Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Каббала в современном мире

  Все выпуски  

С праздником духовного возрождения


Выпуск 183
8   сентября   2010 г.
 



"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."       - Бааль Сулам. "Матан Тора" -

 Наука каббала, поясняя процесс исправления, никогда не обращается к отдельному человеку, ведь исправление состоит в соединении между нами.

 

С праздником духовного возрождения   

Дорогие друзья,  поздравляем с  Рош  а-Шана,   с 5771 годом от рождения Адама.  Желаем  всем   почувствовать себя едиными в стремлении выполнить свое предназначение перед миром .  В  быстрейшем  осознании  необходимости передать  всему мировому сообществу  знания о основополагающих законах мироздания и методику исправления природы человека в подобие со свойствами Высшей реальности - Творца.   Всем благополучия, мирного и успешного года.

      Международная академия каббалы <Бней Барух

Уроки по Книге Зоар. Каждое воскресенье, начало в 16:00 (время моск.)  Регистрация  для подключения к трансляции  с возможностью  получения дополнительных материалов    на   www.zoar.tv
        Разделы:     Утренние уроки    Архив последних уроков   Большой архив        

Новый курс для начинающих <Основы науки каббала> проводят наиболее опытные преподаватели академии из Израиля.  Начнется с 14 октября   http://edu.kabacademy.com/

Личный    БЛОГ  >>    М. Лайтмана
 Мир желаний     День рождения человека      Общий язык Творца и творения     Истинные причины страха людей (клип)  

 
    

Праздники месяца Тишрей

      Ведущий: В преддверии осенних праздников мы хотим поговорить об особенностях предстоящего периода: к чему мы должны готовиться и что этот процесс символизирует для каждого из нас. Д-р Лайтман, что означают праздники месяца Тишрей?

      М. Лайтман: Наши праздники и традиции исходят из каббалы, из духовного, ведь в нашем мире им нет никакого оправдания. Мы не празднуем сбор урожая или смену времен года. Даже если у нас и есть связанные с этим обычаи, то они являются следствием духовных сил и действий. Как объясняют каббалисты, раскрывшие духовные миры, оттуда нисходят силы, которые формируют наш мир и определяют процесс, проходимый нами в течение годового цикла: от Начала года (Рош а-Шана) через все месяцы до его завершения. Это происходит потому, что нисходящие к нам силы материализуются в нашем мире, воздействуя на нас и на всю вселенную.

      Поэтому, выполняя обычаи в нашем мире - каждый согласно своему пониманию, желанию, полученному воспитанию и привычкам, - мы должны иногда задаваться вопросом: а для чего мы это делаем? Что от этого получаем? Разумеется, эти действия образуют культурно-воспитательные рамки народа, и это хорошо, ведь у каждого народа есть свои традиции. Но у нас эти обычаи имеют духовный корень - нечто необычное, не находящееся в плоскости этого мира. Нисходя из духовного мира, этот высокий корень озаряет в нашем мире ветви, которые мы называем обычаями: начало года, месяца, неделя, суббота и т.д.

      Смысл этих явлений объясняет наука каббала. Она говорит, что человек в нашем мире из поколения в поколение, из кругооборота в кругооборот проходит процесс развития, пока не спросит себя: "зачем я живу", "что получаю от жизни"? Такие вопросы люди задают в нашем поколении, чувствуя внутри себя пустоту и подавленность. Действительно, для чего мы живем? Что с нами происходит сейчас? Что будет потом? Эта жизнь заканчивается, этот мир конечный, и неизвестно, каким будет этот конец - наше поколение испытывает огромный страх, думая о том, что с нами произойдет.

      Такие вопросы приводят человека к состоянию, которое называется <месяц Элуль>. Это значит, что он судит себя: кто я, для чего живу, какая польза от моей жизни? Когда эти вопросы проявляются в нем со всей горечью, он находит науку каббала: вдруг он видит фильм, включает телеканал, покупает книгу, встречается с товарищем, его приводят в группу. И тогда он начинает понимать свою природу и узнает о нашем предназначении: все человечество должно между собой объединиться. Сегодня вся жизнь вынуждает нас к объединению в глобальном мире, и природа показывает нам, что мы связаны.

      Но человек этого не хочет, он чувствует отторжение и ненависть к другим. Это чувство приводит его к осознанию зла, как сказано: <Я создал злое начало>. Т.е. впервые Творец показывает человеку свои действия напрямую, раскрывая в нем злое начало. И это называется, что человек находится в "месяце Элуль" в "слихот" (просьбах прощения). Он начинает определять свои свойства как отрицательные, поскольку из-за них не может соединиться с другими людьми, не может уподобиться Творцу, приподняться над животным уровнем существования и перейти на духовную ступень.

        Когда он приходит к этому осознанию, то решает начать новый этап в жизни - чтобы у нее была цель и продолжение. Он готов подняться над своей природой на новый уровень, в новое измерение. Это называется, что он начинает новый год - приходит к Рош а-Шана (слово шана происходит от слова шинуй - изменение). Поэтому Рош а-Шана называется днем сотворения Адам Ришон, рождением Человека.

        После Рош а-Шана человек с новыми силами, полученными от группы во время изучения науки каббала, продолжает двигаться дальше - к 10 дням раскаяния. Это значит, что он проверяет, есть ли у него свойства, возможности, желания и силы, с которыми он может продвигаться вперед и чего-то достичь. И убеждается, что не только полон зависти, ненависти и властолюбия, которые раскрыл во время слихот, но у него вообще нет ни одного свойства, в котором он мог бы соединиться с другими и хотя бы в минимальной мере достичь раскрытия Творца. Это состояние называется Судный день - человек себя судит, и, вместе с тем, это день радости, поскольку он понимает, что зло в нем сотворил Творец. Причем оно проявилось не просто так, а после усилия, которое он приложил в группе, в объединении, в учебе, в распространении. Он много вложил, чтобы раскрыть правду, и рад, что раскрыл ту меру разделения, которая существует между ним и остальными людьми.

       Исходя из этого раскрытия, он видит, что ни одно свойство не может использовать. И это называется, что он находится в состоянии Судного дня, принимая на себя пять ограничений соответственно пяти группам наших желаний: еда, питье, мытье, ношение кожаной обуви и половые отношения. Эти желания нельзя использовать: поскольку они эгоистические, то с ними невозможно войти в духовный мир. Следовательно, их необходимо исправить.

       И тогда человек готов к исправлению. Как зародыш в чреве матери, он входит под высшее влияние в сукку - символ материнского лона, воздействия Высшей матери (Има Илаа). Он находится под покровом сукки - под воздействием окружающего света, который светит ему издали. В той мере, в которой он может выдержать это свечение, в нем происходят изменения, и он достигает первого исправления, которое называется "Радостью получения Торы" (Симхат Тора). Это очень похоже на то, что происходило у горы Синай. Симхат Тора означает получение в первый раз средства исправления, с которым человек способен продолжать дальше - до Окончательного исправления.

       Мы завершаем наши праздники Радостью получения Торы, и нам больше ничего не нужно для начала нового года. У нас есть раскрытие всех желаний в Судный день, есть Тора, которую мы получили в Симхат Тора, есть две линии - правая и левая. Имея в своих руках все средства, мы можем действовать и достичь полного исправления нашей души. Таков, в сущности, проходимый нами процесс.   

     

  Вопрос: Вы объяснили этапы исправления отдельного человека, а каково воздействие этих праздников на народ в целом?

      Наука каббала, поясняя процесс исправления, никогда не обращается к отдельному человеку, ведь исправление состоит в соединении между нами. Именно с этой целью была создана первая каббалистическая группа, которую основал праотец Авраам. Люди, которых он вывел из Древнего Вавилона, называли себя Исраэль (прямо к Творцу) и <егуди>  (от слова ихуд - объединение). Их было много - несколько тысяч, и они объединились в свойстве милосердия на основе принципа <быть как один человек с одним сердцем>. Авраам внедрил в народ эти принципы, взяв их из духовного мира.

      Согласно природе мы отдалены друг от друга. В Вавилоне это проявилось в смешении языков, в ненависти, пылавшей между людьми, в гордыне, которая толкала их построить башню до небес. Авраам видел, что это неправильный путь. Он говорил, что нельзя следовать этой гордыне. Нужно разбить идолов и перестать преклоняться перед эгоизмом. В мире действует и миром правит одна сила - сила любви и отдачи, и только перед ней нужно преклоняться. Что значит преклоняться? Принимать ее как самую великую и стремиться к подобию ей. Согласно этим принципам Авраам основал народ Израиля - каббалистическую группу.

      Тот же процесс произошел при Даровании Торы народу Израиля после его исхода из Египта. Выйдя из рабства с возросшим эгоизмом - это называется, что они взяли у египтян золотые и серебряные сосуды, - народ Израиля прошел этап осознания зла в месте, которое называется не Вавилонская башня, а гора Синай. Но это то же самое. Они раскрыли ненависть между собой точно так, как обнаружили ее в Вавилоне перед тем, как ушли оттуда. После исхода из Египта раскрытая ими ненависть называется гора Синай, но условие исправления такое же: вы должны объединиться.

       В Торе сказано ясно: готовы ли вы объединиться как один человек с одним сердцем? Готовы ли принять на себя взаимное поручительство, буквально соединяясь вместе? И они ответили: <сделаем и услышим>, т.е. готовы вложить все силы, чтобы быть объединенными. Решение пойти на объединение означает подъем с уровня месяца Элуль к Рош а-Шана. И когда это произошло, то они получили Тору - свет, возвращающий к источнику. С Торой они начали себя исправлять и достигли пустыни Синай - следующего этапа исправлений и работы над собой, пока не пришли в Землю Израиля - так называется исправленное состояние.

      Т.е. и в группе Авраама, и в группе Моше, которая была намного больше, соблюдался тот же принцип: объединение между всеми. Именно в соединении между собой они раскрыли высшую силу, Творца. Ведь разрыв между душами изгоняет ощущение свойства отдачи, а соединение между душами рождает чувство объединения, отдачи и любви. Это и есть Творец - сила отдачи и любви, которая раскрывается между нами.

      То же самое происходит сегодня. Мы чувствуем всеобщую ненависть - это называется мировым кризисом, подобного которому никогда не было. Все друг друга ненавидят, стараются отдалиться, закрыться. Семьи распадаются, дети не хотят признавать родителей, родители не хотят растить детей, супруги не уживаются друг с другом. Наш эгоизм такой, что это уже не Вавилонская башня, не гора Синай, а некое колоссальное чудище. Мы столкнулись с проблемами экологии, с ударами природы, с всеобщим кризисом во всех областях деятельности человека. Все рушится и уходит из-под нашего контроля. И это для того, чтобы еще раз нам сказать: вы готовы соединиться между собой? Вы готовы соответствовать природе, быть с ней в гармонии? Если да, то получите Тору: возьмите науку каббала и начинайте исправляться. А если нет - то, как при Даровании Торы, здесь будет место вашего погребения.

      Сейчас мы находимся в переходном периоде, который называется принятием решения в месяц Элуль перед Рош а-Шана. Мы надеемся, что всем человечеством сможем быстро прийти к решению, что у нас нет выбора - мы обязаны себя исправить. Тогда мы увидим, что не способны это сделать. Мы уже знаем, что причина всех наших проблем -  эгоизм, но пока не видим силы, с помощью которой его можно исправить. Поэтому мы все еще находимся в состоянии, предваряющем Судный день. Мы хотели бы повернуться, изменить себя, свою парадигму и отношение к реальности, но не способны. Мы не знаем, с помощью чего это сделать, и можно ли вообще что-то предпринять? Проблема в том, что мы все еще относимся к нашей жизни по-старому и поневоле это отношение продолжаем.

      Будем надеяться, что под воздействием ударов человечество поймет, что выбора нет. С другой стороны, через наше распространение оно узнает, что есть средство для исправления.   Тогда оно достигнет состояния Рош а-Шана, а затем - через 10 дней раскаяния, т.е. осознание зла, - и Судного дня. В сущности, нам нужен именно Судный день: увидеть, что мы не способны на объединение, но есть сила, с помощью которой мы можем себя исправить. Из этого решения, принятого в Судный день, когда мы просим: <Раскрой нам врата>, раскроются ворота исправления, и мы войдем в семь дней Суккота, т.е. в исправление.

      Я очень надеюсь, что человечество осознает необходимость этого процесса и сумеет пройти его, чтобы достичь жизни вечной и совершенной. В первую очередь, это зависит от народа Израиля, поскольку мы уже прошли этот процесс в прошлом, и от него в наших душах осталась запись - т.н. решимо. Сейчас, живя в земле Израиля, мы обязаны принять решение, поняв, что за счет объединения народа достигаем раскрытия высшей силы. А если, не дай бог, продолжим жить в разобщении, то, конечно же, не преуспеем ни в чем, и наше пребывание здесь будет под угрозой.

      Вопрос: Есть ли какая-нибудь связь между предстоящим периодом праздников - особая атмосфера, особое чувство в народе, - и духовным корнем, о котором вы сейчас говорили? Например, должны ли мы выполнять обряды, или думать о духовном продвижении, чтобы улучшить нашу жизнь?

      Мы обязаны принять решение. От этого зависит, перевесит ли чаша заслуг чашу вины, и человечество сможет продвигаться добрым путем. Когда мы объясняем миру, что такое наука каббала, то люди, которые слышат об этом, начинают относиться к нам дружелюбно, с теплом и пониманием. Они готовы объединиться с нами и действовать вместе. А остальные народы мира, которые не слышали и не знают, кто мы, относятся к Израилю с откровенным пренебрежением и ненавистью.

       Поэтому сейчас перед нами отличная возможность реально изменить отношение народов к нам, а также общую ситуацию в мире. На нас обрушиваются экологические удары, и этот процесс будет усиливаться, ведь мы находимся лишь в начале этих изменений. Мы вызвали дисбаланс в природе, и это возвращается к нам, обязывая срочно что-то предпринять. Меру нашего несоответствия высшей силе, которая раскрывается как благо, добро и любовь, мы, погруженные в ненависть и зло, будем ощущать как удары во всех областях, срезах и формах.      Это необходимо как можно скорее объяснить всем. Давайте, поторопимся и быстрее пройдем такие этапы, как месяц Элуль, слихот, Рош а-Шана, Судный день и достигнем Суккот!  А лучше всего - Радости получения Торы. От нее и далее путь уже проложен: мы двигаемся с помощью двух сил - добра и зла, исправляем силу зла, эгоизм, силой добра, силой света, и поднимаемся.

      Вопрос: Почему так сложилось, что исторически эти праздники связаны с еврейством?

      Такое отношение связано с тем, что люди, в том числе и сам народ Израиля, не понимают смысла таких понятий, как еврей и народ Израиля. Все видят, что существует нечто странное, выделяющееся, с которым ничего нельзя сделать - не понятное ни себе, ни другим. На самом деле народ Израиля - это та группа каббалистов, которая в течение истории прошла особенный путь, чтобы подготовить себя для исправления мира. И сейчас она сначала должна реализовать исправление на себе, а потом передать его всему миру. О предназначении народа Израиля сказано в "Предисловии к Книге Зоар" и во многих других источниках: в Книге Зоар, в трудах АРИ.

      Дело в том, что исправить все человечество за один раз невозможно. Созданная Творцом реальность состоит из пяти уровней глубины желания - 0,1,2,3,4. Я не могу сразу исправить желания четвертого уровня, а потому начиню с самых легких - нулевого и первого уровней, - постепенно переходя к более тяжелым. Таков процесс. Поэтому сначала в исправление включается народ Израиля. Глубина желания в нем небольшая, а потому сказано, что он малочисленный среди народов. Он исправил себя у горы Синай и вошел в Землю Израиля - так называется исправленное состояние. Но этого недостаточно, ведь необходимо исправить и остальные желания - большие и грубые.

      С этой целью желания, называемые народом Израиля, разбиваются и смешиваются со всеми остальными желаниями. Их падение называется разрушением Храма, а смешение с другими желаниями называется изгнанием, поскольку они находятся ниже своего уровня, т.е. Земли Израиля. После того как смешение между душами заканчивается, а это произошло в 19 веке,  начинается исправление.

      Народу Израиля физически дается возможность вернуться в Землю Израиля, и он сюда возвращается, но пока только внешне, не за счет внутреннего исправления. Теперь, начиная с внешнего, мы должны исправить себя внутренне. Прежде всего, мы должны исправить себя на уровне Земли Израиля - это первое исправление. Тем самым мы притягиваем к себе свет, который через нас может распространиться ниже, на уровни 2,3 и 4. Почему? Потому что мы смешались с ними в изгнании и теперь, когда пребываем на своем месте, включаем в себя желания народов мира. Получается, что мы привлекаем свет и для себя, и для народов мира, и от нас этот свет распространяется вниз. Так происходит исправление.

      Поскольку народ Израиля обязан себя исправить и принести свет народам, то получается, что все зависит от нас. Поэтому антисемитизм и давление на нас только усилится, если мы не начнем выполнять то, что на нас возложено. Об этом пишут все каббалисты. Будем надеяться, что мы придем к Началу года, примем решение и осуществим его.

Вопрос: Мы говорили об особом значении праздников - исправлении человека и всего народа:

Разумеется, весь этот процесс духовный. Раскрыв его, каббалисты рассказали нам о нем и предложили установить такие же обычаи в этом мире. Но между тем и другим нет связи. Ты можешь выполнять обычаи, ничего не зная о духовном. Разумеется, этим ты себя не исправляешь, ведь исправление производит свет, возвращающий к Источнику, который мы притягиваем в процессе изучения науки каббала. Поэтому те люди, которые не изучают науку каббала, себя не исправляют: мы видим, что любви к ближнему они не достигают. 

Вопрос:  Выходит, в течение этих праздников необходимо обращать внимание на связь между людьми?

Необходимо знать одно: все исправления относятся к связи между нами - кроме этого, как мы изучаем из разбиения общей души, ничего нет. Творец создал одну душу, которая называется Адам Ришон, и разбил ее на множество частей. Сейчас мы существуем в реальности в виде разобщенных точек, а Творец от нас скрыт. Зачем необходимо скрытие? Если Творец раскроется, мы помимо своей воли захотим быть с Ним связанными и никогда не будем самостоятельными. Поэтому Он установил скрытие до тех пор, пока мы не достигнем Его свойств - любви и отдачи, т.е. станем независимыми от Него.

С этой целью произошло разбиение. И мы из разбиения должны достичь отдачи, а затем любви. Достижением отдачи является уровень "не делай товарищу то, что ненавистно тебе", а достижением любви является уровень "возлюби ближнего, как самого себя". В конечном счете, мы проходим всего два этапа. Первый означает, что мы исправляем себя светом Хасадим, а второй - светом Хохма. Как только мы этого достигаем, скрытие аннулируется, исчезает, и мы становимся равными Творцу, достигаем слияния с Ним.

Так что, о каких бы праздниках или других состояниях мы ни говорили, не может быть ничего другого, кроме объединения! Больше нам просто нечего делать! В процессе объединения мы должны исправить 613 желаний. Сначала все они эгоистические - ради себя, а мы исправляем их ради отдачи. Исправление каждого желания называется выполнением заповеди, поэтому нам предстоит выполнить 613 заповедей. За счет чего происходит исправление, т.е. перевод желания из намерения "ради себя" в намерение "ради ближнего"? - За счет особой силы, которая называется свет, возвращающий к источнику, или Окружающий свет. Этот свет, исправляющий все 613 эгоистических желаний, называется Тора. Нам  нужно лишь достичь объединения с помощью этого высшего света.

Ведущий:  Объясните, пожалуйста, коротко следующие понятия:

Праздник. Слово хаг (праздник) означает кружение, периодическое повторение. На каждой ступени мы должны исправить себя, объединившись в других условиях, с большей силой, в иной форме.

Ужасные дни. Ужасными они являются потому, что свет Хохма раскрывает разность между собой и нами. Свет Хохма называется ужасный.

Слихот (просьбы прощения). Человек начинает видеть разность между собой и Творцом. Он судит себя, чувствуя свою противоположность Творцу. Но не об этом он сожалеет - такова природа, созданная Творцом, - а о том, что видел своим свободным выбором возможность исправиться, но не захотел выполнить исправление.  

10 дней раскаяния. Число 10 указывает на 10 сфирот между Началом года и Судным Днем. Мы проверяем наши желания и видим, что все они эгоистические - ни одно нельзя использовать.

Шофар (рог). Подъем важности свойства отдачи относительно свойства получения: слово шуфра означает лучшее.

Яблоко в меду. Не обязательно яблоко - могут быть финики или пшеница. Мы хотим подсластить произошедшее прегрешение и с помощью исправления достичь сладости. Но прегрешение остается тем же: к нему лишь добавляют намерение ради отдачи, и оно становится добром.

Быть в голове, а не в хвосте.  Мы хотим, чтобы у нас было голова выше тела, а не как у животных - на одном уровне. Голова означает, что мы принимаем решение, и наше намерение предваряет действие - мы подготавливаем свои желания к исправлению.

Гранат. Говорят, что в гранате есть 613 зернышек. Поэтому он является символом души, в которой есть 613 желаний, требующих исправления.

Пост. Запрещено использовать не исправленные желания. Символом этого запрета является пост.

Схах (покрытие шалаша). Это экран. Мы хотим исправить себя - быть между собой в любви и отдаче над нашим эгоизмом. Творец построил скрытие, а мы строим свое. И если мы строим его правильно, а это называется намерением ради отдачи, то Его скрытие аннулируется.

Радость. Это распространение света Хохма, наполнение им наших исправленных желаний. Тогда мы чувствуем себя выше времени и пространства, в вечной жизни, ведь Тора называется освобождением от ангела смерти. Мы поднимаемся выше уровня смерти: тело умирает, а мы продолжаем жить в душе. 

_______________________  

Своих зрителей  с Новым Годом поздравляет коллектив 66 канала израильского телевидения <Каббала ТВ> (HOT и YES)  Будем стараться и в этом году радовать вас новыми интересными передачами  (http://bit.ly/dqhdsI) для всех возрастов и предпочтений.

Мы желаем, чтобы будущий год стал началом духовного подъёма и надеемся, что в новом году мы все станем ближе друг к другу как в своей семье и стране, так и во всём мире. А став ближе, мы увидим, как положительно это влияет на других, и на нас самих.

**************************
CСЫЛКИ     ПО     ТЕМЕ :
               Международная Академия Каббалы "Бней Барух"
               Виртуальное обучение по сети Интернет
               Трансляция телеканала Каббала ТВ
               Глобальные проблемы человечества
                  О преодолении мирового кризиса
              Газеты:   'Каббала Сегодня'   'Каббала Миру'
               Рассылка   "НАУКА КАББАЛА"
               Cайт автора по тематике каббалы

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ:
в Израиле                  в Москве и Санкт - Петербурге
в Украине       в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана.
Можно заказать книги через интернет.

В избранное