Примета связанная с несчастливым числом 13,
была боязнь 13 гостей за столом, естественно предположить, что исток
этого верования коренится в рассказе о Тайной вечере. Однако многие
альтернативные теории отстаивают иную точку зрения. Они утверждают, что
представление о несчастливом числе 13 возникло
прежде Тайной вечери, а евангельская история лишь отразила суеверие и
помогла ему сохраниться. По меньшей мере одна из теорий — неоязыческая —
заходит еще дальше и объявляет, что Новый Завет — это сознательная
попытка дискредитировать языческие верования, в которых несчастливое
число тринадцать считалось счастливым. И все эти теории утверждают, что
вера в несчастливое число существовала в европейской культуре
непрерывно, — по крайней мере, со времен Нового Завета. Однако этому не
только нет никаких подтверждений — существует множество свидетельств,
что в библейские времена несчастливое число вовсе не считалось
несчастливым и, более того, что впоследствии христианство вовсе не
поощряло подобные суеверия.
Если считать мерой важности числа в Библии частоту, с которой оно упоминается, то несчастливое число 13
кажется не особенно значимым. Оно встречается здесь всего 15 раз, и еще
14 раз упоминается порядковое числительное «тринадцатый». По сравнению с
другими числами, традиционно значимыми для европейской культуры
(«двенадцать», например, встречается 212 раз, «десять» — 277 раз, «семь»
— 515 раз, «три» — 570 раз), несчастливое число пребывает в
безвестности. И ни одно из прямых упоминаний числа 13 в Библии не
приписывает ему какого-то особого значения — не говоря уж о связи этого
числа со смертью, невезением и другими хорошо знакомыми нам сегодня
неприятностями. Тем
не менее в Библии есть по меньшей мере три косвенно негативных
упоминания числа 13. Два отрывка предлагают несчастливую оценку этого
числа в сравнении с той ролью, которую они отводят числу 12. В
Евангелии от Иоанна речь идет о делении дня на двенадцать часов:
- Исус
отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не
спотыкается, потому что видит свет мира сего а кто ходит ночью,
спотыкается, потому что нет света с ним (Ин. 11:9-10).
Согласно
такому делению суток, 13 час — это начало ночи, времени опасной
неопределенности и темноты, в которой человеку грозит опасность потерять
точку опоры. А это, между прочим, одна из древнейших дурных примет во
многих культурах: споткнуться считалось дурным предзнаменованием уже в
Риме эпохи Цицерона.
Еще один намек на число 13 мы встречаем в ветхозаветном апокрифе — Третьей книге Ездры:
- Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости, так как век разделен на двенадцать частей (3 Езд. 14:10-12).
Если
миру предназначено существовать в течение двенадцати временных
периодов, то, следовательно, тринадцатый период — это апокалипсис, конец
света.
Хотя эти отрывки перекликаются с соображениями о том, что несчастливое число 13
таит в себе «неопределенные и непредставимые возможности», поскольку
оно на единицу больше двенадцати, все прямые упоминания числа 13 в
Библии позитивны или хотя бы нейтральны. В то время как число 12 имеет
ярко выраженный положительный оттенок, мы нигде не видим никаких
признаков того, что из-за этого число считается - несчастливым.
Если у вас есть интересные материалы - присылайте, вы сможете опубликовать их на моем сайте или в данной рассылки.
НОВОЕ НА САЙТЕ
ИСТОРИЯ О ЧЕРНОЙ МАГИИ
О черной магии,
творимой у источника, хорошо говорится в саге о Хереварде. Когда
Вильгельм Завоеватель уже почти оставил надежду взять остров Эли, один
из его рыцарей предложил следующее: «Я давно знаком с одной старой
женщиной, которая, будь она сейчас с нами, своим искусством смогла бы
лишить защитников доблести и выгнать их с острова, наслав на них
панический страх». Ведьму позвали, приняв все предосторожности, чтобы о
ее прибытии не стало известно гарнизону защитников острова; но Херевард,
заподозрив, что что-то затевается, отправился на разведку под видом
горшечника. Ему довелось устроиться на ночлег в доме вдовы, у которой
остановилась и ведьма, и подслушать, как две женщины по-французски -
ошибочно полагая, что этот язык ему неизвестен - обсуждали свое
колдовство.
В
полночь пара направилась к источнику на краю сада. Херевард прокрался
за ними и слышал, как они задавали вопросы «хранителю родника»
(очевидно, водяному демону).
Когда враги снова пошли в атаку, ведьма устроилась на возвышении среди
них, чтобы находиться под защитой воинов, когда начнет применять свое
искусство. Но ее заклинания оказались бесполезны, и в последовавшем
беспорядочном бегстве норманнов она упала и сломала себе шею. Каким
образом намеревалась она околдовать защитников Эли, в саге не сказано,
но явно ее действия были основаны на информации, полученной от духа, или
демона стихий, обитавшего в источнике.