Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Трейлер "Консультант кризиса"


Взрывное развитие. Секреты настоящих Мастеров.
Выпуск No 24
Консультант кризиса. Анонсы и расшифровка к видео

Сначала кратко:

1. Трейлер "Консультант кризиса". интервью со смелым человеком (начало).

2. Готовлю к публикации ролик по видеокурсу "Архитектура тела II" - будет одна новая Ладка. Так как учебное видео деребанить на фрагменты не имеет смысла, то Ладка стопы будет в полном варианте.

Открою доступ на несколько дней. Так что... вплоть до выходных проверяте почтовые ящики внимательнее :)

Расшифровка видео по-русски 

Не все нашли как включать русские титры в видео из прошлого выпуска. Поэтому дочка по быстрому набрала текст. Он поможет пониманию. Видео из разряда "обязательно к просмотру" http://yantrino.ru/?id=630

Бенджамин Зендер: о блеске в глазах

Вы, наверное, слышали историю о двух торговцах,  которые прибыли в Африку в начале ХХ века чтобы разведать обстановку – стоит там обувь продавать или нет.

Вскоре они отправили телеграммы в Манчестер.

Первая была такой: «Никаких вариантов. Здесь вообще не носят обувь»

А второй торговец написал: «Удача века! Тут про обувь ещё не слыхали!»

(Смех)

Почти то же самое можно сказать и о классической музыке. Некоторые думают, что она умирает.  А другие ещё вообще ничего не знают о ней.

Чтобы не ударяться в статистику и не рассказывать о разваливающихся оркестрах и разорившихся звукозаписывающих компаниях, я решил провести сегодня один эксперимент.
Правда, это не совсем эксперимент, потому что я знаю, чем все закончится, но всё-таки что-то наподобие эксперимента.

(Смех)

Переде тем как мы начнем, я должен сделать пару вещей: во-первых, я хотел напомнить вам, как ирает семилетний ребенок, возможно, этот ребенок играет в вашем доме.

Звучит примерно так:

(Фортепиано)

А, ну вот кто-то и узнал своего ребенка. Если он берет уроки и занимается сам, то в восемь он играет так:

(Фортепиано)

Проходит ещё годик –

(Фортепиано)

И ещё годик –

(Фортепиано)

Но на этом этапе они обычно бросают заниматься музыкой.

(Смех) (Аплодисменты)

Но если подождать ещё немного, вы услышите вот это:

(Фортепиано)

Возможно, вы думаете, что он вырос, влюблен, что у него новый учитель или ещё что-нибудь. Но что на самом деле изменилось – это акцентирование. Смотрите, вначале он играл и акцентировал каждую ноту.

(Фортепиано)

Во второй раз – каждую вторую.

(Фортепиано)

Если вам удобнее, следите за дважиениями моей головы.

(Смех)

Ребёнку девять лет – и он делает акцент на каждой четвёртой ноте.

(Фортепиано)

А десятилетний – на каждой восьмой.

(Фортепиано)

В 11 лет он уже может вести всю фразу.

(Фортепиано)

Я не знаю, почему это происходит.

(Смех)

Это не из-за того, что я плечи поднимаю. Просто музыка ведёт меня.
Поэтому я называю это «игрой одного полупопия».

(Фортепиано)

Существует также игра другого полупопия.

Как-то один дядечка был не моём мастер-классе, я объяснял что-то молодому пианисту. А тот дядечка был президентом одной корпорации в Огайо. А я всё вожусь с этим пианистом, и в конце концов говорю: «Да вся твоя беда в том, что ты играешь двумя полупопиями, а должен – одним!»
Я показал ему, как надо делать. И музыка повела за собой. Все в зале затаили дыхание – как он играл!

А потом мне пришло письма от этого дядечки. Он писал: «Меня так вдохновило. Я вернулся и переделал всю свою компанию в компанию одного полупопия».

(Смех)

А теперь – второе, что я хотел сказать.
Здесь около 1600 человек. Думаю, что где-то 45 из вас страстно любят классику.  Слешают только «Радио Орфей», а в машине всегда Бетховен. Ваши дети учатся в музыкальной школе. Вы жизни не представлляете без консерватории.
Но это только первая группа. И в ней не так много людей.
Есть ещё одно группа – побольше. В ней те, кто ничего не имеет против классической музыки. Например, приходите после работы, выпиваете вина, закидываете ноги на стол, и Вивальди не помешает, конечно.

(Смех)

Вот это была вторая группа.

Теперь – третья. В ней те, кто никогда не слушают классику.
Просто не слушают. Ну так, что-нибудь в аэропорту только если играет, или марш какой из «Аиды», когда вы входите в зал. Но в общем-то и всё.

И таких людей пока большинство.

И ещё есть одна небольшая группа – люди, которые считают, что у них просто нет слуха.
Невероятно много людей так думают. Часто приходится слышать : «Моему мужу медведь на ухо наступил.»
На самом деле слух есть у всех. Если бы у вас не было слуха, вы бы передачу в машине не смогли переключить. Вы бы тогда не понимали, из Техаса человек или из Рима. Да и вообще, когда мама звонит, и просто говорит  «здравствуй», вы же сразу понимаете не только что это она, но и какое у нее настроение.

У каждого потрясающий слух. Никто не глух. Но меня не устраивает эта пропасть между теми, кто понимает и любит классику, и теми, кто вообще никак не связан с ней.

А людей, не обладающих слухом, в этом зале больше нет. Но даже между теми тремя группами – бездна. Но я не остановлюсь, пока по всей земле не полюбят классическую музыку.

Так за дело!

Понимаете, у меня нет никаких сомнений, что это сработает, если вы будете смотреть мне в глаза. Лидер ведь не должен сомневаться, когда пытается привести людей к какой-то идее.

Хорош был бы Мартин Лютер Кинг, если бы думал: «Есть у меня идейка, но не знаю, справятся там они или нет».

Так что я сыграю сейчс одну пьесу Шопена.
Удивительная прелюдия. Многие её узнают.

(Музыка)

Интересно, таким было течение ваших мыслей? В начале вы подумали: «О, какие прекрасные звуки», а потом: «Наверное, не стоит ехать в Турцию этим летом как обычно».
Забавно, правда?

Как эти мысли попадают к нам в голову?
Конечно –

(Аплодисменты)

Если пьеса длинная и у вас был тяжёлый день, кто-то может заклевать носом. Тогда сосед потеребит вас за плечо, «Просыпайся!, мы к культуре приобщаемся». И спать захочется ещё больше.

Но часто случается так, что вы засыпаете не потому, что день был скверный, а по нашей вине.

Кто-нибудь подумал, пока я играл: «Почему же он так часто акцентирует звуки?». Если бы я синхронизировал это с помахиванием головы, все бы точно заметили.
Теперь вы всегда сможете различить впредь, что музыкант делает эти акценты не в тех местах.
Ну так давайте разберёмся, что же тут происходит на самом деле.

Вот у нас нота Си. А рядом с ней нота До. До умеет делать Си грустной. Правда?
Все композиторы знают это. Для грустной мелодии они просто берут эти два звука. Обычно это просто Си и четыре грустненьких До.

(Смех)

Потом Ля, дальше Соль и Фа. То есть у нас Си-Ля-Соль-Фа.
А если так, то что мы должны ожидать дальше? Удача с нами!
Давайте ещё разок – да, теперь я слышу ва хор!
Ну и как, остались тут ещё люди без слуха?

От Парижа до Находки – везде ждут этого разрешающего Ми.
Но для Шопена рано приходить к Ми в этом месте.  Потому что инче всё должно закончиться уже сейчас.

Помните Гамлета? 1 Действие, 3 сцена. Гамлет узнаёт, что это дядя убил его отца. Ну и что он – сразу же пытается убить дядю, но откладывает это. А потом снова идёт убивать и снова откладывает.

Все критики, которым обязательно надо что-то сказать, говорят: «Гамлет просто прокрастинатор».
Или они говорят, что у него был эдипов комплекс.

Но на самом деле тогда бы продолжение пьесы не имело смысла. А так Шекспир – и сумасшедшую Офелию, и театр в театре, и бедного Йорика, и гробокопателей выписал.
А Гамлет убьёт дядю только в пятом действии.

Так точно и Шопен – мелодия идёт к этому Ми, но он говорит – «давайте вернёмся и снова дойдём до него».
И он возвращается.
И со всевозрастающим волнением, но это только вонение, не беспокойтесь, он доходит до Фа-диеза и наконец делает остановку на Ми.  Но это пока ещё не та гармония, которую он ищет.

Мы называем это ложной каденцией, потому что она вводит нас в заблуждение.

Я говорю своим студентам: «Когда играете ложную каденцию, обязательно поднимайте брови, и тогда все поймут».

(Аплодисменты)

Он берёт Ми, но не с той гармонией.
Ещё раз Ми, но новый аккорд тоже не походит.
Ещё раз – опять не то. И опять.
И вот, наконец… Джентельмен в первом ряду выходнул с улыбкой. Эта та та улыбка, с которай вы после бесконечного дня приходите домой.  Потому что мы все знаем, где наш дом. Так что это пьеса о возвращении издалека.

И я сыграю ещё раз с начала. А вы вспомните – Си, До, Си, До, Си, До, Си – вниз к Ля – Соль – Фа. Почти доходит до Ми, но тогда и всему конец. Опять к Си – волнение – Фа-диез. Ми.
Не та гармония, не тот аккорд, снова не тот.
И, наконец, он дома. И я играю сидя на одной ноге. Ну, вы помните.

Ведь для того, чтобы воспроизвести путь от Си к Ми, я должен забыть о каждой отдельной ноте и думать только о движении.

Знаете, мы только что вернулись из Южной Африки, Нельсон Мандела просидел там 27 лет в тюрьме. Интересно, о чём он думал? О еде? Нет, он думал об дудущем ЮАР и о правах человека, это помогло ему пережить всё это время.
Так и птица не думает об изгородях, над которыми летит, а просто летит вперёд.

Почувствуйте это движение от Си к Ми.
И ещё я попрошу вас, пока я играю, вспомнить кого-то кого вы любили когда-то. Бабушку, друга, того, кого вы любили всем сердцем и кого больше нет.
Просто вспомните этого человека и слушайте музыку. И вы поймёте всё, что хотел сказать Шопен.

(Музыка)

(Аплодисменты)

Не удивляйтесь, что я тоже хлопаю. Я как-то проводил этот эксперимент в Бостоне, там было 70 семиклассников 12-ти лет.  И я проделал с ними всё то, что и с вами. И в конце они хлопали так восторженно. Я хлопал, они хлопали.
Потом я спросил: «Почему я аплодирую?», и один из мальчишек сказал: «Да потому, что мы слушали!»

А здесь – 1600 людей, занятых всем, чем угодно, внимательно слушали и были глубоко тронуты Шопеном.
Это очень многое значит для меня. И я почти уверен, что каждый почувствовал это. Конечно, я не могу быть абсолютно уверен. Потому что однажды я был в Ирландии в тяжёлое время, 10 лет назад и работал с детьми, католиками и протестантами, мы также слушали с ними классическую музыку.

Довольно рискованная вещь, ведь они дворовые дети. И один из них потом подошёл ко нме и сказал: «Знаете, я вообще никогда такую музыку не слушал, но когда Вы сыграли ту Шопинговую пьесу…» (Шопен и Шопинг – правда, звучит похоже)
Он сказал: «Моего брата убили в прошлом году, и я не плакал о нём, но когда вы играли ты пьесу, я только о нём и думал. И у меня слёзы ручьём потекли. Я просто рыдал».

Тогда я понял, классическая музыка – она для всех, абсолютно для всех. Подумайте об этом.

Правда, музыканты, к сожалению, не всегда так считают.
Они говорят, только 3% населения любят классику. Если мы сможем сделать, чтобы её полюбили 4% - это будет наша победа!

Но как мне жить, если сейчас классическую музыку любят 3% людей на Земле, и кто-то мечтает, что их может стать 4%, а я уверен, что каждый любит классику, просто некоторые пока не знают об этом.

(Смех)

Два совершенно разных мира. Однажды, когда мне было 45 лет, я уже 20 лет дирижировал оркестром и вдруг понял – дирижёр не издаёт ни одного звука. Но именно я приветствую вас на обложках CD ничего не играя.

От дирижёр зависит, смогут ли музыканты почувствовать себя могущественными. И это вдруг изменило все мои представления.
Музыканты из моего оркестра приходили и спрашивали: «Бен, что случилось?» А вот то и случилось. Я понял, что должен пробуждать в других людях интерес и веру.
И, кончено, мне хотелось знать, получается это у меня или нет.

Всё становится понятно по глазам.
Если глаза горят, тогда всё верно. Вы можете осветить целую деревню глазами этого мальчика.

Если глаза сияют, вы делаете всё правильно.
Если глаза не сияют, тогда приходит время задать вопрос-
Кто я такой, если у моих музыкантов потухший взгляд?»

Можете спрашивать так и про детей.
Кто я, если у моих детей не горят глаза?

Совсем другой мир открывается.

А теперь, когда наше путешествие подходит к концу и мы снова спускается на землю, каждый может задать себе вопрос:
Кто я?

И у меня один критерий для оценки – не богатство, не слава, не власть, главное – это сколько вокруг меня сияющих глаз.

И теперь у меня осталась только одна мысль. Это правда очень важно, что мы кому говорим. Наши слова намного важнее, чем мы думаем.

Я понял это, поговорив с одной женщиной, которая выжила в Аушвице. Она попала в лагерь, когда ей было 15. Её брату было 8, родителей они потеряли.

И она рассказала мне: «Мы ехали в поезде в Аушвиц, я посмотрела вниз и увидиела, что мой брат потерял башмаки.  Я прикрикнула на него: «Что ты такой неряха, не можешь сберечь свои вещи!» так, как может сказать старшая сестра младшему брату.»

К несчастью, это было последнее, что она сказала ему в этой жизни. Потому что он пропал, и больше они никогда не виделись.

И когда она выбралась из лагеря, она дала клятву. «Я вернулась к жизни после Аушвица и я клянусь, что никогда не скажу того, что нем могло бы остаться как моё последне слово».

Сможем ли мы так жить? Наверное, нет.

Но можно хотя бы об этом помнить.

Спасибо. Горящие глаза, радость на ваших лицах. Спасибо вам.

***

Прочитали? А следует смотреть. Это десять больших разниц!

Известный дирижер, музыкант, писатель и оратор Benjamin Zander. Настолько мастерски воодушевляет тысячи людей, что этот блеск в глазах следует только смотреть:

http://yantrino.ru/2009/09/08/perepost-benjamin-zander-o-bleske-v-glazax/ 

Сверхидея, которой он живет: каждый без исключения обладает музыкальным слухом и способен понимать классическую музыку. Каждый.

Он показывает это прямо со сцены.

 

 

+ Янтрино-новости

Махамаратха. Личный блог

добавить на Яндекс


Подписчикам мини-курса по 5 упражнениям Голтиса напоминаю, что запись на свободный семинар через интернет идет до тех пор, пока число участников не перевалит за 2009

Как присоединиться к свободному семинару читайте здесь http://goltisclub.ru/about/twiminar/
Имеет смысл, когда попробуете свободный мини-курс 5 упражнений Голтиса

Успехов!
Марат

П.С. видео "Консультант кризиса" очень рекомендую


В избранное