Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Европа - это просто! Иммиграция в страны ЕС" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Азбука международных знакомств.Отчуждение Часть 2. Радость повседневности vs отчужденность
Доброго времени суток, друзья! В прошлом выпуске мы поднимали тему отчуждения, чтобы понять суть этого явления и его проявления. В этом выпуске мы продолжим разговор в статье Отчуждение (часть 2. Радость повседневности vs отчужденность). .Автор
статьи - психолог Илья Латыпов
А что, если человек попытается преодолеть отчуждение через повышения собственной самостоятельности, через обретение «чувства хозяина» жизни? Но если нет смысла, то данное обретение превращается в одержимое достижение целей, не имеющих для конкретного человека личностного смысла. Это опять-таки реализация не себя, а дальнейшее самоотчуждение — все время чего-то добиваешься, а радостного удовлетворения нет. Про такое состояние «достигатора без смысла» А.Деркач написал исчерпывающе краткий стих «Успех»: «Одиноко и холодно одному на вершине». И требуется немало мужества, чтобы признать, что ты рвался к целям, которые тебе были не нужны. Поэтому обретение смысла и субъектности могут идти только рука об руку. Утешением может послужить то, что для этого ничего сверхъестественного делать не нужно. Не обязательно обращаться к многотомным рассуждениям философов и религиозных деятелей о смысле жизни или бесконечно насиловать свою волю с целью стать подлинным хозяином свой жизни. Так как хозяевами мы уже — являемся. Ключом к преодолению отчуждения и самоотчуждения является обращение к обычной повседневности и обретение способности радоваться простым ее вещам. Смысл жизни — штука бесконечно далекая и глобальная, настолько глобальная, что в большинстве случаев вообще не поддается формулировке. А вот смысл ежедневных мелочей улавливается и ощущается легко. В.Франкл, великий психотерапевт-экзистенциалист, называл три области жизни, в которых мы черпаем смыслы для нашей жизни. И если обратить свое внимание и усилие на эти три области, в которых мы УЖЕ находимся, то возвратить ощущение личностной сопричастности жизни будет достаточно просто. Первая область — это ценности творчества. Речь идет не обязательно про художников, писателей и поэтов. Творчество — это любой вид деятельности, в котором мы что-то создаем для себя или других, и испытываем при этом удовольствие. Любое созидание, любое привнесение нового — это уже творчество. Меня очень вдохновляет пример, который я вычитал у М.Чиксентмихайи про человека, который обрел себя именно в этой области. « Много лет назад мы с одним моим студентом проводили исследование на заводе, где собирали железнодорожные вагоны. Основное рабочее помещение представляло собой огромный грязный ангар, где из-за постоянного шума люди едва могли слышать друг друга. Большинство трудившихся на заводе сварщиков ненавидели свою работу и весь день с надеждой косились на часы, ожидая конца рабочего дня. Едва выйдя за заводские ворота, они тут же разбегались по ближайшим питейным заведениям либо пересекали на машинах границу штата, чтобы предаться более зажигательным развлечениям. За одним исключением. Это был Джо — полуграмотный человек лет шестидесяти с небольшим, самостоятельно научившийся разбираться и ремонтировать все фабричное оборудование — от подъемных кранов до компьютерных мониторов. Ему нравилось копаться в машине в поисках поломки, находить ее и вновь возвращать агрегат к работе. Они с женой разбили большую альпийскую горку на двух пустующих площадках неподалеку от своего жилища. В саду Джо сконструировал пару фонтанов, в брызгах которых всегда, даже ночью, висели радуги. Около сотни сварщиков, работавших на заводе вместе с Джо, уважали его, хотя и не совсем понимали». В нашей культуре подобные активные занятия часто обесцениваются, называются ерундой и блажью. В моде — пассивные методы получения удовольствия, а продуктивным полагается быть там, где можно заработать дополнительных денег. Нередко и сами люди относятся к своим творческим хобби как к какой-то трате времени и денег, и занимаются ими с некоторым оттенком чувства вины, выбивая тем самым у себя из-под ног чувство осмысленности жизни. Пишешь роман, но не издаешь его? Но если именно это написание придает смысл жизни человека, побуждает его узнавать что-то новое, совершенствовать свой стиль? Пусть объективно это — графоманская писанина, но смысл — он всегда индивидуален, и заключается в самом акте творения. Ведение блога, вязание, кулинария и масса других повседневных дел, которые мы ценим и в которые вкладываем свою энергию — все это наделяет смыслом жизнь. «Мелочи», на которые мы начинаем обращать внимание и которые мы ценим, становятся опорой. Приведу еще один пример, тоже от М.Чиксентмихайи. В психиатрической больнице (в Нидерландах) была одна пациентка — старая женщина, страдающая хронической шизофренией, которая провела в стенах лечебницы более десяти лет, постоянно пребывая в спутанном состоянии сознания и отличаясь низким уровнем эмоциональности, что характерно для серьезной психической патологии. В ходе двухнедельного исследования психиатрами ее эмоционального состояния женщина дважды заявила, что у нее хорошее настроение. Оба раза в это время она делала себе маникюр. Решив, что стоит попытаться извлечь из этого пользу, администрация пригласила профессиональную маникюршу, чтобы она научила пациентку своему мастерству. Женщина с энтузиазмом прошла инструктаж и вскоре уже делала маникюр всем пациентам госпиталя. Состояние больной изменилось столь существенно, что ее выпустили из больницы под надзор врачей. Она повесила на дверь соответствующую табличку и в течение многих лет обеспечивала себя самостоятельно. Итак, чтобы обрести ценности творчества, можно внимательно обратиться к той деятельности, которая доставляет нам радость созидания чего-либо. И направлять часть своей энергии на нее. Если официальная работа является таковой — вы счастливый человек. Если нет — всегда может быть что-то еще, и помните — это «что-то еще» ОЧЕНЬ важно для ощущения того, что жизнь — не зря. И имеет смысл терпимо отнестись к «чудачествам» близких — возможно, именно они поддерживают их. Работа на даче, которая так раздражает многих молодых, для пожилых людей — форма приобщения к ценностям творчества, и именно она наполняет их жизнь смыслом. Вторая область — это ценности переживания. В.Франкл так обозначает их: «ценности переживания реализуются в восприятии мира, например, в увлечении красотами природы или искусством. Не следует недооценивать ту полноту смысла, которую они могут дать человеческой жизни... Представьте себе, что человек, любящий музыку, сидит в концертном зале; в его ушах звучат прекрасные звуки его любимой симфонии, и он испытывает трепет; пусть ему в этот момент зададут вопрос, имеет ли смысл его жизнь; спрашиваемый ответит, что благодаря уже одному этому прекрасному моменту его жизнь оправданна... В жизни ее смысл определяют вершинные моменты, и одно мгновение жизни может наполнить ее высочайшим смыслом... Давайте спросим о смысле жизни человека, поднимающегося в горы и наслаждающегося красотами цветущих Альп. Он так захвачен великолепием их, что у него даже мурашки бегают по спине; вряд ли его жизнь когда-либо в будущем станет совершенно бессмысленной после такого переживания». Если продолжить идею Франкла про альпиниста, то он может работать на работе, в которой нет никакого творчества и которую он может ненавидеть. Но эта работа дает ему деньги, чтобы купить снаряжение и махнуть летом куда-нибудь в Гималаи, где он может соприкоснуться с ценностями переживания, наполниться эмоциями. И уже этот факт придает работе смысл. В случае с областью переживаний достаточно помнить о своих пиковых эмоциональных переживаниях, чтобы обрести точку опоры в жизни. В трудные моменты жизни, когда сознание сужается и зацикливается только на проблемах, я вспоминаю те вершинные моменты, благодаря которым в моей жизни всегда будет смысл, а также простые и незамысловатые переживания и чувства, из которых складывается ощущение полноты жизни. Это первый крик только что родившейся дочурки... Ощущение теплого летнего ветра на коже, несущего к тому же запахи травы, пыли, пыльцы... Солнечные блики на морской глади вечером после жаркого дня... Маленькие льдинки, искрящиеся морозным утром в воздухе под лучами зимнего солнца... Хруст свежевыпавшего снега... Дочкино «папа, посмотри, как я умею!»... Запах листьев осенью... Встреча заката с женой у потрескивающего костра на берегу моря... Удивительная умиротворенность от месяца жизни в тайге в экспедиции... Раскинувшееся над головой звездное небо, а я, ребенок, лежу вместе с другими детьми, и смотрю на эту Тайну.... И еще множество интимных и не очень воспоминаний, от которых хочется жить и жить. И от которых появляется сладкое предвкушение того, что многое из этого повторится вновь (причем это самые простые вещи), и того, сколько же еще предстоит узнать... Психолог Н.Русакова вспоминает. «В самолете на обратом пути из Италии со мной рядом оказались две женщины. Они везли огромные коробки с колготками, которые продаются у нас на каждом углу. В последний день группу завезли на торговую базу, где затовариваются «челноки». И тут деньги, сэкономленные на экскурсиях, бокале красного сухого вина к ужину и чашке кофе на центральной площади Флоренции, были щедро потрачены нашими туристами на дешевые кофточки, старомодные сумки и туфли. «Как вам Италия?» - спросила я соседок по креслам в самолете. - «Не понравилась, - хором ответили дамы. - Все дорого». Чем ближе к Москве мы подлетали, тем мрачнее становились их лица: «Ну вот, побывали в Италии — и что?» Третья область — ценности отношений. Эти ценности реализуются в двух ракурсах: в радости от взаимоотношений с другими людьми и в том, как мы относимся к своей судьбе, которую нельзя изменить. Снова предоставлю слово В.Франклу. «Не могу не рассказать об одном больном, сумевшем в тяжелейшей ситуации реализовать все три приведенные выше ценностные категории. Речь идет о еще молодом человеке, который лежал в больнице по поводу неоперабельной, глубоко сидящей в спинном мозге злокачественной опухоли. Паралич лишил его возможности работать. Таким образом, он не имел возможности реализовывать свои ценности творчества. Но и в таком состоянии для него оставались открытым царство ценностей переживания. Он вел интересные беседы с другими пациентами, читал интересную литературу, слушал хорошую музыку — до того дня, как он не смог больше выносить наушники и его парализованные руки не могли больше держать книгу. Тогда он дал своей жизни второе дыхание: если ранее он был вынужден перейти от ценностей творчества к ценностям переживания, то теперь он обратился к ценностям отношений. Он, несмотря на тяжелейший недуг, сумел стать советчиком и примером своему товарищу по палате! За день до своей смерти (которую он предвидел, зная, что дежурному врачу было поручено ввести ему ночью морфий) он сделал следующее. Когда этот врач появился у него с вечерним визитом, больной попросил сделать ему инъекцию — чтобы не будить его (врача) ночью». Ценности отношений реализуются в помощи другим людям, в заботе, в благотворительности. Когда мы оказываем даже небольшую услугу другому человеку, то ощущаем себя лучше, настроение приподнимается... Отцовская и материнская гордость за ребенка — это тоже ценности отношений... В своей работе я эти ценности стремлюсь реализовать и как преподаватель, и как психолог-консультант. Как преподаватель я концентрирую свое внимание только на тех студентах, которым ИНТЕРЕСНО, и только с ними работаю. Это дает мне ощущение того, что мой труд не бессмыслен (что появляется тогда, когда затрачиваешь массу усилий, а результат — все те же пустые глаза). А в психотерапии реализацией ценностей отношений является ощущение подлинного человеческого контакта с клиентом, от которого невозможно не получать удовлетворения (так как «удовольствие» здесь — слишком однобокое слово). Надо ли говорить, что любовь — это высшее выражение ценностей отношений. Все три вида ценностей требуют определенных усилий, обращения к субъектности. При этом их не нужно создавать с нуля — что-то из них в нашей жизни присутствует уже сейчас. Нужно научиться погружаться в это «сейчас», ценить эти простые моменты жизни, и не превращать их в приложение к обычной работе. Даже в обычную рутину можно привнести что-то новое. Например, усложнить привычные занятия. Так сделал один рабочий на сборочном конвейере автомобилей. Вся его работа заключалась в том, чтобы перекладывать деталь с одной ленты конвейера на другую. Тоскливейшее занятие. Но тогда он усложнил себе задачу. Он решил поставить мировой рекорд по скорости перекладывания деталей. И каждый день превратился в увлекательное соревнование с самим собой, вызывая бурю эмоций. Однако образовалась одна проблема... Рабочий понял, что приближается к пределам человеческих возможностей (счет времени уже шел на десятые секунды), и требовалось новое испытание.... :)). Кстати, дети прекрасно владеют этим способом обрести смысл. Когда идут по плитке и ставят себе задачу перешагивать через одну. Или наступать ровно в центр каждой плитки. «Кто на трещинку наступит, тот Ленина погубит»... Или забредать в каждую лужу по пути. Пересчитать все красные машины... И тогда любая рутинная и скучная дорога превращалась в интересное путешествие :)) . Дети владеют и ценностями творчества — например, через рисование на стенах (каким бы оно нелепым не казалось бы взрослым), и ценностями переживаний. И иногда достаточно вспомнить себя в детстве и свои детские увлечения, чтобы «реанимировать» то, что оказалось забытым как следует... В таком случае отчуждение отступает — и не возвращается вовсе. В.Франкл: «Очень часто какой-нибудь из наших пациентов жалуется нам, что его жизнь не имеет никакого смысла, поскольку его деятельность лишена высокой ценности... Но гораздо важнее не то, кем он работает, а то, как он работает.». Достоинство человека определяется чувством гордости за то, что он делает. И в простом дворнике, аккуратно убирающем свой двор и поддерживающем его чистоту намного больше человеческого достоинства, смысла и субъектности, чем в знаменитом политике, вся деятельность которого заключается в заметании следов от прошлых прегрешений и в совершении новых. С уважением, Юлия Латыпова Коуч, менеджер проекта для международных семей "Счастливая жизнь с русской женой" (www.happyinterfamily.ru) |
В избранное | ||