Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военное дело и вооружение

  Все выпуски  

Военное дело и вооружение


Информационный Канал Subscribe.Ru


ВОЕННОЕ ДЕЛО И ВООРУЖЕНИЕ

Выпуск № 6

 

Сегодня в номере

 

- Рыцари неба (из истории авиации. ...Окончание.)

 

- Специалисты по вмешательству. (Начало...)

 

- Военные термины: армия, батальон.

 

 

    РЫЦАРИ НЕБА

 

    Паритет между "Фоккером" и истребителями союзников продолжался недолго. С появлением в конце сентября 16-го самолета "Альбатрос-D1" инициатива вновь перешла на сторону немцев. Двигатель их машины был мощнее, скорость выше. На нее ставились уже два, а не один, как раньше, пулемета конструкции Шпандау. Союзники на своих маневренных DH2 теперь в основном могли лишь уворачиваться от атак. Но и эти качества не всегда были спасительными. 23 ноября 1916 года Манфред фон Рихтхофен одержал свою одиннадцатую победу. Его жертвой стал DH2, на котором летел Леной Хоукер - лучший на тот момент ас Великобритании.

    Если DH2 еще могли противостоять атакам "Альбатроса", то BE2c были перед ним совершенно беззащитны. Потери союзников снова стали расти, а немцы выкатывали из ангаров все новые модификации машины. На "Альбатросе-DII", появившемся в конце 16-го, улучшили обзор, DIII, появившийся в начале 17-го года, был еще быстрее и скороподъемнее. Преимущества одной стороны вылились в трагедию для другой - апрель 17-го именовался союзниками не иначе, как "кровавый". Средняя продолжительность жизни пилота союзников не превышала тогда трех недель. Но именно в это тяжелое время у союзников стали появляться пилоты, чьи достижения позже станут легендарными. Таким был Рене Поль Фонк - самый успешный из пилотов союзников в Первой мировой войне, имевший 75 официальных побед и 49 неподтвержденных, одержанных за линией фронта. В начале 1917 года Фонк был зачислен в истребительную группу "Аисты" после боя с двумя немецкими "Румплерами", блестяще выигранного им на неповоротливом разведчике "Кодрон". Пережив "кровавый апрель", в мае 1917-го Фонк одержал свои первые три победы, управляя истребителем "Spad SVII", а ровно через год одержал 6 (!) побед в одном бою - этот результат до конца войны не смог превзойти никто.

 

    Английский "Сопвич" - триплан, прибывший на фронт в начале 1917 года, был настолько хорош, что 14 немецких производителей позже строили его точные копии. Знаменитая канадская "черная эскадрилья" под командованием сублейтенанта Рэймонда Коллишоу, сбившая за май - июль 1917 года 87 немецких самолетов, летала именно на трипланах. Каждый самолет, входивший в эту эскадрилью, имел имя, неизменно начинавшееся со слова "черный": "черная смерть", "черный принц" и так далее.

    "Сопвич Пап", появившийся чуть раньше, был еще маневреннее. А после появления летом 1917 года "Сопвич Кэмел" господство в воздухе снова вернулось к союзникам. Машина была очень удачна и к тому же имела на вооружении уже два спаренных пулемета. "Кэмел" оказался самым успешным самолетом за всю войну со счетом 1 294 сбитых. Его противниками были не только истребители и разведчики - с конца 1916 года немцы использовали в налетах на Британию "Готу" - большой двухмоторный бомбардировщик. Он имел потолок высоты, превышавший 5 000 метров, и мощное оборонительное вооружение. И, тем не менее, с появлением на фронте системы раннего оповещения и "Кэмела" картина изменилась - дневные рейды стали опасными, и с сентября 17-го немцы стали бомбить расположения противника только по ночам. Это обстоятельство позволило "Кэмелу" стать первым в истории самолетом, одержавшим ночную победу.

 

    В отличие от многих других пилотов Фонк всегда был расчетлив и осторожен и никогда не бросался на врага сломя голову. За всю войну в его самолет попала только одна вражеская пуля.

    Ответом на успех союзников, который принес им "Сопвич Кэмел", стал новый самолет конструктора Энтони Фоккера - Dr1. Эту машину получили все лучшие немецкие асы. В умелых руках она творила чудеса. Двадцатилетний Вернер Фосс за три недели полетов на Dr1 одержал 22 победы. Фоккер лично пригласил его на торжественный вечер в отеле "Бристоль", устроенный по поводу успеха своего детища. Спустя несколько, дней после тостов за конструктора и его машину, Фосс в одиночку принял свой последний бой против семи британских самолетов. Он дрался отчаянно, повредив каждого из противников, но пулеметы сержанта Артура Рис-Дэвидса решили дело. Серебристо-голубой триплан ударился о землю и разлетелся на тысячу осколков. "Если б я только мог сбить его, не убив", - писал Дэвидс вскоре после этого боя.

    Манфред фон Рихтхофен пересел с "Альбатроса" в новый "Фоккер" в сентябре 1917-го, сразу, как только машина прибыла на фронт. За окраску своей машины он получил прозвище "Красный барон", к которому почти неизменно прибавлялось "непобедимый". К 1918 году для немцев он был национальным героем, а для союзников - самой большой проблемой в воздухе. Кайзер наградил его крестом за храбрость с персональной дарственной надписью и австрийским военным крестом от императора Франца-Иосифа. Его эскадрилья "Летающий цирк", прозванная так за пеструю раскраску истребителей, наводила на союзников ужас.

 

    В свое время второе крыло помогло прибавить "Фоккерам" маневренности. Dr1 был снабжен еще и третьей плоскостью. А небольшой размах крыльев не только повышал маневренность, но и улучшал обзор, что в бою порой бывало гораздо важнее.

 

    Однако 80-я победа стала для "непобедимого" последней. 21 апреля 1918 года в пылу жестокой схватки Рихтхофен атаковал "Кэмел" Уилфреда Мэя. Защищая своего школьного приятеля, капитан Рой Браун бросился на увлекшегося боем барона и сбил его. "Фоккер" рухнул на английские окопы. Медицинское освидетельствование показало: единственная пуля попала точно в сердце.

    Тело Рихтхофена было предано земле со всеми воинскими почестями. После его смерти руководителем JS2 был назначен Герман Геринг - не самый выдающийся пилот с его 22 победами, но, безусловно, очень неплохой организатор.

    …Капитан Браун сбил не просто "Красного барона". Дух германской армии с гибелью "непобедимого" уже никогда не поднимался на прежнюю высоту. Первая мировая шла к концу, и никакие действия героев-одиночек не могли повлиять на ее исход. Совсем скоро настал день, когда по условиям Версальского мира Германия полностью потеряла возможность иметь воздушный флот. Но люди, сражавшиеся в небе войны и выжившие, вынесли из воздушных боев уникальный опыт. Пройдет совсем немного времени, и те, кто в 1917-м был рядовым пилотом, создадут новые, невиданные доселе организации и механизмы для новой войны в воздухе.

 

Дмитрий Назаров.

Журнал "Вокруг света"

 

 

 

 

    СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ВМЕШАТЕЛЬСТВУ.

 

    Ранним утром 3 февраля 1976 года школьный автобус двигался по своему маршруту в пригороде Джибути. Он отвозил в школу детей французских граждан, проживавших в этой африканской колонии Франции. Все шло как обычно до тех пор, пока на одной из остановок в автобус не ворвались четверо темнокожих мужчин. В салоне в этот момент находилось 30 человек детей в возрасте от 6 до 12 лет. Вышвырнув водителя, террористы направили автобус в сторону Сомали, до границы с которым было не более 25 км.

    Машина остановилась в пустыне, возле французского пограничного поста Лояда. Напротив него находился точно такой же сомалийский пост. Оттуда к бандитам немедленно присоединились еще двое сообщников. Представителю властей, прибывшему вскоре для переговоров, они заявили, что являются членами Фронта освобождения сомалийского берега (так террористы называли территорию Джибути) и выдвинули ряд требований. Среди них главным было освобождение из французских тюрем руководящих деятелей Фронта. В случае отказа они обещали убить всех детей.

    К посту Лояда командование французского гарнизона направило несколько подразделений 2-го парашютного полка и 13-й пехотной полубригады Иностранного легиона. Легионеры двумя тяжелыми армейскими грузовиками перегородили дорогу к посту сомалийцев. Несколько бронеавтомобилей АМЛ-90 заняли огневые позиции. Однако никаких других действий они не предприняли. Всем было ясно, что атаковать автобус нельзя. Это неизбежно повлечет за собой гибель детей. Поэтому военное командование заверило террористов, что нападать на них никто не будет, и что на следующий день из метрополии привезут сюда арестованных "братьев по революционной борьбе".

    Однако в действительности переговоры велись исключительно ради выигрыша во времени. Вечером того же дня самолет ДС-9 доставил спецрейсом в Джибути боевую группу, состоявшую из 9-и человек, во главе с капитаном Кристианом Пруто. Именно им предстояло перечеркнуть планы террористов-революционеров...

    Прибыв на место, Пруто оценил обстановку. Она была хуже некуда. Автобус стоял на ровном, как стол, месте. В радиусе 200 метров вокруг него не было ни одного дерева, ни одного кустика, ни одной ямы. К тому же рядом находился сомалийский пост. А симпатии сомалийцев полностью были на стороне террористов. Пруто предполагал, что после начала операции они могут открыть огонь по его бойцам. К этим двум обстоятельствам следует добавить чудовищную жару. Джибути заслуженно называют "печью Африки". Когда наступит день, беспощадное солнце снова раскалит автобус, что вызовет нервозность как у детей, так и у бандитов.

    Итак, скрытно приблизиться к автобусу нельзя. Атаковать в лоб – тем более. Чтобы преодолеть 200 метров, требуется не менее 30 секунд. За это время террористы могут перестрелять и детей в автобусе, и всех бегущих к нему людей. Следовательно, единственно возможный вариант действий – это использовать снайперов.

    На рассвете 4 февраля 8 бойцов, вооруженных винтовками ФР Ф-1 с оптическими прицелами заняли позицию за грудой камней в 180 метрах от автобуса. Каждому из стрелков Пруто определил его личный сектор наблюдения. Для удобства террористов пронумеровали. Снайперы ежеминутно докладывали по радио своему командиру, кто из бандитов в данный момент находится в тех секторах, за которыми они следят сквозь прицелы. (Микрофоны радиостанций прикрепили прямо на горло, чтобы руки оставались свободными). Надо было дождаться такого момента, чтобы все террористы одновременно оказались в зоне поражения. Только в этом случае можно открывать огонь. Иначе оставшиеся в живых успеют расстрелять детей.

    Шел час за часом, но этот момент никак не мог наступить. Больше всего мешали дети, которые то и дело смотрели в окна, или слонялись по салону, закрывая собой силуэты своих похитителей. Сами террористы тоже постоянно передвигались. Двое из них вообще почти все время находились за машиной, периодически наведываясь на сомалийский пост. Бойцы истекали потом под палящими лучами солнца, напряжение все нарастало, а развязка не приближалась.

    Реальный шанс изменить ситуацию появился только тогда, когда террористы согласились с предложением накормить детей. Обед, который им дали в 14.00, был щедро приправлен снотворным и транквилизаторами. Вскоре после еды большинство детей уснуло. Их головы наконец-то исчезли из окон. В 15.47, после 10 часов непрерывного ожидания, Пруто скомандовал "огонь!" Прогремел залп. Четверо террористов в автобусе погибли мгновенно. Пятый, находившийся за ним – секундой позже. Однако из поля зрения неожиданно исчез шестой похититель.

 

Продолжение следует...

Журнал "Кэмпо" - 5, 1994 г.

 

 

 

 

    АРМИЯ

 

    Армия (от фр. armee, от лат. armare - вооружать), военный орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия; военная организация классов и народов, создаваемая ими для вооруженной борьбы за свое классовое и национальное освобождение или господство; вооруженные силы государства; оперативное объединение; сухопутные силы некоторых государств.

    Армия есть результат экономического и социально-политического развития общества. Она обладает рядом специфических признаков: во-первых, армия является органом государства, которым она создается и содержится; во-вторых, армия представляет собой организацию вооруженных людей и выполняет свои функции вооруженными средствами; в-третьих, армия способна вести войну и обладает для этого необходимой боевой мощью. Эти основные взаимосвязанные признаки отличают армию от других вооруженных организаций и проявляются в процессе ее возникновения и деятельности.

 

    Происхождение армии.

    В первобытном обществе не было армии, так как отсутствовали экономические условия и социально-политические причины ее возникновения. Существовала организация "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами. Эта организация не была средством угнетения и насилия внутри рода и племени или орудием порабощения других племен. Она носила временный характер. При необходимости племя почти целиком вступало в борьбу для защиты своих интересов. Столкновения первобытных племен были своеобразной разновидностью их трудовой деятельности. В процессе распада первобытного строя, вызванного развитием производительных сил и возникновением частной собственности, экономического и социального неравенства, прекратила свое существование и "самодействующая" военная организация. Ее заменила организация людей в виде постоянных вооруженных отрядов. Эти вооруженные отряды фактически были одним из первых структурных элементов зарождающегося государства. В сочетании с народным ополчением они явились основой строительства армии первых рабовладельческих государств (Египет, Вавилония, Ассирия, Персия, Древняя Индия, Древний Китай, Греция, Древний Рим и др.). По мере своего развития армия обретала устойчивую организационную структуру, постоянные средства вооруженной борьбы и превращалась в неотъемлемый орган государства.

 

    БАТАЛЬОН

 

    Батальон (от итал. battaglia - отряд), основное тактическое подразделение в сухопутных войсках и частях морской пехоты. Известны батальоны: мотострелковый (стрелковый, пехотный, мотопехотный), танковые, парашютно-десантные, десантно-штурмовые, разведывательные, инженерно-саперные, химической защиты, связи, РЭБ, автомобильные и др.

    Батальон обычно входит в состав полка, бригады или является отдельной частью, входящей в состав соединения или объединения. Первоначально термин "Батальон" (от "баталия") означал определенный порядок построения войск (сил) для боя (сражения). Так, в 14-15 вв. название "Батальон" относилось к крупной массе пехоты или конницы, построенной для боя сомкнутым квадратом. В 17 в. этот боевой порядок расчленяется на составные части различной величины (катервы, терции), которые и стали именоваться батальоном. Его состав был непостоянен (от 1 до 10 тыс. человек). В конце 17 в. батальон имел более постоянный состав (от 800 до 1000 человек) и от 6 до 9 рот. В русской армии батальоны были введены Петром I. Первоначально состоял из четырех однотипных рот, входил в состав полка. В 1762 году была принята шестиротная организация батальона (5 мушкетерских, или фузилерных, и одна - гренадерская) с однородным вооружением, что определялось преимущественно тактическими соображениями и упрощало обучение.  С появлением нового оружия и в связи с разнообразием и сложностью боевых задач, выполняемых батальонами, в их состав включаются огневые средства (станковые пулеметы, минометы, артиллерийские орудия) и подразделения (взводы, батареи). Это усложняло управление батальонами и их обеспечение, поэтому в батальонах создаются штаб, подразделение обеспечения (связи, хозяйства). После Первой мировой войны развитие вооружения, боевой и специализированной техники, привело к созданию батальонов танковых, самоходно-артиллерийских, пулеметно-артиллерийских, минометных, мотоциклетных, саперных, инженерных, понтонных, электротехнических, связи,  железнодорожных, аэродромного обслуживания и др. В годы ВОВ и послевоенные годы мотострелковые, мотопехотные (стрелковые, пехотные) и танковые батальоны являлись основной единицей при исчислении плотностей и соотношения сил и средств в тактическом масштабе.

 

Продолжение следует...

"Советская энциклопедия", - М., "Военное издательство", 1990 г.

 

 

 

 

Вопросы, предложения, возражения присылайте по адресу:

voen_delo@mail.ru

Ведущий рассылки Александр Тропов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное