэтому как только человек начинает ощущать стремление к знанию, не ограниченному нашим материальным миром, он обязан начать знакомиться с устройством мироздания и ответить себе на вопрос о цели творения. Но человек, даже еще не готовый к активной духовной работе, должен теоретически знать, что такие вещи существуют. Это ускорит его развитие: ведь в тот момент, когда это случится с ним, он благодаря этому
знанию вызовет на себя свечение высшего света, который в соответствии с усилиями самого человека даст ему понимание и видение цели его существования.
"Человеку" в человеке надо дать возможность расти.
Сайт каббалистической группы "Бней Барух" под управлением рава-каббалиста Михаэля Лайтмана. Самая большая в сети база данных по Каббале: книги, статьи, чертежи, аудиозаписи, музыка, форум и многое другое.