← Сентябрь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 2 выпусков (1-2 раза в 2 месяца)
Сайт рассылки:
http://www.kabbalah.info/rus/
Открыта:
02-02-2001
Адрес
автора: rest.mystery.kabbalah-owner@subscribe.ru
Статистика
-1 за неделю
Каббала в современном мире: Эволюция познания - ч. 5
Михаэль Лайтман
Начало проявления души в человекеВ человеке есть первоначальное эгоистическое желание к Творцу, которое зарождается на определенной стадии его земного развития, и человек ощущает его как что-то неизвестное, высшее, непонятное, как бы не имеющее своего места в нашем мире. Желание устремлено к этому неизвестному, непонятному, находящемуся выше нашего мира. Это - начало проявления души в человеке, которая в дальнейшем раскрывается только в мере его сознательного развития. Душа не может развиваться неосознанно. Если человек собственным усилием устремляет себя к Творцу, тогда его душа, его желание, развивается. Если же он этого не делает, оставаясь на своем изначальном уровне, то Высшая сила и решимот, проявляющиеся в человеке, вызывают дискомфорт, страдания, и все равно вынуждают его правильно развивать точку своей души. Развиваясь ступенчато, наша душа как бы переходит с одного уровня на другой. По сути, это одна развивающаяся душа, которая проявляется относительно человека все в большем объеме. Хотя душа имеется у всех видов творения - развивающиеся души могут быть только у людей, и больше ни у кого и ни в чем. В принципе, и у неживых объектов, и в растительном мире, и у животных существует душа, потому что иначе этих объектов не было бы в нашем ощущении. Ведь речь идет об общем желании, созданном Творцом, и разделяющемся по своей интенсивности на <под-желания> - части, которые так и называются: неживое, растительное, животное, человек. Внутри желания уровня <человек> тоже происходит разделение на неживой, растительный, животный и человеческий уровни. Именно часть <человек> в человеке подлежит исправлению, сознательному развитию, а все остальные как меньшие, предварительные уровни, развиваются только в соответствии с этой частью. Это уровни неосознанного развития нашей души. Только ее наивысший уровень - уровень, который относится к Творцу, - мы должны развивать осознанно: и на духовном, и на нашем земном уровне. На духовном уровне тоже существуют такие части души (неживое, растительное, животное - так называемые ангелы, чертоги, <офаним> и т.д.), которые не развиваются. Они поднимаются вместе с уровнем <человек>, как бы, помогая, прилепляясь к нему. У них не происходитсвоего осознанного развития. Они развиваются только в той мере, в которой развивается наивысшая часть. Что такое творчествоЖажда творчества, жажда самовыражения, способность и желание творить - к какой части пирамиды желаний оно относится? Несомненно, творчество относится только к человеческому уровню желания. Оно присуще человеку, поскольку в нем есть свойство Бины, свойство Творца. Если бы свойства Творца в человеке не было, он бы жил только животно-растительным видом желаний. То есть, никак не развивался бы и даже не искал пути развития. Однако в нас присутствует, хоть и эгоистическое, но свойство отдачи, которое проявляется в направлении: изнутри - наружу. Поэтому человек занимается не только собственным потреблением, как животное, для которого главное - хорошо себя чувствовать внутри: наполниться и лечь спать. Человек изнутри ощущает некие позывы, порывы - необходимость выйти наружу из себя. Хотя это проявляется эгоистически, но является следствием наличия в нас свойства Творца, свойства отдачи. Если в человеке эти свойства развиты в большей степени, то он быстрее продвигается к осознанию необходимости развития души. Ведь он ищет, как себя реализовать, и развивает себя все больше и больше. Он начинает создавать, творить. Реализуя себя в созидании, в отдаче, он постепенно начинает ощущать, насколько это ничтожное занятие. Оно не приводит к желаемым результатам. Одну, и две жизни человек может провести в прекрасных порывах, получая большое наслаждение от своих занятий, но, в итоге, он все равно придет к разочарованию и к тому, что это желание вырастет до следующего уровня. Можно сказать, что творчество - это, как бы, начало проявления пятого уровня желания, желания к Творцу, но существует оно вследствие разбиения келим. Оно может существовать не только на уровне <человек> в человеке, но и на всех нижних уровнях: неживом, растительном и животном. Однако именно оно гонит человечество вперед. Чем вызвана в нас тяга к творчеству? Проявлением решимот. Ведь все, что в нас развивается, все, что толкает нас вперед, - это решимот. Есть люди, которые относятся к более высокому слою в общей душе Адама Ришон: в них желание к творчеству выше. Имеются люди, относящиеся к более низким слоям общего желания. У таких людей желание к творчеству меньше. Практически, любой поиск вне человека является творчеством, и поэтому можно сказать, что творчество - это, в целом, поиск Творца. Оно исходит из свойства Творца в нас, и оно же приводит к Творцу. Взаимодействие желаний души и телаЕсли говорить о физическом теле и душе, то ни полностью, ни частично они друг с другом не взаимодействуют. Естественно, когда в человеке говорит желание к Творцу, называемое душой, его остальные желания, которые мы именуем телесными, при этом подавляются. Хотя подавление это относительное: телесные желания - к еде, сексу, теплу - все равно проявляются, потому что это желания неживого уровня. Они обязательно будут присутствовать в человеке. Остальные же - общественные желания (денег, почестей, власти, знаний) - устремлением к Творцу будут вытесняться. У каббалиста, по мере его развития, остаются два крайних вида желаний: телесные и к Творцу, а все остальные, находящиеся между ними, станут просто подавлены. Таким образом, одни желания могут влиять на другие: подавлять их или увеличивать, развивать. Например, человек начинает заниматься Каббалой, чтобы завоевать уважение других людей. Желание более низкого уровня помогает развиться более возвышенному желанию. Потом само занятие Каббалой раскроет такие глубины, что так называемое <ло лишма> - ради себя - просто исчезает. Тогда человек начинает заниматься Каббалой, как таковой. Мы всегда должны помнить, что под телом и душой в Каббале подразумеваются желания. Желание к Творцу называется душой, а желания к Творцу закамуфлированные, скрытые, в которых не ощущается отношение к Источнику, называются телом. Хотя на самом деле они все равно - к Творцу, поскольку все исходит от света - Творца, создавшего желание. Поэтому все желания направлены к одному и тому же источнику, просто это скрыто от нас. Связи между ними - тоже параллельные. Любое желание, к Творцу или к земному наслаждению, состоит из пяти частей. Эти желания, как бы, параллельны друг другу и могут влиять одно на другое. Если человек себя плохо чувствует и не может стремиться к Творцу так, как делает это в другое время, то не следует забывать, что причина такого состояния - его решимо. Таким образом оно сейчас проявляется в нем, и он обязан действовать, исходя из данного состояния. Однако из любого состояния человек все равно должен пытаться найти точку контакта с Творцом. Точка в сердце ждет своего часаПод телом в Каббале понимается тело духовного парцуфа, то есть, его желания. Другими словами, тело в Каббале - это и есть душа. Под телом же в нашем мире мы понимаем физиологическое тело, которое построено из материи нашего мира по отпечатку строения души. Для чего это сделано? Для того чтобы человек, находящийся в нашем мире, в этом теле мог родиться, жить и существовать независимо от души, и иметь свободу воли, чтобы самому развить свою душу из точки в сердце. Тогда кроме физиологического тела у него будет и душа, а если он этого не сделает, то души у него не будет. Пока человек еще не развил в себе душу, он имеет определенную витальную силу, энергию, обеспечивающую ему существование, из которого он может начать свое духовное развитие - как с нуля. Однако эта витальная сила не имеет никакого отношения к душе. Эта самая низкая духовная субстанция, не имеющая никакого собственного движения. Она называется земной и такой отпечатывается в наших пяти неживых органах чувств. Весь наш, так называемый, мир представляет собой низшую духовную ступень, которая понижена настолько, что уже не имеет отношения к духовному, и существует только как его отпечаток. Душа в человеке должна развиться. Она ждет, когда человек будет готов ее развивать, то есть, пройдет такие состояния в этом мире, которые, с одной стороны, убедят его, что внутри своего тела он себя не наполняет, а с другой стороны, именно тогда в нем пробудится так называемая точка в сердце. Это уже точка его духовной составляющей, которая может меняться в соответствии с его собственным выбором, собственным усилием, собственным желанием развивать себя духовно. Ее человек и начинает развивать. Изначально эта точка в сердце присутствует подобно зародышу, внутри желаний, составляющих наше тело. Эти желания проходят различные кругообороты, а точка в сердце, как бы, ждет своего часа. После того как желания тела прошли все свои метаморфозы и развились до такого состояния, когда человек начинает понимать, что дальше ему развиваться некуда, когда он осознает порочность этого развития, тогда и начинает себя проявлять точка в сердце. В человеке образуется сила, отталкивающая его от нашего мира, так называемые, страдания, и сила, притягивающая к духовному миру, - наслаждения. С помощью этих двух сил человек начинает движение в направлении к духовному. Есть ли связь между наслаждением в нашем мире и наслаждением духовным? Никакой связи нет. Эти наслаждения ощущаются в абсолютно разных келим, их получатели - полностью различны. Связь между ними лишь в том, что ощущает их один и тот же человек. В нем и происходят эти переключения: ощущения в кли этого мира - ощущения в кли духовного мира. Так, постепенно он развивает кли духовного мира, пока не начинает ощущать себя, как бы живущим в нем. Зачем нам телоМы все находимся в общей душе, и точка в сердце - это наш корень в этой душе. Пока мы свою душу ощущаем как точку. Тело и душу мы ощущаем одновременно, поскольку ощущаются они в совершенно разных келим. В кли, имеющем намерение ради себя, ощущается эгоистическая - <нечистая> сторона, так называемая "клипа", "ситра ахра" (неисправленные, эгоистические желания). В кли с альтруистическим намерением "ради Творца" ощущается свойство отдачи Творца. Келим эти - разные, потому что имеют разные намерения, а от намерения зависит все. Мы не имеем власти над желанием. Оно поступает в наше распоряжение по мере того, как мы обретаем способность им пользоваться: правильно или неправильно. В каждом из нас желания развиваются по общей программе свыше. Мы же можем воспринимать, ощущать себя в намерении ради себя и в намерении ради Творца. Если мы ощущаем намерение ради себя, это является <нечистой>, левой стороной. Наш мир находится под этой левой стороной, только уже в отсутствии ощущения Творца. Над <махсомом> (<махсом> - барьер, отделяющий материальный мир от духовного) в левой линии ощущается Творец, и мы желаем насладиться Им ради себя. Под махсомом, под левой линией находится наш мир, где мы желаем насладиться ради себя, но не знаем, где источник наслаждения, поскольку он скрыт, он - над махсомом. Душа в нашем мире существует только как точка. Выше махсома она начинает проявляться как правая линия. Мы поднимаемся по средней линии, возникающей при взаимодействии правой и левой линий. Меня спрашивают: <Почему каббалисты, которые находятся в ощущении души, одновременно ощущают свое физиологическое тело?> Потому что это ощущение остается в качестве неживого уровня, который не нуждается в исправлении и остается таким как есть. Поэтому тело должно умирать, и к вечности оно не имеет никакого отношения. Эта часть представляет собой желание насладиться ради себя на минимальном уровне. Каббалисты используют его только для того, чтобы существовать, а все остальное переключают на развитие точки в сердце, души, но это минимальное желание остается. Поэтому все мы - и великие каббалисты, и обычные люди - живем, страдаем из-за собственного тела, болеем и умираем, пока не достигнем Полного исправления. Когда душа разовьется полностью и достигнет своего последнего состояния, тогда в теле просто не будет необходимости. Ведь оно нужно для того, чтобы человек каждый раз реализовывал свой свободный выбор и выходил на следующий уровень развития души. На каждом уровне душа падает, переходит нулевую границу, и вновь поднимается. На каждом из уровней, какими бы высокими они ни были, человек, переходя с одного уровня на другой, теряет прошлую ступень души и остается только в своем теле. Затем, с этого уровня начинает растить новую ступень души. Поэтому тело ему необходимо, но когда он заканчивает полностью развитие души, тело утрачивает свое значение. Это подобно зерну, посаженному в землю. Для того чтобы прорасти, оно должно полностью сгнить, но и, сгнив, зерно все равно должно продолжать развиваться. Его информация, не имея духовного носителя, должна перейти на следующую ступень. Таким духовным носителем на следующей ступени становится тело. Так что и сегодня в нас существует духовная информация, но она находится в теле. Что значит - в теле? Она просто сопровождает наше физиологическое тело. Поэтому пока мы не разовьем душу до самой последней ступени, тело нам необходимо. Оно необходимо даже на предпоследней ступени и при переходе на последнюю. Ведь в духовном переход со ступени на ступень - это полный разрыв. Предыдущая ступень исчезает, а следующей еще нет. В это мгновение человек остается только в своем физиологическом теле. Сколько желаний у душиТворцом создано желание, которое делится на 613 частей. Все вместе эти желания делятся на пять уровней авиюта. Работа с каждым из авиютов в себе, в своем желании, взаимодействие с Высшим светом, подобие ему, наполнение, отдача с этим авиютом называется миром. Поэтому все миры подобны друг другу по своим частям - 613 частей остаются. Только один мир находится выше или ниже другого, потому что имеет другой авиют. Каждая сфира духовного парцуфа представляет собой коренное свойство. Итак, в общем теле души существует 613 желаний, которые разделяются на пять частей: Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин, Малхут. В нашем мире человек рождается в физиологическом теле с определенным набором свойств. В нем есть те же 613 желаний - отпечаток с 613 духовных желаний, которые образовались в душе под воздействием духовного света. Свет желает, чтобы с их помощью душа ощутила, насладилась, наполнилась Им, и через все свои 613 желаний в сумме, познала общий интегральный свет, который сам по себе на части не разлагается. Когда душа соединяет 613 частей вместе, она постигает этот общий свет как цельный, а не состоящий из 613 наслаждений. Когда в нашем мире создается физиологическое тело, оно, как бы, состоит из тех же частей, что и наше духовное тело, но только построено из биологических элементов. То есть, в нашем физиологическом теле есть те же 613 физиологических частей, которые являются следствиями 613 желаний в душе. Разделение это происходит в разуме (моха), и в ощущении, в сердце (либа). Аналогично этому в нашем теле происходит разделение на разум и чувства. У нас есть пять органов чувств, рядом с которыми существуют, как бы, пять разделов разума, обслуживающих эти органы чувств. В нас существуют желания видеть, слышать, обонять и т.д., а рядом с этими пятью видами желаний в мозгу существует разум, который помогает и обрабатывает эти желания. Таким образом, строение нашего физиологического тела аналогично строению духовного парцуфа. Что определяет индивидуальность613 желаний в нас не имеют стандартного соотношения между собой. Каждая их комбинация - индивидуальна. Она свойственна только конкретному человеку и определяет индивидуальность каждого из нас. Существуют люди, у которых более развита эмоциональная сфера, и есть такие, у которых более превалирует разум. Сочетаясь в определенных комбинациях, чувства и разум формируют, зачастую, очень интересные способности и свойства. Человек рождается умным, или немного глуповатым, наивным, хитрым и т.д. Он восприимчив к определенным свойствам, воздействиям. Все это является частными комбинациями наших 613 внутренних желаний, но не имеет никакого отношения к духовному развитию. Духовное развитие определяется только индивидуальным внутренним устремлением человека. Если, исходя из своих данных (которые заложены в нем и от него не зависят), человек совершает усилие пропорционально своим возможностям, то именно это его усилие измеряется. В соответствии с этим он и заслуживает духовного подъема. Принимается во внимание только индивидуальное усилие, а не то, что в человеке заложено изначально. Однако даже если один совершил усилие на килограмм, а другой на десять килограмм - это еще не означает, что в духовном продвижении, развитии второй достигнет большего. Это зависит также и от начальных условий. Возможно тот, кто совершил усилие на килограмм, получил такие начальные условия, которые не в десять, а в сто раз хуже, чем у того, кто совершил усилие на десять килограмм. Необходимо учитывать и индивидуальные волевые качества человека, и начальные условия, в которые он был поставлен, а этих данных мы в своем распоряжении не имеем. Поэтому человек не может сравнивать себя с остальными, ведь правильный расчет произвести невозможно. Потому мы и не должны принимать во внимание какие-то особые свойства человека, его одаренность, таланты. К духовному они не имеют никакого отношения. Менее умный и даже самый глупый может быстрее остальных постичь Высший мир и стать самым великим каббалистом. Любому человеку достаточно тех данных, которые у него есть. Не имеет значения острота его ума, способность к анализу и пр. Ведь анализ, который производят в Каббале, - не тот, который мы проводим в разуме. Он совершенно другого рода. Это анализ под воздействием Высшего света, анализ чувственный. Для того чтобы подниматься по духовным ступеням, наш земной внешний разум совершенно не нужен. Человек получает совсем другой разум - развивающийся из духовного опыта. <Разумом>, <головой>, <духовным парцуфом> называется поиск, возможность реализовать желание отдачи. Это не имеет никакого отношения к земному, эгоистическому разуму, желающему все приспособить к себе. Вполне возможно, тяжелее будет тому, кто имеет развитый земной разум, но его могут подтолкнуть страдания. Ведь, страдая, эгоизм начинают искать способ избавиться от них. Постепенно человек все больше осознает, что сам является их источником Таланты человека, его музыкальные или художественные способности тоже никакого отношения к Каббале не имеют, и она ими не занимается. Это область исследований психологов, физиологов и т.п. Зачастую, особые способности передаются по наследству, и это лишний раз говорит о том, что они не имеют отношения к духовному. В духовном существует жесткий закон: <Тора не передается по наследству>. Из истории мы знаем, что, как правило, дети великих каббалистов не становились тоже крупными каббалистами. Разумеется, были исключения, как, например, рабби Эльазар - сын Рашби (автора книги Зоар), Рабаш - сын Бааль Сулама. Однако это единичные случаи из тысяч других. Ничего не известно о детях Моше - величайшего человека, давшего нам Тору, полную инструкцию духовного восхождения! Существовали еще многие, кто не оставил по себе никакого следа. Потому Каббала и не занимается исследованием таланта. В нашем мире он позволяет некоторым образом выразить свою личность, украсить жизнь. Человек с его помощью может наполнить себя, возможно, и других, но для духовной цели, для вечности, не замкнутой на этом мире, талант бесполезен. Все великие произведения угаснут вместе с человечеством. Это видно и по отношению к ним самого человечества: на сегодняшний день все эти произведения используются лишь как выгодное вложение капитала. О каббалистических буквахПринято считать, что Каббала занимается мистическими свойствами букв и слов. Каббалистические тексты зашифрованы, и непосвященным невозможно разгадать их тайный смысл. Что же на самом деле представляют собой буквы и слова, из которых состоят каббалистические тексты? Все происходит из точки, желания. Под воздействием света эта точка (созданное желание) начинает развиваться и вбирать в себя его свойства. Будучи десятой сфирой, она включает в себя девять первых, и таким образом в ней образуются всевозможные сочетания между желанием и светом, наслаждением. Все эти сочетания объединяются в четыре вида информации, называемые <таамим>, <некудот>, <тагин>, <отиёт>. Таким образом, в буквах нет ничего сверхъестественного. Это просто символы передачи информации, обозначения, помогающие произвести запись данной информации. Когда можно говорить о передаче информации? Когда существует творение, действующее определенным образом. Оно начинает самостоятельно реагировать, взаимодействовать с Высшим светом, и тогда мы говорим о появлении различных информационных блоков. Творение состоит из пяти частей или 613 желаний. Эти желания в различных обстоятельствах проявляют себя по-разному. То есть, существует определенное состояние творения, этих 613 желаний, которые тем или иным образом реагируют на Высший свет. Всего можно записать пять больших пороговых, относительно друг друга, состояний, пять миров: <начало точки йуд>, <йуд>, <кей>, <вав>, <кей>. В мире Бесконечности все эти состояния сливаются воедино. В каждом из этих миров, обозначаемых определенной буквой, есть свои подступени, которые имеют такие же названия: <начало точки йуд>, <йуд>, <кей>, <вав>, <кей>. Но каждую ступень можно разделить и иначе: до <хазэ> (грудь) и после <хазэ>. До <хазэ> свойства взаимодействия 613-ти желаний со светом отчетливо не проявляются, потому что сами желания еще не выражены в ясной, четко определяемой форме. Начиная с ЗАТ дэ-Бина (семь нижних сфирот Бины), и далее - в Зеир Анпин и Малхут - взаимодействие Малхут с девятью первыми сфирот проявляется явственно, и там появляются 22 символа, буквы. В конце каждого мира, в части, ограничивающей его, отделяющей от следующего мира, находятся пять дополнительных ограничительных экранов, называемых <МАНЦЕПАХ>. Соответственно этому, в алфавите иврита существует пять букв, которые при употреблении их в конце слов пишутся иначе. Это буквы <мэм>, <нун>, <цади>, <пэй> и <хаф>. Свойства этих букв, символов, изображений каждой ступени одинаковы на всех уровнях, поскольку каждый мир является отпечатком предыдущего мира. Существуют четыре большие ступени: <юд>, <кей>, <вав>, <кей>, в каждой из которых тоже есть <юд>, <кей>, <вав>, <кей>. В свою очередь, каждая из этих ступеней тоже имеет структуру <юд-кей-вав-кей>, и так до бесконечности. Разница же заключается только в большем или меньшем проявлении этих сил на разных уровнях. В каждом мире мы можем говорить о получающих келим АХАП, где находятся буквы, а об отдающих келим Гальгальта ве-Эйнаим (ГЭ) - нет, поскольку там этих букв или символов не имеется. Бааль Сулам объясняет это в своей статье <Вступление к Книге Зоар>. Он пишет, что мы можем говорить о Малхут в мире Адам Кадмон, низшей сфире наивысшего мира, но о сфире Кетер в мире Асия, высшей сфире самого низкого мира, - нет. Таким образом, жонглирование буквами нам ничем не поможет. Это равносильно попытке ребенка построить из кубиков настоящий дом. Когда человек находится на определенном духовном уровне, и в нем имеются внутренние свойства этого уровня, тогда он внутри себя производит определенные действия, как бы пишет буквы, а затем, из этих действий складывает слова. То есть, последовательность букв, последовательность духовных состояний, выражается определенным словом или целыми предложениями. Если мы раскроем каббалистический молитвенник, то увидим, что в нем изображено множество букв - одинаковых, меняющихся... Это не слова, а просто буквы. Они указывают на то, что человек определенное количество раз должен повторить некие действия. Однако какой смысл 20 раз повторять букву алеф? Дело в том, что если после первого раза каббалист повторяет ту же самую букву алеф второй раз, это не является повторением. Он уже не в том состоянии, в котором находился в первый раз. Он выполнил первый раз действие, соответствующее букве алеф, теперь он над ней поднимается на следующую ступень этой же буквы алеф. Это можно представить, как алеф в квадрате, в третьей степени, в четвертой степени, то есть, повышение в этом же свойстве. Поэтому буквы пишутся большое количество раз. Буква - это действие малхут на фоне светаВ молитвеннике изображены буквы и их сочетания, на первый взгляд, совершенно произвольные, ничего не значащие для нас. Поскольку буквы - это желания, то они отпечатываются и в самом парцуфе. В нем (в пэ дэ-парцуф) происходит ударное соединение (зивуг дэ-акаа), и выясняется связь Малхут с девятью первыми сфирот. В <пэ дэ-рош> парцуфа собраны все возможности, для того чтобы выявить все буквы, и не только выявить, а проговорить, произнести их, передать речью. Ведь есть различия между языком изложения (сафа) и речью (лашон). Буквы делятся на 5 групп, и рот (пэ), то есть, место, где происходит зивуг дэ-акаа, тоже состоит из пяти частей, каждая из которых - это тоже структура <начало точки йуд-йуд-кей-вав-кей>, генерирующая определенные свойства, буквы. Произносимые нами звуки делятся на зубные, горловые и т.д. Для того чтобы выразить эти буквы звуками, у нас есть особый аппарат: горло <гарон> - часть, специально исходящая из головы и переходящая в тело, и само тело, которое тоже состоит из пяти частей. То есть, для выражения того, что находится ниже головы, необходимо участие тела. В этом помогают легкие, которые раздуваются и сокращаются, и многие другие органы, что определено Вторым Сокращением - Цимцум Бет. Таким образом, буква представляет собой определенное состояние, а слово - это набор состояний. Оно указывает на начало, конец, переход, образование состояния, следствие из него и т.д. Поэтому не может быть слова, состоящего из одной буквы. Ведь буква выражает собой просто состояние, не включая причину и следствие. Почему все буквы иврита - согласные? Дело в том, что буква - это действие малхут на фоне света, а огласовки, делающие из согласной буквы гласную, указывают на присутствие света. Поэтому в иврите все буквы - согласные. Возвращаясь к сказанному, можно еще раз отметить: если человек не управляет духовными силами, которые выражаются определенным символом - буквой или сочетанием букв, то их произношение или написание никакого воздействия на духовный мир не оказывает. Ведь этим не приводятся в действие силы. Когда человек сможет начать это делать, тогда по каббалистическому учебнику он будет видеть, как можно запустить весь механизм, и это будет действительно его распоряжение. Человеку же, не имеющему духовного постижения, манипуляции буквами не помогут. Ведь он просто рисует их контуры. Путь к абсолютному совершенствуСуществует Высшая сила, которая желает привести нас к абсолютному совершенству, но это совершенство должно ощущаться нами. Мы не должны находиться в бессознательном состоянии, в каком-то внешнем совершенстве, которого не чувствуем. Абсолютное совершенство и вечность должны ощущаться самим творением. Для того чтобы привести творение к этому состоянию, нужно создать в нем голод, желание перейти именно в это состояние. Другими словами, необходимо такое состояние, которое было бы противоположным этому наибольшему плюсовому состоянию. То есть, человек, в итоге, должен ощутить самый большой <минус>. Как это можно вообще пережить? Разве можно вынести состояние абсолютного несовершенства, абсолютной ущербности? Если бы мы строили движение творения от минуса к плюсу в желании насладиться и в наслаждении, то не смогли бы этого сделать. Ведь это означало бы, что творение должно ощутить абсолютный <минус> и потом из него перескочить в абсолютный <плюс>. То есть, творение от нулевой точки должно было бы спуститься вниз. В состоянии -1 пожелать подняться в состояние +1, спуститься в состояние -2, подняться в состояние +2, и так до пятой ступени, поскольку всего существует пять ступеней. То есть, для того чтобы достичь ступени +5, нужно было бы побывать в состоянии -5, но <минусовые> состояния - это такие состояния, которые творение не смогло бы перенести. Потому система работает иначе. Действие происходит не в самом желании насладиться и в наслаждении, а в намерении над желанием. Поэтому мы все соотносим только с намерением, все измеряем только в намерении, а желание просто сопутствует и поддерживает это намерение. Человек входит в <минусовые> и в <плюсовые> состояния относительно намерения. В намерении он переходит от левой линии к правой, от эгоистических намерений (клипа) - к альтруистическим (кдуша), а само желание в расчет не принимается. Все создано именно таким образом, чтобы человек смог выдержать этот путь, иначе он бы его пройти не сумел. Как устроены ступени постиженияТворец, Высшая сила, имеет цель - привести человека к состоянию абсолютного совершенства. Однако нет никакого сомнения в том, что сам человек не знает, к какому состоянию он должен прийти. Он не знает и не может знать заранее, каким будет его следующее состояние, потому что знать следующее состояние означает - находиться в нем, постигнуть его, обладать его свойствами, ощущать, осознавать. Поскольку невозможно находиться в следующем состоянии, прежде чем постиг его, ощутил и определил - всегда каждое следующее состояние, каждая следующая ступенька, постигается в состоянии абсолютной неразберихи, растерянности, абсолютного незнания, отсутствия постижения, то есть, тьмы. Можно ли в таком случае совершить целенаправленное действие, которое помогло бы привести именно к тому, следующему состоянию, если оно неизвестно? И как оно может быть нам известно, если еще непостигаемо? Получается, что человек вроде бы останавливается в полной темноте и не знает, как и в какую сторону двинуться. Что же может помочь ему в продвижении вперед? Вот тут и возникает следующий этап в понимании действий Творца - того, каким образом Он создал эти ступени. В том ощущении, которое человек испытывает, находясь на нынешней ступени, Творец дает ему ощущение обратного состояния будущей ступени, то, что называется <АХАП Высшего>. Он показывает человеку условия, которым тот должен соответствовать, если желает подняться на высшую ступень. Эти условия представляются человеку в виде помех. Что это значит? Творец показывает человеку более высокие свойства отдачи, чем те, в которых тот в данный момент находится. Допустим, человек находится на ступени номер один, и вдруг начинает ощущать, что находится в темноте, а что означает эта темнота? Условия ступени номер два. Ступень большей отдачи проявляется относительно человека как тьма. Можно сказать и иначе: ступень номер два - это не более высокая ступень, а следующий уровень желания человека, проявляющийся сейчас в своем отрицательном, эгоистическом качестве. Если человек взберется на него и уцепится за высшую ступень, невзирая на все помехи, которые в нем сейчас образуются, сможет устремиться к цели - к отдаче - с помощью этих же помех, подавляя их, реализуя, - тогда он поднимется на следующую ступень. Высший раскрывает нам свои условия, но относительно наших нынешних свойств мы воспринимаем эти высшие условия, высшие свойства отдачи как тьму. Иначе говоря, в нас возбуждаются эгоистические желания следующей ступени, которые нам кажутся тьмой. Они создают в нас тьму, и над ними мы должны работать, разбираться с ними. Таким образом, можно смотреть на это со стороны свойств кли следующей ступени (номер два), которая поднимается в нас в эгоистическом виде, а можно говорить и о свойствах света - уже исправленных свойствах высшей ступени, которая ощущается нами в виде тьмы. Эти воздействия Высшего, его АХАПа, или возрастающие в нас эгоистические желания, помехи, ощущаются нами как страдания. Ведь в нас пробуждаются пустые желания, наполнить которые мы не можем. Мы не знаем, как это сделать, из какого источника, поскольку источник скрыт, не ощущается нами. Можно сказать и иначе: источник кажется мне противоположным. Он ненавистен мне, потому что исходит из альтруистического свойства второй ступени - относительно первой, на которой я нахожусь, и потому я ощущаю это как страдание. Мое тело на любых уровнях - неживом, растительном, животном, человеческом, духовном, - не согласно с тем, что несет мне этот источник. Находясь в первом состоянии, человек ощущает второе состояние отрицательным, именно эти отрицательные ощущения постепенно воздействуют на него и, в итоге, заставляют каким-то образом согласиться и начать поиск выхода из этого ощущения. Чтобы перестать ощущать страдания, человек соглашается на все что угодно, даже на свойство отдачи. Нужно любить ближнего? Я готов любить ближнего, только дайте возможность освободиться от этих страданий. Такое состояние называется <ло лишма>. Ради того чтобы не ощущать страдания, человек готов на обретение свойств отдачи, а это уже определенное движение вперед. Из этого состояния он начинает возбуждать на себя свечение окружающего света, и находясь в первом состоянии, эгоистически желает перейти во второе, альтруистическое состояние. Такое воздействие оказывает на него окружающий свет, и это называется чудом. С человеком происходит действительно чудо - его эгоистические желания начинают исправляться на альтруистические. Таково свойство Высшего света. Свет исходит из альтруистического источника и поэтому исправляет человека до уровня своих свойств отдачи. Может ли наш эгоизм быть равным нулюПрактически, такого состояния быть не может. Лишь в начале, когда зарождалась точка буквы йуд, можно сказать, что это желание в какой-то момент своего развития (мы вынуждены говорить о времени, другого языка у нас нет) совершено не осознавало себя, и было нулевым. Однако, развившись из этого нулевого состояния дальше, оно больше никогда не может быть равным нулю. Оно лишь может проходить состояния, равные нулю в осознании себя и имеющегося в нем наполнения. Существуют такие переходные состояния, когда человек может сказать, что находится в абсолютном отключении от всего. Это состояния полной потери осознания, ощущения, но состояния эти мимолетны и существуют только относительно сознания человека. Целенаправленность страданийВсе страдания, которые испытывает человек в этой жизни, нужно рассматривать только с точки зрения их направленности на достижение следующей ступени. Если бы человек это знал, и каждое, даже самое маленькое страдание, оценивал целенаправленно, он продвигался бы к цели очень быстро. Помочь, усилить осознание этого может только окружающее общество. Оно может постоянно подсказывать человеку и напоминать, что все, происходящее с ним, есть результат воздействия Высшей силы, которая тянет его на следующую ступень духовного развития. Если бы этот факт человек осознавал постоянно, и постоянно, во всех своих отрицательных состояниях, связывал себя с этой Высшей силой, требовал контакта с ней, то вызывал бы на себя свечение окружающего света, и таким образом, быстро продвигался. Таким должно быть отношение к страданиям на всех уровнях. Общественные страдания или личные, страдания животных, растений, или каких-то неживых объектов - все они входят в то общее состояние страдания, которое толкает к цели все творение. Появление же этих страданий вызывается только тем, что человек как венец творения не продвигается к цели в нужном темпе. Если бы человек двигался к цели в унисон с возбуждающими отрицательными ощущениями, то есть, если бы отрицательные ощущения немедленно вызывали в нем стремление к получению Высшего света исправления и подъема к более высокому альтруистическому уровню, то вместо страданий человек ощущал бы непрерывное возвышение. Мы можем к этому прийти, но только с помощью четко организованного вокруг человека общества. Ведь все мы - и неживая, и растительная, и животная, и человеческая природа, - это единый организм. Бааль Сулам пишет об этом в своей статье <Введение в науку Каббала>. Потому абсолютно все страдания являются целенаправленными, и уж тем более те, которые ощущает человек. Все, что создано в мироздании, кроме человека, включается в человека, зависит от человека и вместе с человеком поднимается к Цели творения. Для чего нужна смертьНаше эгоистическое желание разделено на пять отсеков по типу духовного кли. В нем ощущается наслаждение, получаемое с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Именно это мы воспринимаем как ощущение жизни, ощущение существования. Свет, который наполняет эти пять желаний, дает нам ощущение жизни. Как только эти пять видов желаний наполняются и нужно переходить к следующему состоянию этих пяти желаний, к следующему парцуфу (порождение одного парцуфа другим означает завершение кругооборота - <гильгуль>), наше физическое тело сразу же умирает. Пять видов желаний трансформируются в начальную точку следующего парцуфа, и рождается следующее физическое тело. Что это значит? В этих пяти видах желаний рождается следующее ощущение, и человек через пять органов чувств ощущает, будто находится и в теле, и в каком-то внешнем объеме. Естественно, ни тела, ни внешнего объема не существует. Это то, что в данном <неживом>, минимальном желании ощущается как жизнь, как существование. Когда все пять предыдущих желаний <отработали> свое, полный парцуф образует как бы зачаток следующего парцуфа, поскольку каждый следующий парцуф на уровень выше предыдущего. Тогда и происходит завершение кругооборота - умирает старый человек, рождается новый. В принципе, существует только желание, разделенное на пять частей и ощущающее себя и свое существование, - то есть, себя и находящееся вокруг - как тело и вселенную вокруг этого тела. На самом деле, ни тела, ни вселенной нет! Это просто ощущение в желании, которое рисуется нам таким образом, а мы воспринимаем это как свое тело и вселенную вокруг нас. Сколько кругооборотов мы должны пройтиКоличество наших реинкарнаций задано изначально, вплоть до того состояния, когда человек, находясь в наинизшем желании, достигнет реализации наивысшего - связанного не с <мертвым> желанием неживого уровня, а с точкой в сердце, которая возбуждается в нем дополнительно к этому желанию. Эта точка в сердце является желанием к Творцу, желанием наполниться Им, ощутить Его, стать таким, как Он. Когда человек развивает ее относительно Творца, все желания этого мира остаются на своем прежнем уровне, а точка в сердце превращается в огромный парцуф, называемый <душа>. Как только человек достигает своего полного исправления и полного наполнения своей души, он больше не нуждается в реинкарнациях (гильгулим). Потому что таким образом он соединяет самую низшую точку своего существования с самой высшей, и вся эта высота становится высотой его парцуфа, высотой его постижения. Все страдания, все рождения и смерти, абсолютно все, что с человеком произошло - в нем самом и на любых уровнях (неживом, растительном, животном и человеческом), - затем, тоже проходит исправления, оправдания человеком, возвышение и наполнение. Существует ли смерть в духовномВ духовном не может быть смерти, потому что там нет начала и нет конца. Просто из своего бессознательного состояния человек постигает постоянно существующее духовное состояние. Духовный мир - это мир, существующий вечно. Преходящее же, изменяемое - это только мера постижения или отсутствия постижения человеком того состояния, которое называется миром Бесконечности. Является ли смерть высшим этапом страданийСмерть вообще не является этапом страданий. Просто наш базисный эгоизм, эгоизм неживого уровня, изначально существующий в нас, отработал свои функции на текущем уровне и должен перейти на более высокий. Это и приводит к смерти физического тела. Что же означает - более высокий уровень? Это более высокий земной уровень, когда все предыдущие пережитые нами наполнения вместе с нашим эгоизмом должны перейти в свойства. Тогда на следующем, более высоком уровне у нас снова будет новое, незаполненное кли, и мы снова сможем в нем жить, то есть, наполняться событиями, ощущениями, опытом, пока вновь не наполним его целиком. То есть, перерастание с одной ступени на другую называется в нашем мире смертью. Вне ощущения этого кли, в промежуточном состоянии между одним парцуфом земного эгоизма и следующим парцуфом, между одной реинкарнацией и другой, человек находится в состоянии, когда ощущает себя только как корень духовного кли, или как состояние того духовного кли, которого достиг в предыдущей жизни. Например, если человек достиг середины мира Ецира и ощущал этот парцуф в жизни, то, когда у него пропадает ощущение в нижнем (по отношению к достигнутому состоянию) кли, ощущение в душе остается. Хотя, к нему добавляются и иные ощущения. Страдания - это абсолютно духовная категорияГде мы ощущаем страдания? Страдание ощущается желанием. Если мы знаем, что такое желание, то отсюда мы знаем, что такое страдание. Где находится желание? Нигде! Это - духовная часть, а ощущение наполненности или ненаполненности желания называется, соответственно, наслаждением или страданием. Поэтому даже если человек хочет кусок хлеба или стакан воды - это все равно относится к духовному. Ведь кусок хлеба и стакан воды - это лишь облачения желания в представлении человека. Можно присоединить к мозгу электроды и получать такое же наслаждение, как от куска хлеба или стакана воды. Можно внушить себе, что получаешь наслаждение, например, с помощью гипноза или еще какого-то воздействия. То есть, в итоге, мы приходим к тому, что оторвано от нашего тела - к наслаждению. Ведь на самом деле мы имеем дело не с телом, не с хлебом и не с водой, - мы взаимодействуем с силами, просто не видим этого и не ощущаем. В действительности же, страдания - это абсолютно духовная категория. В чем смысл нашей жизниСмысл жизни в том, чтобы достичь наивысшего состояния, то есть, наивысшего наполнения тех желаний, которые раскрываются в человеке. Мы не знаем, какие желания у нас еще раскроются, но наполнение всех этих желаний в том виде, в котором они раскрываются, и является смыслом нашего существования. Достижение абсолютного наполнения - и есть Цель творения. Мы ничего об этом не знаем, эти слова нам непонятны, но наша природа все равно толкает нас к Цели, и мы ничего не можем поделать. Мы находимся только внутри наших желаний, и они сами вынуждают нас наполнять их, и мы не можем отказаться. Если же иногда нам кажется, что мы отказываемся от их наполнения, то это лишь означает, что мы подчиняемся другим, более выгодным желаниям. Выйти из этого круга мы не можем, и потому сам вопрос не имеет смысла. Все его задают, пытаясь связать поиск смысла жизни с ее целью, но на самом деле все происходит независимо от человека. Этот вопрос, прежде всего, связан с проблемой реализации свободы воли. Творец - Высшая сила проводит человека по всем состояниям. От человека зависит только то, каким образом преодолевать все препятствия, которые ставят ему уже на пути к цели. До тех пор, пока человека не начинают явственно вести к цели, он развивается автоматически, неосознанно, под влиянием всевозможных, постоянно возбуждающихся в нем желаний. Однако после того как человек начинает хоть что-то осознавать - то есть, в нем возбуждается точка в сердце, и он начинает развиваться с ее помощью, - у него появляется возможность реализации свободы воли. Тогда в каждом состоянии человек должен создавать необходимые усилия, генерировать волевые желания, двигаясь в том направлении, которое ему как бы указывает Высшая сила, Творец. Поэтому необходимо быть чутким, анализировать и выполнять указания, предписания каббалистов. Только таким образом можно продвигаться и реализовывать свободу воли. Если же человек ее не реализует, значит, продвигается неосознанно, под воздействием страданий. Тогда сами страдания заставляют человека сделать все возможное, чтобы больше их не ощущать. В итоге, Высший свет и страдания действуют таким образом, что человек согласен изменить свою природу, только чтобы перестать испытывать страдания. Несомненно, человечество, управляемое желанием получать наслаждения, выберет путь света, методику каббалы. Распространение науки каббала в мире обратит ощущение и изучение человеком мира в радостный процесс познания и наполнения, процесс, который приведет его к вечности и совершенству. *********************************************************
|
В избранное | ||