Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Центр Анатолия Некрасова Святки


Святки

Приближаются Святки. Этот многодневный праздник имеет глубоки традиции, уходящие корнями в праславянскую культуру. Мы уже 10 лет в новой эпохе, и шаг за шагом осваиваем новое пространство, и наполняем его новой жизнью. Кое – что мы приносим в это время из прошлого и проверяем, работает ли оно в новом времени? Вот с таких позиций мы и посмотрим на Святки.

Свя́тки в православии — двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней (англ. Twelve Days of Christmas), длящихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. Часто также святки называются святыми вечерами. В России различают две традиции празднования святок: православную и языческую. Практически все христианские праздники стоят на плечах языческих праздников, то есть проводятся в те же дни, и поэтому несут в себе традиции обеих культур.

Этот праздник насыщен магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья.  Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имён верховного бога неба — Белобога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

 

Итак, Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила «передача» от старших младшим коллективного знания, то есть закрепленного в веках знания многих поколений. Получение новыми поколениями этого знания делало возможным сохранение и дальнейшее развитие культурной традиции. В этом плане чрезвычайно важной в святочное время была роль стариков, несмотря на сложившееся в народном сознании восприятие Святок как молодежного праздника. Так как старики были наиболее близки к «иному» миру, они закономерно оказывались посредническим звеном между молодостью и вечностью, то есть поддерживали традицию и передавали свой опыт и знания молодому поколению. В Святки посредническая функция стариков реализовалась в разных формах: и на уровне слова, и на уровне обрядового действия. Именно старики и пожилые люди святочными вечерами на игрищах и дома загадывали загадки, рассказывали сказки и былички детям и молодежи. Им же принадлежала ведущая роль в исполнении некоторых обрядов, в руководстве молодыми в обрядовой ситуации, в трактовке и разъяснении примет и гаданий и т.п. В быличках, события которых относятся к святочному периоду, знание пожилых оказывается жизненно важным.

Вместе с тем, Святки осмыслялись и как период возрождения миропорядка, то есть рождения мира вновь. Этот процесс наделялся в традиционном сознании признаками модели первотворения. Так, в мифопоэтических представлениях для первотворения характерным является движение от темноты к свету и от хаоса к упорядоченности. Универсальность перехода от тьмы к свету, свойственная  сотворению мира, проявляется в соотнесении этого процесса в народном сознании, с началом жизни любого объекта или явления: будь то «рождение» солнца во время Святок, прорастание зерна из земли или появление ребенка из утробы на белый свет. Хаотичность святочного периода, допускающая диалогические отношения мира людей с «иными» мирами, делает возможным получение сакральной информации, знания об идеальном миропорядке, которое дает энергетический толчок для нового жизненного витка в рамках наступающего годового цикла.

Основным смыслом святочного периода, по народным представлениям, являлось рождение нового года, в рамках которого формировались также судьбы природы, социума и каждого конкретного человека на следующий годовой цикл. Причем именно в Святки эти судьбы можно было предугадать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной традицией. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу.

Как видим, святочные дни издревле предназначались для формирования событий нового года. Каждый из 12 святочных дней соответствует месяцу года. И как человек проживет каждый из этих дней, о чем он будет думать и что делать, такими будут события в соответствующем месяце года.

Со временем были утеряны сакральные знания, а после крещения Руси смысл этих дней был изменен. И вот осталось в памяти народной только то, что в эти дни нужно гулять и ничего не делать. А ведь эти дни волшебные и они закладывают планы на весь год! Пьянствуя в эти дни, не увеличиваем ли мы эту беду в России?

В новой эпохе эти древние святочные традиции надо использовать для творения своей счастливой жизни.  Нужно подойти к этим дням уже не по детски, а по взрослому. То есть прожить осознанно каждый день, наполняя его добрыми мыслями и чувствами, поступками и делами. Да, и дела тоже. Но в меру, чтобы в течении года не превратиться в рабочую лошадь. Желательно каждый святочный день соотносить соответствующим месяцем и закладывать свои лучшие намерения и планы.

Пусть эта старая – новая традиция с нашей помощью придет в жизнь в новой эпохе и помогает нам быть счастливыми!


В избранное