Родился 23 января 1944 года в актёрской семье в нидерландском городке Брёкелен, в нескольких десятках километров к югу от Амстердама. Его отец, Аренд, преподавал актёрское мастерство в местном театральном колледже, мать, Тёнке, там же вела занятия
по курсу драматургии. В раннем детстве Рутгер и три его сестры воспитывались няней в Амстердаме, так как родители в силу своей профессии постоянно разъезжали по стране с гастролями. Уже в пять лет Рутгер появился на театральной сцене, а первый дебют в театре состоялся 8 июня 1955 года в трагедии Софокла «Аякс». Рутгера назвали в честь наставника его отца на театральной сцене.
Рутгер был непослушным ребёнком (как-то раз, играя со спичками, поджёг копну сена). В 15 лет он сбежал из дома, нанялся
на торговое судно своего деда и почти на год ушёл в плавание. Это дало ему возможность посмотреть мир, побывать в Пакистане, Канаде, Сингапуре, Сайгоне, Персидском заливе, познакомиться с нравами и бытом разных народов. Тогда же он обнаружил в себе способность к изучению языков. Он владеет английским, немецким и французским языками кроме своих родных — нидерландского и фризского.
Поскольку дальтонизм, унаследованный от прадеда, помешал Хауэру продолжить карьеру моряка, он возвращается домой
и начинает посещать вечернюю школу, а днём работает (декоратор сцены, автомобильный мойщик, плотник, и т. д.). Его страсть к автомобилям и мотоциклам, возникшая в это время, и навыки, которые он получил, позже разрешит ему делать наиболее опасные автомобильные трюки в «Попутчике» (Hitcher, 1986) без дублёра.
Театр
В 1962 году поступил в театральный институт в Базеле (Швейцария). Спустя два года Хауэр нанялся солдатом в армию. Два года были отданы десантным войскам, но вскоре он прибегнул к помощи приятеля-врача, симулируя психическую неуравновешенность, чтобы избежать дальнейшей службы. Пробыв некоторое время в больнице для душевнобольных, Хауэр, убедив врачей в своей непригодности к военной службе, возвращается в институт. Затем была актёрская школа в Амстердаме, после чего он получает место в Королевском театре. В Базеле Хауэр женился, и от этого
брака у него появилась дочь Айша, в 1988 году родившая сына Лео. С 1967 года Рутгер начал играть в театре «Noorder Compagnie», где в 1973 году сам поставил две пьесы, а в 1968 году дебютировал в кино. Тогда же он встретился со своей нынешней спутницей — Инеке, художницей и скульптором, с которой они поженились в 1985 году.
Кинокарьера
Его первое появление перед телекамерой состоялось ещё 12 декабря 1956 года, когда проводились съёмки спектакля «Асмодей»
(Asmodee). Затем была эпизодическая роль в картине «Господин Хаварден» (Monsieur Hawarden, 1968), но в смонтированную версию кадры с участием Хауэра не вошли. Первая популярность пришла к молодому актёру уже через год, после участия в телесериале «Флорис» (Floris, 1969).
Так началось его многолетнее сотрудничество с нидерландским режиссёром Полом Верховеном, которое продолжалось более десяти лет и которое принесло Рутгеру Хауэру мировое признание. Первый их фильм назывался «Турецкие
сладости» (1973) — драма по роману нидерландского автора Яна Волкерса (Jan Wolkers), номинировавшаяся в 1974 году на премию «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм».
Сняв этого актёра в пяти известных фильмах разных жанров (эротическая драма «Турецкие сладости» (1973), «Кити-вертихвостка» (социальная драма, действие происходит
в конце 19 века), «Оранжевый солдат» (1977, военный эпос об оккупации Нидерландов немцами во Вторую мировую войну), «Лихачи» (1980, молодёжная драма), «Плоть и кровь» (1985, действие происходит в позднем Средневековье)), Верховен считал, что Хауэр, в отличие от другого его протеже Еруна Краббе, выражает «светлую сторону естества». Режиссёр также намеревался снимать Хауэра и в своём американском дебюте — фантастическом боевике «Робот-полицейский» (1987),
но вскоре поссорился с актёром из-за творческих разногласий.
Его первое появление в Голливуде состоялось в картине «Ночные ястребы» (1981) с Сильвестром Сталлоне в главной роли, в котором он сыграл убийцу Вульфгара. Рутгер увидел для себя новые возможности самовыражения. Он нанимает известного репетитора, у которого берёт уроки американского варианта английского языка, чтобы американские зрители в будущем не слышали его европейский акцент. После нескольких удачных картин, Хауэр становится
известным в США актёром, чьё имя начали ставить первым на киноафишах и плакатах. Фильм «Бегущий по лезвию» стал классикой научной фантастики, и первая версия была добавлена к Национальному архиву фильмов (National Film Archives), поддерживаемым библиотекой Конгресса США. К этому времени он покупает на Калифорнийском побережье дом и собственноручно строит огромный трейлер, который часто использует во время съёмок на выезде.
В конце 1980-х годов Рутгер Хауэр классифицировался среди пятидесяти
наиболее «пригодных к учёту» актёров в мире в списке, сделанном элитным изданием «Hollywood Reporter».
В 1990-х годах актёр всё чаще стал сотрудничать с небольшими независимыми киностудиями, пытаясь уйти от навязанного ему Голливудом образа, что уменьшило его популярность в США. Но у себя на родине, в Нидерландах, Рутгер Хауэр остается очень популярным, о чём свидетельствует шумное празднование его 50-летия в 1994 году. Была показана ретроспектива его самых знаменитых картин, которая
предварялась документальным фильмом «Актёр в оранжевом» (Acteur van Oranje). Спустя год, к 100-летию мирового кинематографа, почтовая служба Нидерландов выпустила юбилейный набор марок, одна из которых изображала Хауэра в роли из картины «Турецкие сладости» (а сам фильм был признан «лучшим голландским фильмом века» в 1999 г., на Национальном кинофестивале).
Вторая половина 1990-х годов и начало нового тысячелетия для актёра, заключившего контракт со своим новым агентом
Джоан Хайлер (Joan Hyler), начались довольно удачно. В этот период он снимается в фильмах киностудии «Hallmark» — «Зов предков» (The Call of the Wild, 1996) по роману Джека Лондона и «Мерлин» (Merlin, 1998) — на телеканале «NBC» в фэнтезийной сказке «Десятое королевство» (англ. The 10th Kingdom, 1999), где сыграл роль злого Охотника. Кинокартина «Симон-волхв » (Simon Magus, 1998), где Хауэр сыграл мягкого и доброго чтеца поэзии Альбрехта
(Count Albrecht), была представлена на нескольких международных кинофестивалях.
В апреле 1999 года Хауэр получил в Нидерландах звание «Лучший актёр столетия», празднование которого на нидерландском телевидении вылилось в ретроспективу его фильмов, проведенную без остановок в течение целого дня. В 2000 году попробовал себя в режиссуре, в результате чего на экраны вышел короткометражный фильм «Комната» (The Room) по книге нидерландского писателя Харри Мюлиша, получивший в следующем
году Приз зрительских симпатий на Парижском кинофестивале (Paris Film Festival) как «лучший короткометражный фильм».
По его собственному признанию, Рутгер никогда не хотел быть актёром, потому что он застенчив по природе, однако, ему очень нравится снимать независимое кино на своей студии.
Избранная фильмография
* 1973 — Турецкие сладости / Turks fruit * 1974 — Одуванчик / Pusteblume
* 1975 — Кити-вертихвостка / Keetje Tippel * 1975 — Холодная кровь / Konterbande * 1977 — Оранжевый солдат / Soldaat van Oranje * 1980 — Лихачи / Spetters * 1981 — Ночные ястребы / Nighthawks * 1982 — Бегущий по лезвию / Blade Runner * 1983 — Эврика * 1984 — Редкая порода / A Breed Apart
* 1985 — Плоть и кровь / Flesh & Blood * 1985 — Леди-ястреб / Ladyhawke * 1986 — Попутчик / The Hitcher * 1987 — Взять живым или мертвым / Wanted: Dead or Alive * 1987 — Побег из Собибора / Escape from Sobibor * 1988 — Легенда о святом пропойце / La Leggenda del santo bevitore * 1989 — Слепая ярость / Blind Fury
* 1989 — Кровь героев / The blood of heroes * 1989 — В лунную ночь / In una notte chiaro di luna * 1991 — Обручённые со смертью / Wedlock * 1992 — Считанные секунды / Split Second * 1993 — Ледяное безмолвие / Arctic Blue * 1993 — Путешествие / Voyage * 1993 — В тупике / Blind Side * 1994 — Фатерланд
/ Fatherland * 1994 — Запретный выбор / Forbidden Choices * 1994 — Кровь невинных младенцев / Blood Of The Innocent — Доктор Лем * 1994 — Игра на выживание / Surviving The Game * 1994 — Последний полёт / Amelia Earhart: The Final Flight * 1995 — Мистер Стич / Mr Stitch * 1996 — Перекрёсток миров / Crossworlds
* 1996 — Минотавр / Minotaur * 1996 — Зов предков / The Call Of The Wild * 1997 — Красный след / Redline * 1997 — Достучаться до небес / Knockin' On Heaven’s Door * 1997 — Солдат апокалипсиса / Omega Doom * 1997 — Гемоглобин / Bleeders * 1999 — Саймон Магус / Simon Magus * 1999 — Десятое королевство
/ The 10th Kingdom * 2003 — Признания опасного человека / Confessions of a dangerous mind * 2004 — Участь Салема / Salem s lot * 2005 — Город грехов / Sin City * 2005 — Бэтмэн: Начало / Batman Begins * 2009 — Oogverblindend
Рутгер Хауэр мечтает снять свой фильм в Петербурге
Знаменитый голливудский актер в Северную столицу прилетел прямым авиаресом из Амстердама. Холодной погодой кинозвезду наш город не удивил.
- В этом году и в Европе не жарко, - резюмировал артист, садясь в припаркованный автомобиль представительского класса.
В городе
на Неве Хауэра считают уже чуть ли не своим. Зимой прошлого года он приезжал на съемки боевика «Пятая казнь», затем на его озвучение. В задумках у звезды было открытие у нас Академии продюссирования.
И вот новый визит. Звезда фильмов «Попутчик», «Плоть и кровь» и многих других картин проведет в городе мастер-класс для студентов, будущих режиссеров, сценаристов и продюсеров.
- Мне очень интересна ваша страна, - признался актер корреспондентам «КП».
– Она, по-моему, совершенно неизвестна для западного зрителя. смотрели больше американских фильмов, чем я снятых в России. К тому же мне сейчас интересны свежие сценарные идеи. Весь мир этим болеет. Актеры есть, режиссеры тоже, а достойных сценариев – нет. И если я такой сценарий здесь прочту, то гарантирую - снимать его буду в этом городе.
На вопрос смотрит ли актер Олимпийские игры, Рутгер лаконично ответил:
- Никогда не смотрел эти соревнования, и спортом по-телевидению я
тоже не интересуюсь.
Тем временем
Работа над фильмом «Пятая казнь» закончится 20 апреля 2010 года, ленту покажут в мае на кинорынке в Каннах, а в отечественный прокат картина с участием Федора Емельяненко и Рутгера Хауэра выйдет осенью этого года.
Кстати
После мастер-класса отберут первые группы студентов, которые будут обучаться профессии продюсера.