Любовь также имеет два разных значения в зависимости
от того, имеем ли мы в виду любовь по принципу обладания или бытия.
Может ли человек иметь любовь? Будь это
возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи,
субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но
дело в том, что такой вещи, как "любовь", не существует. "Любовь" - это
абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя
никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же
существует лишь акт любви. Любить - это форма продуктивной
деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание,
душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на
человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты
жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.
Если человек испытывает любовь по принципу обладания,
то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и
держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит,
душит, убивает ее. Когда люди "говорят" о любви, они обычно злоупотребляют
этим словом, чтобы скрыть, что в действительности они любви не испытывают.
[...]
То же самое можно сказать и о браке. Основан ли он на
любви или - согласно традициям прошлого - на существующих обычаях, или
является браком по расчету, действительно любящие друг друга муж и жена
представляются исключением. То, что на самом деле является расчетом,
обычаем, общими экономическими интересами, обоюдной привязанностью к детям,
взаимной зависимостью или взаимной враждой, или страхом, осознается как
"любовь" - пока один или оба партнера не признаются, что они не любят и
никогда не любили друг друга. Сегодня в этом отношении может быть отмечен
некоторый прогресс: люди стали более реалистично и трезво смотреть на жизнь,
и многие уже больше не считают, что испытывать к кому-то сексуальное
влечение - значит любить или что теплые, хотя и не особенно близкие
отношения между друзьями есть не что иное, как проявление любви. Этот новый
взгляд на вещи способствовал тому, что люди стали честнее, а также и тому,
что они стали чаще менять партнеров. Это не обязательно приводит к тому, что
любовь возникает чаще; новые партнеры вполне могут столь же мало любить друг
друга, как и старые.
Переход от "влюбленности" к иллюзии любви-"обладания"
можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и
женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены
друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни,
привлекательны, интересны, даже прекрасны - поскольку радость жизни всегда
делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом;
следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы "быть", то
есть отдавать другому и стимулировать его. После женитьбы ситуация зачастую
коренным образом меняется. Брачный контракт дает каждой из сторон
исключительное право на владение телом, чувствами и вниманием партнера.
Теперь уже нет нужды никого завоевывать, ведь любовь превратилась в нечто
такое, чем человек "обладает", - своего рода собственность. Ни тот, ни
другой из партнеров уже больше не прилагает усилий для того, чтобы быть
привлекательным и вызывать любовь, поэтому оба начинают надоедать друг
другу, и в результате красота их исчезает. Оба разочарованы и озадачены.
Разве они уже не те люди, которыми были прежде? Не ошиблись ли они?
Как правило, каждый из них пытается отыскать причину
подобной перемены в своем партнере и чувствует себя обманутым. И ни один из
них не видит, что теперь они уже не те, какими были в период влюбленности
друг в друга; что ошибочное представление, согласно которому любовь можно
"иметь", привело их к тому, что они перестали любить. Теперь, вместо того
чтобы любить друг друга, они довольствуются совместным владением тем, что
имеют: деньгами, общественным положением, домом, детьми. Таким образом, в
некоторых случаях брак, основывавшийся сначала на любви, превращается в
мирное совместное владение собственностью, некую корпорацию, в которой
эгоизм одного соединяется с эгоизмом другого и образует нечто целое:
"семью".
Когда пара не может преодолеть желания возродить
прежнее чувство любви, у того или другого из партнеров может возникнуть
иллюзия, будто новый партнер (или партнеры) способен удовлетворить его
жажду. Они чувствуют, что единственное, что им хочется иметь, - это любовь.
Однако для них любовь не является выражением их бытия; это богиня, которой
они жаждут покоряться. Их любовь неизбежно терпит крах, потому что "любовь -
дитя свободы" (как поется в старинной французской песенке), и тот, кто был
поклонником богини любви, становится в конце концов настолько пассивным, что
превращается в унылое, надоедливое существо, утратившее остатки своей
прежней привлекательности.
Все это не значит, что брак не может быть наилучшим
решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в
браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и в
конечно счете всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной
жизни, как групповой брак, смена партнеров, групповой секс и т. д.,
пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы,
которую создают существующие для них в любви трудности, избавляя от скуки с
помощью все новых и новых стимулов и стремясь "обладать" как можно большим
числом "любовников", вместо того чтобы научиться любить хотя бы одного.
Внимание!
Уважаемые читатели, наша рассылка объявляет конкурс на лучшую историю о
любви.
Об условиях и призах читайте здесь: www.axel.h1.ru/tete-a-tete/in
dex26.html
Свои истории присылайте на адрес рассылки с пометкой "konkurs" в теме
письма.