Шла
ли речь о вольномыслии или, просто, о невыплаченном кабальном долге,
сопротивлении монастырской власти и тому подобном, на страницах старых
документов о виновных постоянно встречается: „бит кнутом", „нещадно бит
кнутом". Эти коротенькие фразы о русских пытках настолько часты в летописях, что на них почти перестаешь обращать внимание.
Если же было подозрение на ересь, то для выяснения истины и указания единомышленников пытали на дыбе.
Жестокость
прошлого оправдывалась тем, что нет иных способов добиться истины от
еретика. Пытка существовала и в государственном праве и в церкви. Мы
можем услышать голоса монашества, взывавшие к христианскому милосердию, и
монашеские же требования казнить еретиков жестокими казнями. Иосиф
Волоцкий нашел компромисс: казнить и пытать вне „святых стен" - в
застенке на хозяйственном дворе монастыря. Иосиф полагал, что иночество
тем самым от пытошного дела остается чистым...
Приведу в сокращении, но сохраняя стиль! инструкцию по русским пыткам, которая действовала еще в середине XVIII века.
„Обряд, како обвиненный
пытается.
...В застенке ж для пытки сделана дыба, состоящая в трех столбах, из которых два вкопаны в землю, а третей сверху, поперек.
Кат
или палач явиться должен со своими инструментами, а оные есть: хомут
шерстяной, к которому пришита веревка долгая, кнутья и ремень, которым
пытанному ноги связывают.
...приводитца
тот, которого пытать надлежит и от караульного отдаеца палачу, который
долгую веревку перекинет через поперечный в дыбе столб и взяв
подлежащего пытке, руки назад заворотит и положа их в хомут, через
приставленных для того людей встягивает, дабы пытанный на земле не
стоял. У которого, и руки выворотит совсем назад, и он на них висит.
Потом свяжет показанным выше ремнем ноги и привязывает к зделанному
нарочно впереди дыбы столбу, и, растянувши сим образом, бьет кнутом, где
и опрашивается о злодействах и все записывается, что таковой сказывать
станет". Это и есть ,,на виске".